Железнодорожные станции и узлы представляют собой комплексные технологические объекты. Эти элементы составляют единую путевую сеть. Далее в статье подробнее рассмотрим эти понятия.
Ж/Д станции
Эти элементы транспортной сети представляют собой объекты, оснащенные специальными устройствами, которые обеспечивают прием и отправку поездов, выполнение их обгона и скрещения. Кроме того, железнодорожная станция позволяет выдавать и получать грузы, а также обслуживать пассажиров. Развитые путевые устройства обеспечивают формирование и разборку составов поездов, выполняют их техническое обслуживание. В зависимости от того, какой объем и характер работ проводится, железнодорожная станция может иметь один из пяти классов или быть внеклассной. Принадлежность к той или иной категории определяется в соответствии с оценкой работы объекта в баллах.
Назначение
Железнодорожная станция – это основная производственно-хозяйственная единица путевой сети. На этих объектах осуществляются конечные и начальные операции, составляющие перевозочный процесс, а также деятельность по обеспечению движения составов. Порядка 75% времени вагонного оборота тратится на станции. Работа объекта организуется в соответствии с графиком движения поездных составов, плана их формирования, эффективного применения технического оснащения и технологического процесса. Порядок использования средств регулируется особым распорядительным актом. На его основании осуществляется контроль безопасного и беспрепятственного отправления и приема составов, проследования поездов по станции, а также эффективность и рациональность внутренних маневровых работ.
Деятельность объекта
Основными принципами, в соответствии с которыми работает железнодорожная станция, являются:
- Непрерывность обработки вагонов и составов, сокращение простоев в процессе ожидания предстоящих операций.
- Уменьшение времени, которое тратится на исполнение каждого этапа работ.
- Максимальная параллельность при обработке поездов.
- Взаимодействие различных специалистов, принимающих участие в осуществлении станционных операций.
- Руководство диспетчера при формировании и разборе составов.
Классификация путей
Станционная линия в границах станций может быть:
- Главной.
- Приемо-отправочной.
- Погрузочно-выгрузочной.
- Сортировочной.
- Деповской (вагонного и локомотивного хозяйства).
- Вытяжной.
- Соединительной.
Последняя ведет к топливным базам, складам, контейнерным и очистным пунктам, сортировочным и ремонтным платформам. Существуют также прочие пути, назначение которых устанавливается в зависимости от исполняемых там операций. Специальные линии предназначены для обслуживания определенных организаций и предприятий, которые связаны с общей ж/д магистралью непрерывным рельсовым полотном. Деятельность этих путей распространяется и на предохранительные тупики. Они, в свою очередь, служат для предупреждения выхода подвижных составов на маршруты следования поездов. Специальные линии обслуживают также улавливающие тупики, которые предназначены для остановки поездов либо их частей, потерявших управление в процессе движения по затяжному спуску. Те пути, которые выполняют одни функции, объединяют в парки приема, отправления, сортировки поездов и прочего. Главные линии нумеруются при помощи римских, станционные – арабских цифр.
Железнодорожные узлы
Эти объекты являются комплексными. Они представляют собой сеть железнодорожных станций, подъездных, обходных и соединительных линий, постов на пунктах примыкания. В их структуру также включаются комплексы путепроводных развязок путей между собой и с автодорогами и городскими магистралями. В составе объекта присутствует станция (железнодорожная), вокзал, депо и прочие элементы.
Классификация
В зависимости от взаимного расположения подходов и станций железнодорожные узлы могут относиться к тому или другому типу. Характеристика осуществляется на основании специальных схем. Так, железнодорожный узел может быть с одной станцией. В этом случае она сооружается при небольшом количестве сходящихся путей. Узлы могут включать в себя станции, расположенные параллельно либо последовательно. Существует еще несколько типов комплексных объектов. Железнодорожные узлы могут включать в себя станции, расположенные крестообразно. В этом случае имеет место пересечение существующей линии под углом. Узел такого типа сооружается при незначительном объеме переработки и не требует обустройства сортировочной станции. Существует и треугольный тип объекта. Такой узел сооружается в случае наличия значительной корреспонденции поездных потоков между всеми направлениями, сходящимися в нем. К прочим типам относят радиальные, кольцевые, тупиковые, комбинированные и полукольцевые.
Обработка составов
Работа станции определяется в соответствии с технологическим процессом. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность на объекте, является особый распорядительный акт. В России он составляется с учетом ПТЭ РЖД. Карта объекта является неотъемлемой частью акта. Технологический процесс позволяет установить наиболее рациональный порядок и длительность исполнения операций с вагонами и составами разных категорий. При этом предусматривается научная организация работы и управления, формирование комплексных путевых бригад. Благодаря комплексу мероприятий обеспечивается высокая культура обслуживания пассажирских перевозок, приема и отправки грузов, а также исполнение плановых задач по переработке вагонов.
Технологический процесс. Порядок организации
Технологический процесс составляется для участковых, сортировочных, грузовых и пассажирских путевых станций. Грамотная организация деятельности способствует повышению производительности труда, сохранности транспортируемых грузов и самих подвижных составов. Кроме того, обеспечивается безопасность при маневровых работах и движении поездов, а также снижение себестоимости вагонной переработки. Технологический процесс разрабатывается инженерными сотрудниками станции совместно с персоналом вагонного и локомотивного депо, связи и сигнализации, дистанции пути. В составлении участвуют специалисты участка энергоснабжения, погрузочных и разгрузочных работ. Организация процесса осуществляется при взаимодействии с сотрудниками технологической группы, дорожного конструкторского бюро. При составлении документации учитываются особенности и условия работы каждой конкретной станции.
Техническо-распорядительный акт
Порядок, который устанавливается этим документом, является обязательным для исполнения сотрудниками всех служб. Распорядительный акт включает в себя общие сведения об объекте, приеме и отправке составов, формировании маневровых работ, информацию о технике безопасности. В приложении, как в обязательной составляющей документа, содержится карта железнодорожных станций, ведомости, схемы, инструкции и прочие данные, которые относятся к организации рациональной деятельности всех служб. В помещениях, где находятся дежурные, маневровые диспетчеры, осмотрщики вагонов, в стрелочных постах вывешиваются выписки из распорядительного акта.