Трезвучие – это особый вид аккорда, который является основной составляющей гармонической части любого музыкального произведения. Чаще всего этот аккорд подстроен под определенный лад, благодаря чему он имеет особый грустный или радостный окрас. Такой же прием, как обращения трезвучий, позволяет создавать в музыке новые гармонии, дает возможность по-иному расставлять акценты и придает звучанию новый, более интересный и уникальный оттенок.
Чем же трезвучие отлично от остальных аккордов
Секрет этого набора нот заключается в самом его названии. Данный аккорд состоит из трех звуков, расположенных друг над другом по движению нотного стана. Чаще всего в основе его лежат терции – большие и малые, однако в некоторых случаях встречаются и другие интервалы, такие как секунды, кварты, квинты и даже сексты. Обращения трезвучий – вот та причина, по которой каждая терция может превратиться в кварту при переносе одной ноты на октаву выше. В этом и кроется секрет красоты звучания каждого подобного аккорда, а что немаловажно – по этой же причине во многих случаях его легче играть, при этом не теряя основного звучания и гармонии произведения.
Как образуется обращение любого аккорда
Минимально аккорд может состоять из трех ступеней, образованных различными интервалами. Предположим, что мы имеем дело со стандартным мажорным аккордом, построенным от ноты "до", в состав которого входит большая и малая терции. Таким образом, чтобы проделать его первое обращение, мы самую нижнюю ноту, то есть "до", переносим на октаву выше. Получается, что теперь наш аккорд начинается со звука "ми" и состоит уже из малой терции и чистой кварты. Обращения трезвучий будут полными, если мы рассмотрим и третье из них. В этом случае на октаву выше уже переносится нота "ми", и аккорд строится с "соль". Его структура теперь будет следующей: чистая кварта и большая терция. Названия же этих обращений просты и происходят от интервалов, с которых начинаются. Основной аккорд – тонический, его первое обращение – терцквартаккорд, а второе – кварттерц.
Почему трезвучие и его обращения считаются основами любой мелодии
Как уже было сказано, каждое трезвучие – это главный аккорд в любом ладу. В мажоре или миноре, в дорийском ладу или лидийском – данный аккорд строится на трех ступенях гаммы. Таким образом, тоника (так именуется это созвучие) начинается с первой ступени лада, затем затрагивает третью и пятую. Первая нота считается наиболее устойчивой, все остальные – вспомогательные. Следовательно, обращения тонического трезвучия могут использоваться для удобства перебора в аккомпанементе, принципиальной разницы в звучании не будет. Исключением можно считать те случаи, когда произведение оканчивается на определенном аккорде. Терцкварт и кварттерц в таких случаях будут звучать неустойчиво, в отличие от тоники.
Как видоизменяются другие аккорды
В теории и практике музыки существуют различные виды трезвучий, которые могут зависеть от определенного лада или же быть самостоятельными. Это стандартное минорное созвучие, которое строится на малой и большой терции. Среди наиболее распространенных аккордов также встречаются увеличенные и уменьшенные. Они состоят либо из двух больших терций, либо из двух малых соответственно. Только в таком вот случае обращения трезвучий будут куда более интересными. В увеличенном аккорде при переносе нижней ноты на октаву выше у нас получится уменьшенная кварта. По звучанию она идентична большой терции, разница заключается только в написании. Поэтому каждое обращение увеличенного аккорда ничем не отличается от своего исходника. В уменьшенном же нижняя нота, перенесенная вверх, будет образовывать увеличенную кварту или тритон. Звучание резкое и специфическое, особенно в сочетании с малой терцией.
Другие наименования обращений аккордов
Наверняка вы обратили внимание на то, что было указано, будто в трезвучии могут содержаться не только малые интервалы, такие как терции и кварты, но и весьма большие – сексты. Как же именно они вписываются в такие созвучия и как это отражается на восприятии? На самом деле каждое обращение главных трезвучий лада содержит в себе этот интервал, а именно его образуют крайние звуки. К примеру, первая вариация тонического трезвучия – это также секстаккорд, так как в зависимости от мажорного или минорного лада его крайние ноты могут быть основой для малой или большой сексты. Второе обращение – это квартсекстаккорд. В мажоре его крайние звуки уже образуют большую сексту, а в миноре – малую.
Зачем нужно менять структуру аккорда
Многие начинающие музыканты не всегда понимают, почему необходимо обращение главных трезвучий, если, по сути, от подобных метаморфоз суть звучания не меняется. Ответ на этот вопрос проще всего получить в процессе импровизации или композиции. Порой даже одна и та же гармония, без отклонений и вспомогательных музыкальных знаков, в одном из своих обращений звучит совсем иначе. К примеру, секстаккорд часто можно услышать в разработке или середине произведения. Он не так основателен, как тоника, но в то же время придает мелодии устойчивости. Квартсекстаккорд считается вводным, то бишь после него непременно нужно сыграть тоническое трезвучие.
Заключение
Аналогично тоническим аккордам в каждой гамме видоизменяются и прилегающие к ним субдоминанты и доминанты. Нередко этот прием используется тогда, когда требуется сыграть разложенный аккомпанемент в виде арпеджио или простого перебора нот. Это придает каждому произведению больше шарма и неоднозначности, но в то же время оставляет возможность сохранить единство гармонии.