Без правильно проложенного маршрута корабль не попадет в нужную точку. Без правильно сформулированной цели курсовой работы студенту будет нелегко убедить комиссию в том, что работа выполнена действительно достойно. Хорошая структура вашего первого серьезного исследования проявляется именно в ясном изложении целей и, что еще важнее, в соответствии всего остального текста курсовой цели и вытекающим из нее задачам. Поэтому сомнительным кажется совет писать введение после написания всей остальной работы. То есть, конечно, так сделать можно, но далеко не каждый человек способен «подогнать» цель под уже существующую структуру. Поэтому прислушайтесь к рекомендации бывалого человека – цель курсовой работы и задачи формулируйте сразу, а не откладывайте на потом.
Первые действия
Напряжение до начала написания всего своего научного труда сэкономит вам массу сил и нервных клеток.
Однако четко сформулировать все нужное для введения сразу после выбора или получения цели научной работы практически нереально – вы еще недостаточно углублены в тему, с одной стороны, и не видите ситуацию в целом - с другой. Цель исследования в курсовой работе пишется не сразу. Она пишется после того, как вы «начитались», то есть уже прочли достаточно много работ по своей теме. Да, после того как вы получили тему, предварительно можно формулировать цель курсовой работы, но будьте готовы к пересмотру.Мелочей не бывает
Обычно одновременно хорошие студенты формулируют и задачи исследования. Задачи – это 3-5 конкретизаций большой цели, конкретные шаги, которые нужно предпринять для решения проблемы. Важно, чтобы каждой задаче, сформулированной во введении, соответствовала большая или меньшая структурная единица в теле самой работы.
То есть соответствующая глава, раздел или параграф. Если вы пишете курсовую в первый раз, ограничьтесь тремя задачами, основу которых задает цель курсовой работы.
Учтите специфику своего университета
Если вы еще не выбрали тему исследования и даже кафедру, очень ответственно отнеситесь к этому вопросу. Хороший научный руководитель способен научить вас тому, как написать цель курсовой работы. Некоторые даже сами пишут ее за студентов, но лучше не доводить дело до такого расклада. Чаще всего цель курсовой работы формулируется в беседе между преподавателем и студентом.
По крайней мере, если вы сами выбрали руководителя, и он любит работать со студентами, он сам предложит помощь. Обязательно ею воспользуйтесь, потому что, помимо общих требований, в каждом вузе есть свои «любимые» и «нелюбимые» слова, которые нужно или, соответственно, нельзя использовать при написании работы.
Откуда брать информацию
Лучший способ узнать, что к чему, – ходить на спецкурс или вводный курс, посвященный правилам научных исследований. Там вы не только узнаете, как сформулировать цель, но и узнаете особенности оформления ее для вашей страны и вуза. Будьте осторожны при покупке методичек по написанию курсовых работ - чтобы такая книга была полезной, необходимо, чтобы она была издана как можно ближе к моменту покупки и, что более важно, издана именно при вашем вузе.
Иначе это пустая трата денег и времени – в каждом вузе даже в рамках ГОСТа есть свои требования к формулированию цели, задач, актуальности, новизны и прочих компонентов введения курсовой работы.
Не «делать», а «сделать»
Теперь о самых частых требованиях выбора слов для изложения цели. Крайне важно использовать глаголы совершенного вида – то есть отвечающие в инфинитиве на вопрос «что сделать?» - выявить, установить, сформулировать, доказать, рассчитать и тому подобные. Глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?», употреблять крайне нежелательно – обычно это та самая красная тряпка, которая приводит председателя комиссии в бешенство (при условии достаточно плохого настроения). Поэтому выбирайте выражения так, чтобы глаголов несовершенного вида в вашем введении не было. В этом смысле опасен и глагол «исследовать» - для него формы совершенного и несовершенного вида совпадают, поэтому лучше его вообще не употреблять или употреблять, но в связке с глаголом явно совершенного вида. Пример курсовой работы с целью, сформулированной правильно: «Мы ставили целью исследовать различия трубчатых и губчатых костей птиц и установить связь функции, расположения и структуры костей этих типов».
Два типа преподавателей
Многое зависит от личностных особенностей вашего научного руководителя и заведующего кафедрой. При этом есть люди, которые радеют за форму, а есть те, которые больше обращают внимание на содержание. Первым нужно наукообразие – много заимствованных терминов (но вы их должны понимать), отглагольных существительных, длинных и сложных предложений с деепричастными и причастными оборотами. Вторым нужно увидеть, что вы ясно понимаете и хорошо излагаете, ведь часто за сложным языком скрываются недостаточно четкие представления. Безусловно, вторые талантливее и умнее – если вам попался именно такой руководитель, и вы хотите заниматься наукой – вам повезло, он научит. Для таких людей цель нужно формулировать с помощью глаголов, как в примере, приведенном выше. А вот если вам попался «бюрократ от науки», то смело вворачивайте отглагольные существительные. «Целью данной курсовой работы является исследование различия трубчатых и губчатых костей птиц с установлением связи функции, расположения и структуры костей данных типов». Занудно? Да. Но с начальством не спорят. Хотя вариант с глаголами звучит лучше, стоит подстроиться под своего научного руководителя, потому что именно он имеет преимущественное право голоса при выставлении вам отметки.
Спорить можно с умным
Будьте морально готовы к тому, что вашу ясную, четкую и такую выстраданную цель раскритикуют в пух и прах. Стоит ли спорить? С умным руководителем – стоит, если вы можете четко аргументировать свою позицию. С дураком спорить не надо – делайте, как он скажет, это не дипломная работа, оцениваемая ГЭКом, при оценке курсовой научный руководитель буквально царь и бог. Вы не уверены, что можете сами сформулировать цель курсовой работы? Пример можно попросить у преподавателя и сделать по аналогии.
Но выводы сделайте и в следующем году заранее присмотрите себе кого-нибудь поадекватнее. Умные люди ошибаются, но умеют делать выводы. И вообще, если вы не собираетесь заниматься наукой после вуза, выбирайте самую «легкую» по отзывам кафедру. Есть множество примеров, когда студент с «легкой» кафедры получает более высокую отметку, чем тот, кто действительно намучился со своей требовательной кафедрой. Хуже всего, когда не слишком умный руководитель придирается по мелочам, и цель вы напишете попытки так с десятой, при этом итог вам лично не нравится.
Резюме
Как написать цель курсовой работы? Вам следует начать работать над целью сразу после получения темы, быть морально готовым к ее критике и переделкам (счет идет на десятки раз у особенно занудных руководителей), одновременно формулировать цель и задачи, быть осторожным в выборе глаголов или соответствующих отглагольных существительных, а также учитывать особенности человека, с которым вы работаете – и соответственно, писать наукообразно или действительно научно. Спорить не надо, а выводы на будущий год сделать обязательно. Также помните, что ваши собственные цели гораздо важнее формальной цели курсовой работы – не перенапрягайте себя без нужды, если вы практик, не любящий науку. Но помните, что лентяй – это еще не практик, поэтому некоторое насилие над собой – обязательное условие самостоятельного написания курсовой работы.