Для среднестатистического пассажира успешная посадка самолета в аэропорту — это конец путешествия. Но мало кто задумывается, что подготовка к этому начинается задолго до соприкосновения шасси с полосой. Средняя скорость посадки колеблется в районе 200 км/час. Самолет проходит несколько этапов, касается полосы (в этот момент, как правило, за самолетом взлетает облако пыли), затем гасит скорость по специальныму алгоритму и останавливается.
Для успешного завершения полета требуется слаженная работа обоих пилотов (капитан и второй пилот) и нескольких авиационных диспетчеров. Если в одном из звеньев происходит сбой — результат, чаще всего, один. По статистике авиационных происшествий, взлет и посадка самолета — это два самых опасных момента любого полета.
Выключите мобильные телефоны
В суперсовременных авиалайнерах этой фразы, может, и не услышишь, но в большинстве самолетов это требование должно выполняться неукоснительно. Правила безопасности полетов, с которыми вы соглашаетесь, вступая на борт, требуют выполнения этого пункта во избежания помех для работы приборов, которых в современном пассажирском лайнере более сотни. Конечно, с повсеместной компьютеризацией вроде бы число приборов и уменьшилось, за всем следит один бортовой компьютер, но, например, данные о высоте этот компьютер получает с альтиметра, расположенного на панели перед членом экипажа, сидящим слева. Если говорить о других параметрах полета, то датчиков, с которыми сверяется компьютер, не стало меньше, скорее, наоборот.
Вот так выглядит кабина пилотов в лайнере Боинг 777. Экраны бортового компьютера (у каждого из пилотов свой) и управление находятся на горизонтальной панели между пилотами. Экраны независимы — каждый пилот может просматривать и настраивать нужную в данный момент информацию. Посадка самолета производится по приборам, имеющим отдельные экраны перед штурвалом, но в новых аэропортах компьютер на борту способен сам взаимодействовать с оборудованием полосы.
Верните шторки в исходное положение (открытое)
Просьба поднятия шторок имеет под собой особенности конструкции современного лайнера. Пилоты, сидя в кабине, могут оценивать ситуацию в полете по показаниям компьютера, но какую-то внештатную ситуацию компьютер или датчик покажет далеко не сразу. Но ни они, ни компьютер не способны увидеть, что происходит с крыльями. Утечку топлива приборы зафиксируют, но где именно она происходит - прибор сказать не способен. И если посадка самолета будет происходить внештатно, стюардессы, имея картинку за бортом, сумеют предупредить пилота, а через него наземные службы.
О чем компании не скажут
Есть несколько правил, о которых вам не скажет компания, но знать их стоит. Каждая компания входит в какую-то группу, и иногда пользование самолетами одной группы (или просто компании) поможет сэкономить на билетах — программу лояльности ценят все авиаперевозчики. Отправляясь в полет, стоит проверить отзывы о компании и то, как она проводит эту программу.
Всегда рекомендуется иметь при себе сосательные конфеты. Взлет и посадка самолета связаны с быстрым набором или потерей высоты, и хотя сейчас существуют системы, позволяющие компенсировать изменение давления за бортом, у пассажиров может отмечаться заложенность в ушах и другие не очень приятные ощущения. Если вы путешествуете с маленьким ребенком — рекомендуется захватить ему книжку-раскраску.
Если вы летите впервые, стоит вспомнить о туалете. Им можно пользоваться на стоянках или в полете. Но когда начинается посадка самолета — стюардесса обязана его закрыть.
О том, как будете добираться от аэропорта до места проживания, тоже стоит поинтересоваться заранее. Служащие компании об этом знают, но в 9 из 10 случаев вам подскажут самый «дорогой» способ. Если же вы летите в туристическую поездку, задайте этот вопрос агенту. Доставка до места проживания часто включается в стоимость путевки.
Внештатные ситуации
В каждом полете могут возникнуть ситуации, для разрешения которых потребуется экстренная посадка самолета на ближайшем аэродроме. В большинстве случаев особых действий от пассажира не требуется.
Самолет сел на брюхо в результате проблем с шасси. В таких случаях рекомендуется:
- быстро покинуть самолет;
- не отходить от самолета далеко, чтобы спасательные бригады смогли вас найти;
- убрать столик, и по указанию бортпроводников принять позу для аварийной посадки.
Такая ситуация может никогда с вами не произойти, но поговорку «предупрежден = вооружен» еще никто не отменял.
Заключение
Заключительный этап полета — это посадка самолета. И если среднестатистический пассажир сидит до полной остановки самолета в конце ВПП, то для сопровождающих рейс и обслуживающего персонала на земле наступает авральная пора. Самолет нужно заправить, почистить и отправить в новый полет как можно скорее.