Авиастроительный концерн Украины - АНТК имени Антонова - совместно с предприятиями России и других стран мира создал семейство реактивных двухдвигательных региональных самолетов, получивших маркировку Ан-148-100 (фото представлено в статье). Эти авиалайнеры являются высокотехнологичными конкурентоспособными летательными аппаратами, соответствующими всем современным мировым требованиям, нормам экологичности и безопасности, а также пожеланиям компаний, занимающихся авиаперевозками пассажиров. Самолет Ан-148-100 предназначен для пассажирских и грузовых перевозок на магистральных и региональных линиях.
Семейство и модификации
Семейство авиалайнеров Ан-148-100 состоит из трех вариантов на 68-85 пассажиров: А – это версия пассажирского лайнера малой дальности (до 3000 километров); В – базовая модификация, отличается от предыдущей только дальностью полета (до 3600 километров); Е – характеризуется увеличенной дальностью (до 5000 километров). Кроме того, существует шесть модификаций этого самолета: повышенной пассажировместимости; с максимальным уровнем комфортабельности для пассажиров; грузопассажирские; грузовой с боковой дверью; грузовой с задним люком-рампой; специального назначения.
История создания. Этап первый
В начале 90-х годов прошлого века в конструкторском бюро имени Антонова О. К. были начаты работы по проектированию нового пассажирского самолета - Ан-148-100 (фото, приведенные в статье, демонстрируют этот авиалайнер). Новая машина должна была заменить устаревшие Ан-24, Ан-72, Ан-74, Як-40, Як-42 и Ту-134. Разработкой занимался коллектив инженеров под руководством П. Балуева. Предшественник новой модели, Ан-74, был спроектирован как грузовой транспортный лайнер и не был приспособлен для комфортной перевозки пассажиров. Даже после выноса силовых агрегатов под крыло на пилон, что увеличило топливную эффективность, он не мог конкурировать с рядом современных региональных самолетов такой же пассажировместимости.
В данной ситуации руководство компании приняло решение о создании совершенно нового пассажирское аэробуса, отвечающего всем требованиям современности.
Этап второй
Изначально данный проект назывался Ан-74-68. Новый летательный аппарат отличался формой крыла, удлиненным фюзеляжем, двигателем пятой серии с принципиально новой конструкцией реверса. Однако экономический кризис задержал появление на свет этого самолета. И только в 2001 году начался этап рабочего проектирования лайнера. Теперь проект носил новое имя - Ан-148. За основу была взята концепция авиалайнера Ан-74 ТК-300, однако самолет Ан-148-100 (фото) представляет собой аппарат, полностью созданный с нуля, а не является очередной модификацией Ан-74. У него увеличены длина и диаметр фюзеляжа, новая конструктивно-силовая схема крыла, современные экономичные силовые агрегаты, оснащенные электронной системой управления. Первые летные испытания Ан-148-100 начались в конце 2004 года. А 2 июня 2009 года состоялся первый рейсовый полет нового авиалайнера по маршруту Харьков - Киев. Спустя два месяца в небо поднялся первый Ан-148-100 российской сборки.
Испытания
Спустя три месяца после первого полета испытательной модели Ан-148-100, самолет подтвердил все расчетные характеристики полета в условиях больших углов атаки. Летательный аппарат выводился в режимы сваливания на различных высотах. Делалось это для проверки дополнительной нагрузкой элементов механизации шасси и крыла, характерных для разнообразных этапов полета пассажирского авиалайнера. Практически для любых конфигураций Ан-148-100 (отзывы специалистов это подтверждают) продемонстрировал довольно четкие, различаемые пилотом естественные признаки, ведущие к сваливанию. Поведение лайнера в критических режимах полета оказалось весьма благоприятным, оно соответствовало всем требованиям авиационных правил.
Сертификация
26 февраля 2007 года новый самолет, его двигатель и вспомогательная силовая установка получили сертификаты Государственной авиационной администрации Украины и Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. Сертификация авиалайнера проводилась в соответствии с положениями сертификационного базиса СБ—148, разработанного на основе авиационных требований и правил стран СНГ (АП-25), а также европейских CS-25. По уровню шума на местности этот самолет удовлетворяет требованиям раздела 4 Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (том 1 «Авиационный шум» с поправками по 7-ю включительно) и требованиям части 36 Авиационных правил АП-36. По уровню эмиссии – требованиям соответствующего раздела Приложения 16 к Конвенции о международной гражданской авиации (том 2 «Эмиссия авиационных двигателей» с поправкой по четвертую включительно) и требованиям Авиационных правил АП-34.
Конструкторские решения
Рассмотрим, какие новаторские решения, обеспечивающие новым авиалайнерам ряд преимуществ, реализованы в самолетах данного семейства инженерами КБ "Антонов". Ан-148-100 имеет высокий уровень защищенности крыла и силовых агрегатов от повреждений посторонними предметами. Это обусловлено схемой аппарата - высокоплан с двигателями под крылом на пилонах. Кроме того, самолеты этой серии могут безопасно работать на различных типах взлетно-посадочных полос, в том числе и слабоподготовленных, грунтовых, галечных, ледовых и заснеженных. Помимо этого, наличие бортовой системы, осуществляющей регистрацию состояния систем, и вспомогательной силовой установки, а также довольно высокий уровень надежности и эксплуатабельности позволяют использовать авиалайнеры этого семейства на любых аэродромах. Удобное по высоте расположение подпольных грузовых отсеков дает возможность при загрузке и выгрузке багажа обходиться без специальных грузовых наземных средств.
