Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: фото, архитектор, интерьер

Самостоятельным туристам, прибывающим во Флоренцию, путеводители настоятельно рекомендуют посетить, кроме площади Сеньории, Старого Моста и дворца Уффици, самую знаменитую и узнаваемую достопримечательность этого удивительного итальянского города-музея - собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото и изображения этого архитектурного шедевра вам, скорее всего, доводилось видеть. И снимки эти зачастую были сделаны с воздуха, поскольку плотная застройка вокруг храма не позволяет найти нужный ракурс, чтобы запечатлеть его целиком. Но намного лучше всяких фотографий будет увидеть собор воочию – когда заходящее солнце нежно золотит красный купол или когда в бархатной итальянской ночи загораются огни эффектной подсветки. Это церковь с богатой, интересной историей и своего рода символ. В самом сердце Флоренции гений титанов Возрождения оставил свой след в камне.

Собор санта мария дель фьоре

История кафедрального собора

План по строительству главного городского храма был принят в конце тринадцатого века. Но нельзя сказать, что собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции был построен на пустом месте. Здесь стояла небольшая церковь Святой Репараты. И самая известная флорентийская базилика уникальна тем, что она начала строиться, когда предыдущее строение еще не было разрушено. Святая Репарата до конца тринадцатого столетия считалась покровительницей города. Это полулегендарный персонаж. Юная девственница из Палестины подверглась различным изощренным пыткам жестокими римлянами за свою приверженность христианству в III столетии. Церковь Святой Репараты была возведена приблизительно в шестом веке. Но также не на пустом месте. В античные времена тут возвышался языческий храм. На заре христианства возле него был построен баптистерий (помещение для крещения неофитов). Известно, что вокруг церкви размещалось кладбище. Множество надгробных плит позднеантичного периода было передано в храмовый Музей.

Собор санта мария дель фьоре флоренция

Средневековая гигантомания?

Первое, что поражает туристов, приходящих к Дуомо – кафедральному собору, это его размеры. Баптистерий и кампанила (колокольня) стоят отдельно, хоть и включены в архитектурный комплекс. Но здание самого храма поистине поражает воображение своими гигантскими размерами. Что это, откуда такая гигантомания? Чтобы ответить на этот вопрос, следует вспомнить, когда строился собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция в начале XIII веке переживала экономический расцвет и претендовала на первенство среди городских республик. Причем она главенствовала не только в Италии, но даже и во всей Западной Европе. Чтобы продемонстрировать свое лидерство (в первую очередь своим основным соперникам – Сиене и Пизе), и решено было построить самый большой на то время кафедральный собор и высочайшую кампанилу. По замыслу, храм должен был вмещать половину населения городской коммуны, которое на то время достигло невиданных размеров – девяносто тысяч человек. Строение таких масштабов бросало вызов искусству средневекового зодчества. Его принял Арнольфо ди Камбио, прославленный архитектор, по проектам которого во Флоренции уже были возведены Палаццо Веккьо и церковь Святого Креста.

Собор санта мария дель фьоре фото

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре: архитектор

Построение кафедрального храма было делом престижа. Здание должно было быть особенным. Поэтому архитектор Арнольфо рискнул отойти от готического канона, который предписывал строить сакральные сооружения в форме латинского креста. Таким образом, сверху эти церкви напоминали букву «Т». Архитектор соединил латинский крест с центрической ротондой, которую должен был увенчать купол. Три нефа разделяют широко расположенные столпы. С ротонды открывается перспектива на алтарь и часовни в трансепте. Ди Камбио не довелось увидеть воплощения своего детища. Он умер в 1302 году, и собор Санта-Мария-дель-Фьоре, план которого он взлелеял, на долгое время превратился в заброшенную стройку. У города просто не хватало средств на амбициозный проект. Выход из финансового кризиса был найден в 1330 году: чудесным образом в церкви Репараты «нашлись» мощи Святого Зеновия, и уже через год работы возобновились.

Собор санта мария дель фьоре во флоренции фото

Именитые продолжатели

Покровителем «стройки века» стал могущественный цех торговцев шерстью (Arte della Lana). Он нанял не кого-нибудь, а прославленного художника и архитектора Джотто. Но мастер был слишком амбициозным, чтобы воплощать в жизнь план предшественника. И стал возводить кампанилу. Когда он умер (1337 год), был построен только ее нижний ярус. А потом работы вновь замерли на двенадцать лет в связи с Великой Черной Чумой. В 1349 году эстафету главного зодчего перенял Франческо Таленти, которому таки удалось достроить колокольню. В 1359 году стройку возглавил Джованни ди Лапо Гини. Потом настали другие времена. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции сменил много архитекторов. И все они были «с именем». Нам известны такие мэтры, как Джованни д'Амброджо, но также и Альберто Арнольди, и Нери ди Фьёраванте, и Андреа Орканья... К 1375 году окончательно разобрали старую церковь Св. Репараты, а в 1380 окончили главный неф. Но фасад здания был завершен… лишь в девятнадцатом веке.

