"ЗИЛ 157" (фото автомобиля представлены на странице), мощный грузовик, который выпускался в советское время на заводе имени Лихачева, с 1958 по 1991 год. Машина обладала характеристиками полноприводного вездехода, и поэтому серийный выпуск был ориентирован на обеспечение автотранспортом Вооруженных сил Советского Союза. При этом какое-то количество "ЗИЛ 157" использовалось в народном хозяйстве.
Усовершенствования
В 1961 году модель была модифицирована и получила индекс "ЗИЛ 157К". В новой версии автомобиль выпускался до 1978 года, затем его производство перенесли на Уральский автозавод (УАМЗ), но уже под маркой "ЗИЛ 157КД". Новая машина отличалась от прежней более совершенной коробкой передач, надежным однодисковым сцеплением, хорошей осевой балансировкой с равномерным распределением нагрузки, а также телескопическими амортизаторами. Ходовые качества модифицированной модели также улучшились, скорость возросла с 60 до 65 километров в час. Обновленная версия некоторое время была недоступна для ознакомления, "ЗИЛ 157", фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.
Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими от истирания. Борта собирались из деревянных пластин, толщиной 20 и шириной 80 миллиметров. Для прочности продольная конструкция усиливалась поперечными брусками с металлическими кронштейнами. Передний борт крепился неподвижно, а боковые и задний откидывались, тем самым полностью открывая платформу кузова. Таким образом, загрузка и выгрузка военного и любого другого имущества проводилась легко и быстро.
Из армии в народное хозяйство
Автомобиль "ЗИЛ 157КД" выпускался до 1991 года, при этом характеристики автомобиля не менялись, все технические параметры полностью отвечали требованиям эксплуатации. А поскольку в 1966 году на заводе имени Лихачева началось производство армейского вездехода "ЗИЛ 131", то поставки "ЗИЛ 157КД" в Вооруженные силы СССР частично прекратились. Машина все больше использовалась в гражданском строительстве, в колхозах, совхозах и лесном хозяйстве. Надежный, неприхотливый автомобиль повышенной проходимости стал незаменимым помощником в самых различных сферах.
Модель "ЗИЛ 157В", седельный тягач без кузова, был особенно удобным транспортом на лесозаготовках. Мощные тяговые характеристики позволяли использовать машину для перевозки длинномерных бревен.
Технические характеристики
Параметры основных узлов и агрегатов "ЗИЛ 157" отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина выпускалась для Советской Армии, для ее производства не жалели средств. Таким образом, "ЗИЛ 157", характеристики которого не нуждались в усовершенствованиях, собирали на конвейере по классической схеме, годами не меняя технологии.
Автомобиль оснащался двигателем средней мощности и трансмиссией с пятью карданными валами, один из которых соединял раздаточный агрегат с коробкой передач, еще два передавали вращение на передний и средний мосты. Четвертый и пятый карданные валы соединяли средний мост с задним, через промежуточный подшипниковый узел.
Шины
Колеса "ЗИЛ 157" имели глубокий протектор направленного действия, практически исключающий пробуксовку. Впервые в отечественном автомобилестроении на грузовик была установлена система подкачки, регулирующая давление в шинах. Проколы и небольшие пробоины в колесах уже не влияли на ход машины, компрессор автоматически закачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. С водительского места также можно было включать механизм подкачки.
Шины "ЗИЛ 157", кроме всего прочего, были рассчитаны на движение по снежной целине или заболоченной местности. Для этого нужно было снизить давление до 0,7 атмосфер. Колеса оседали, их поверхность становилась шире. После прохождения сложного участка, шины вновь накачивались до нормального давления в 2,8 атмосфер.
Система охлаждения
Блок цилиндров "Зил 157" с "рубашкой" закрытого типа. По контуру циркулировала охлаждающая жидкость. Радиатор был трубчатой конструкции, оснащенный вертикальными жалюзями. Шестилопастная крыльчатка вентилятора обеспечивает дополнительное охлаждение.
К конструктивным недостаткам системы охлаждения автомобиля "ЗИЛ 157" можно отнести чувствительность двигателя к низкой температуре. При минус 10 градусах приходилось применять специальные утепляющие кожухи для моторного отсека, поскольку система охлаждения не поддерживала нужную температуру. Впоследствии термостат был доработан, но термокожухи по-прежнему входили в комплектацию машины.
Двигатель "ЗИЛ 157"
- рабочий объем цилиндров - 5 559 см/3;
- тип - бензиновый, карбюраторный;
- максимальная мощность - 109 л.с.;
- число цилиндров - 6, расположение рядное;
- диаметр цилиндра - 101,6 мм;
- степень сжатия - 6,2;
- охлаждение - антифриз;
- материал - блок цилиндров чугунный, головка блока цилиндров алюминиевая;
- режим работы - четырехтактный;
- порядок работы цилиндров 1-5-3-6-2-4;
- топливо А-66, А-72.
Трансмиссия
Механическая коробка передач, пятиступенчатая:
- модель 151;
- переключение – напольное рычажное.
