Восприятие: его виды и свойства

Изучению восприятия посвящена целая тема в психологии, в разделе о психических процессах. Она следует сразу за темой об ощущениях, как о самом простом психическом процессе к более сложному. В теме описывается восприятие, его виды и свойства. Каждое из этих знаний не может оставить равнодушным, поскольку восприятие как психический процесс уникально, его особенности поражают, о них говорят, эти знания применяют в своей деятельности дизайнеры, модельеры, модницы, психотерапевты, производители разнообразнейшей продукции, архитекторы, писатели, композиторы — все те, чья деятельности связана с воздействием на человека через предметы своего труда.

Понятие о восприятии

В восприятии предметов окружающего мира (и внутренних органов, кстати тоже) задействованы иногда все органы чувств, а значит и ощущения, в них зарождающиеся, а иногда лишь некоторые. Но психологи не устают повторять, что процесс восприятия не сводится лишь к сумме ощущений: зрительных, слуховых, обоняния, осязания, чувства равновесия, движения. Соединяясь, эти ощущения рождают совершенно иной психический процесс, который основывается на индивидуальных особенностях человека, и поэтому вместо итоговой суммы образов, в сознании возникает иное представление об увиденном. Иногда оно отражает реальность, иногда искажает её. Искажение возникает по двум основным причинам.

Иллюзии восприятия

Психологи давно уже заметили некоторые закономерности в восприятии у всех людей. Их называют иллюзиями восприятия. Когда вертикальные линии визуально удлиняют предмет (т. е. предмет только кажется длиннее). Когда за счёт более мелких деталей на фоне, предмет в центре кажется меньше, чем точно такой же, но на фоне более крупных деталей.

Уникальное свойство восприятия

Вторая причина искажений действительности кроется в уникальном свойстве, присущем данному психическому процессу — апперцепции. Она заключается в зависимости восприятия от жизненного опыта человека, его ценностей, актуальных потребностей (видим только то, что хотим увидеть). Одним словом от содержания психики данного конкретного человека.

Среди других свойств восприятия в разделе психологии «восприятие, его виды и свойства» выделяют следующие: предметность (в течение процесса восприятия в сознании создаётся образ определённого предмета, а не отдельные его свойства по ощущениям человеческих органов); константность (неизменность во времени и пространстве воспринятого образа: даже если предмет меняет положение, движется, в нашем сознании его характеристики, один раз воспринятые, не изменяются); избирательность (вычленение из общей массы конкретных предметов); осмысленность (процесс восприятия связан с мышлением, воспринятый предмет сразу соотносится с увиденным ранее или со знаниями, полученные в течение жизни о данной категории предметов); структурность (человек узнает изменённый предмет или явление, если его структурные элементы сохраняются).

Виды восприятия

Большое место в теме «восприятие, его виды и свойства» уделяется классификации. В качестве критерия разделения на виды результатов процесса восприятия берут пространственно-временные характеристики явлений. Таким образом восприятие делится на: восприятие времени, пространства и движения. С помощью данных механизмов восприятие позволяет точно (ну или почти точно) определить удалённость предмета от человека, его движение, примерную скорость перемещения в пространстве, и даже течение времени. С последним видом восприятия связано несколько интересных фактов. Течение времени кажется более медленным, если мы находимся в ожидании чего-то. Если мы занимаемся чем-то увлекательным интересным, оно «бежит» быстрее, и т.д.

Из приведённых сведений легко составляется характеристика восприятия, и эта информация является полезной для практического применения знаний психологии в различных сферах профессиональной деятельности, как было сказано в начале статьи.

Тема «восприятие, его виды и свойства» входит в раздел дисциплины «общая психология», и приведённых в статье знаний достаточно для разбора данной темы, но изучение всех особенностей восприятия как уникального психического процесса на этом не заканчивается. Например, анализ восприятия литературных или музыкальный произведений большинством представителей человечества (какие жанры наиболее востребованы и в силу каких психологических особенностей той или иной национальности)...

Комментарии