Силовые агрегаты
Для летательных аппаратов данного семейства в ГП «Ивченко-Прогресс» был разработан новый двигатель пятого поколения Д-436-148. Этот силовой агрегат оснащен рядом систем, обеспечивающих автоматическое управление и контроль. Они обеспечивают оптимальную работу двигателей на всех участках полета, кроме того, повышают надежность, а также сокращают стоимость обслуживания и расход топлива. Силовые агрегаты Ан-148-100 отвечают современным требованиям «Евроконтроля» и ICAO. Их заявленный ресурс составляет 20 тысяч циклов и 40 тысяч часов работы. По желанию заказчика самолеты данного семейства могут оснащаться также современными двигателями зарубежного производства с тягой не более 8000 кгс.
Оборудование
Современное навигационное, пилотажное и радиосвязное оборудование, а также применение электронной дистанционной системы управления полетом аэробуса и многофункциональных индикаторов позволяют использовать эти самолеты на любых воздушных трассах, в том числе и на маршрутах с довольно высокой интенсивностью полетов, днем и ночью, как в простых, так и в сложных метеоусловиях. В Ан-148-100 обеспечено как ручное, так и автоматическое самолетовождение. Автопилот позволяет программировать необходимые маршруты, автоматический заход на посадку в соответствии с нормами I, II и III А категорий ICAO, горизонтальную и вертикальную навигацию, взлет и посадку по схемам STAR и SID. Оборудование осуществляет автоматический контроль состояния всех систем в полете и на земле с последующей выдачей информации техническому персоналу и экипажу самолета.
Безопасность
В семействе данных самолетов предусмотрен комплекс мер авиационной безопасности. Например, кабина экипажа оборудована пуленепробиваемыми дверями, устройствами связи бортпроводников и экипажа, местом для хранения боеприпасов и оружия, системой видеонаблюдения, местом для размещения взрывных устройств в случае обнаружения их на борту в полете, противоугонными устройствами.
Салон
Комфорт пассажирского отсека самолетов данного семейства соответствует уровню комфорта современных магистральных лайнеров. В частности, такой результат достигнут из-за рациональной компоновки, а также состава сервисных помещений, применения современных кресел, материалов и дизайна интерьера, эргономической оптимизации индивидуального и общего пространства, ну и, конечно же, низкого уровня шума. Для развлечения пассажиров в салоне установлена современная информационно-развлекательная система. Ручная кладь располагается в специальных закрывающихся багажных полках, отличающихся внушительным объемом – суммарно 4.2 кубических метра. Размер полок отличается в зависимости от модификации самолета. Самые большие - в ближнемагистральных и региональных авиалайнерах. Общий объем багажных и грузовых отсеков Ан-148, расположенных в хвостовой части и под полом пассажирской кабины самолета – 14,6 кубических метров.
Ан-148-100 - схема салона
Компоновка пассажирской кабины этого авиалайнера рассчитана на перевозку от 68 до 85 человек. В самолете отведено от восьми до десяти мест для бизнес-класса, остальные - для эконом. Схема расположения кресел (приведена на фото выше) в бизнес классе по два в ряду с каждой стороны борта самолета. В салоне экономкласса три посадочных места в ряду с одной стороны и два с другой стороны. Над каждым размещены полки для ручной клади. Расстояние между рядами в экономклассе авиалайнера рассчитано на рост среднего человека (чтобы колени пассажира не упирались в спинку следующего кресла. А вот людям с ростом выше среднего будет несколько некомфортно. Над каждым посадочным местом имеются кнопки управления освещением, регулятор кондиционера, светосигнальное табло и вызов бортпроводника. Согласно отзывам пассажиров, в самолете Ан-148-100 лучшие места в экономклассе находятся у окна с левой стороны борта (ряд из двух кресел).
Отзывы
Как и всегда, в данном случае отзывы людей разнятся, порой они даже диаметрально противоположны. Кто-то утверждает, что самолет весьма комфортабелен, полет проходит в тишине, взлет и посадка отличаются мягкостью. А другие утверждают, что шум работы двигателей довольно высок, при взлете и посадке самолет сильно трясет, и заявляют, что на старых Ан-24 летать гораздо лучше. Сколько людей – столько и мнений. Поэтому если хотите составить свое собственное, воспользуйтесь услугами авиаперевозчиков и сравните ощущения.
Заключение
Несмотря на свою относительную молодость, эти самолеты прочно заняли свою нишу на региональных воздушных трассах не только стран СНГ, но и в государствах Европы и Азии. Самолеты Ан-148-100 «Аэрофлот», «Россия», «Ангара» и другие компании пассажирских воздушных перевозок приобретают для замены морально устаревших Ту-134 и других. Ан-148 отвечает всем современным требованиям безопасности, экономичности и комфорта. Все эти качества и стали основополагающими факторами, благодаря которым компании отдают предпочтение именно этой модели.