Передаточные числа:
- пятая передача (прямая) – 0,81;
- четвертая передача – 1,00;
- третья передача – 1,89;
- вторая передача – 3,32;
- первая передача – 6,24;
- задний ход – 6,70.
Коробка раздаточная, двухступенчатая:
Передаточные числа:
- первая передача – 2,44;
- вторая передача – 1,24;
- главная передача ведущих мостов – одинарная, 6,67.
Габаритно-весовые характеристики
- полный вес 10 190 кг;
- длина 6 684 мм;
- высота: полная, с тентом 2 915 мм, без тента 2 360 мм;
- ширина 2 315 мм;
- передняя колея 1 755 мм;
- задняя колея 1 750 мм;
- база колесная 3 665 + 1 120 мм;
- дорожный просвет (клиренс) - 310 мм.
Модификации
За время производства "ЗИЛ 157" было создано одинадцать базовых модификаций, которые выполняли определенные задачи. Кроме того, существовали автомобили специального назначения:
- пожарная машина с танком для воды, емкостью 4,5 тонны, выдвижной лестницей и двойной кабиной для личного состава;
- автомобиль с аварийно-генераторной установкой для снабжения электроэнергией временно обесточенных объектов.
- модели с усиленным передним бампером для буксировки методом толкания;
- автомобили, оснащенные лебедкой, предназначенные для вытаскивания застрявшей колесной и гусеничной техники;
- базовая модель "ЗИЛ 157", выпуск 1958 года;
- седельный тягач "157В";
- базовая модель с 1961 года, "157К";
- седельный тягач с 1961 года, "157КВ";
- базовая модель с 1978 года, "157КД";
- седельный тягач с 1978 года, "157КДВ";
- тропический вариант с расширенной системой охлаждения и объемным радиатором, "157Ю";
- экспортная модель "157Э";
- модель с защищенным оборудованием, экранированная - "157Г";
- модель с экранированным, защищенным оборудованием с 1961 года - "157КГ";
- модель специализированная с двойными топливными баками, общим объемом 300 литров - "ЗИЛ 157Е".
Всего было выпущено 797 934 автомобиля всех модификаций "короля бездорожья", как в народе называли "ЗИЛ 157".
Новый двигатель
Базовая модель 1978 года "157КД" оснащалась двигателем, унифицированным с мотором автомобиля "ЗИЛ 130". Была повышена степень сжатия с 6,2 до 6,5. Поршневую группу - гильзы цилиндров, поршни, комплект компрессионых колец, пальцы шатунные полностью позаимствовали у двигателя "130". Систему смазки кардинально изменили, масло теперь очищалось в центробежном фильтре.
Мощность водяного насоса была значительно повышена, установлен принципиально новый генератор переменного тока, малогабаритный, эффективный агрегат. Штатный стартер заменили на высокооборотистый, повышенной мощности. Обычный трамблер уступил место контактно-транзисторной системе зажигания. Обновленный двигатель устанавливался на "ЗИЛ 157КД" в Уральском филиале ЗИЛа.
"ЗИЛ 157", дизель
В период производства вездехода, дизельных силовых установок, которые выпускались бы в промышленном масштабе, не существовало. Поэтому в СССР все грузовики оснащались только бензиновыми моторами. Однако на "ЗИЛ 157" в принципе можно установить дизельный двигатель марки Д245-12С, для этого не нужно ничего переделывать, все крепления по стыковке мотора и коробки предач легко адаптируются. Необходимо только срезать задние штатные опоры и наварить кронштейны от "ЗИЛ 130" или "ЗИЛ 131". Однако при установке дизеля нужно быть готовым к ощутимой тряске всей машины, это единственный минус от такой модернизации.
Мосты
Автомобиль "ЗИЛ 157", независимо от модификации, оснащается тремя однотипными ходовыми агрегатами. Это планетарные, полуосевые мосты, с дифференциалами. Передаточные числа шестерен идентичные для всех трех балок. Кронштейны крепления рассчитаны на элиптические рессоры, хотя подвеска может быть и маятниковой с пружинами и гидравлическими амортизаторами.
Достаточно жесткие условия эксплуатации "ЗИЛ 157", мосты которого испытывают основную нагрузку, заставили конструкторов искать решения, повышаюшие надежность подвесок автомобиля. Была разработана схема, достаточно простая и надежная, которая предусматривала установку гидравлических амортизаторов.
Все полуоси автомобиля стыкуются с чугунными барабанами, которые являются частью достаточно эффективной тормозной системы "157". Колодки из универсального материала "фередо" работали безупречно. Машина практически никогда не оставляла следы от протектора на дороге, остановка была плавной и без рывков, которые обычно сопровождают торможение большегрузных автомобилей.
Ремонт автомобиля
Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, "король бездорожья" иногда ломается. Однако нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти "ЗИЛ 157"есть в продаже в достаточном количестве. В советский период, параллельно с производством автомобилей, особенно грузовых, работали заводы по выпуску ремонтных комплектов. И, как правило, запасные части производились в огромных количествах, намного превышающих потребность. Это были издержки планового хозяйства, но именно благодаря им сегодня можно купить практически все, что нужно для ремонта автомобиля.