Собор санта мария дель фьоре во

Купол

Как уже упоминалось, собор Санта-Мария-дель-Фьоре возводился для того, чтобы все прочие подобные готические сооружения и в подметки ему не годились. И действительно, главная церковь Флоренции в длину лишь на пять метров уступает знаменитому миланскому Эль Дуомо (153 против 158 м). По плану архитектора ди Камбио, ротонду должен был венчать купол. Но собор имел такой огромный подбанник, что никто долго не отваживался приступить к работам по его созданию. И только в 1420 году за сложную задачу взялся великий зодчий Брунеллески. Он предложил городскому совету план восьмигранного купола из кирпича. Эту готическую форму свода должен был венчать декоративный фонарь. Работы усложнялись большой высотой и тем, что строительные леса не стояли на земле, а крепились к вертикальным стенам собора. В результате через 15 лет получился легкий, устремленный ввысь купол 42 метров в высоту, который сейчас и определяет характерный силуэт Флоренции.

Собор санта мария дель фьоре архитектор

Интерьер

На неподготовленного туриста он производит двойственное впечатление - этот собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Фото храма часто передают его богатое внешнее убранство. Однако интерьер, вероятно, по сравнению с архитектурой фасада, кажется скудным. Это отмечает еще в семнадцатом столетии русский путешественник - некий П.А. Толстой. Он пишет, что «церковь зело велика и сделана изрядно и дивно», а вот внутри «убора никакого нет». Возможно также, что такое впечатление создалось от контраста с православными храмами. Да и современные туристы отмечают, что церковь напоминает искусно сделанную шкатулку, которая внутри оказывается пустой. Искусствоведы же замечают, что внешнее убранство собора было подчинено канонам поздней итальянской готики. Интерьер же стал ареной самых смелых творческих экспериментов мастеров Возрождения. Пол храма полностью сделан из мрамора. Главный алтарь выполнен из алебастра и украшен резьбой. Мастера использовали разные сорта мрамора (зеленый, белый и розовый), чтобы добиться естественной игры света. Корифеями Ренессанса были созданы и великолепные витражи.

Кампанила

Пользуясь тем, что в возведении колоколен не существовало четкого канона, Джотто полностью раскрыл свой талант мастера. Он предложил совету города двадцатиметровую прямоугольную башню, укрепленную боковыми контрфорсами. Фасады создавали впечатление ажурности благодаря двойным оконным проемам. Кроме того, все стены колокольни щедро украшены многоцветными инкрустациями и скульптурами. И хоть великий мастер умер в самом начале работ, другие мастера четко придерживались его планов и чертежей. В результате «кампанила Джотто» известна в мире не меньше, чем и сам собор Санта-Мария-дель-Фьоре, в состав которого она входит.

Собор санта мария дель фьоре план

Баптистерий

Достоверно известно, что крестильня существовала уже в 897 году, еще до построения церкви Святой Репараты. Тогда баптистерии стояли отдельно от молельных храмов, и собор Санта-Мария-дель-Фьоре не исключение. Современный вид крестильня приобретала постепенно. Построенные в 1059 году стены через столетие были облицованы разноцветным мрамором. Свод в виде шатра возвели в XII столетии. Эпоха Возрождения подарила баптистерию три бронзовые двери и мраморные скульптуры над ними. Причем за честь украсить флорентийскую крестильню сражались в конкурсе лучшие скульпторы Тосканы. Сооружение создает ложное впечатление трехэтажного, хотя на самом деле существует только два уровня. Причиной такого оптического обмана является внешняя облицовка стен мрамором.

Храм и город

Не только размерами и архитектурными шедеврами, но и своей историей примечателен собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция с ее многовековой историей тесно связана со своим главным храмом. Множество великих исторических событий произошло именно в его стенах. Здесь выступил со своими проповедями о покаянии Савонарола. В этом храме был убит брат властителя Флоренции Лоренцо Великолепного – Джулиано Медичи. А в крипте собора нашли успокоение Джотто, автор кампанилы, и Брунеллески – творец купола.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.