Что такое театр японский? Виды японского театра. Театр но. Театр кёгэн. Театр кабуки

Япония – загадочная и самобытная страна, познать сущность и традиции которой европейцу очень сложно. В значительной мере это объясняется тем, что до середины XVII века страна была закрыта для мира. И теперь, чтобы проникнуться духом Японии, познать ее сущность, нужно обратиться к искусству. В нем как нигде выражается культура и мировоззрение народа. Одним из древнейших и дошедших до нас практически неизменным видов искусства является театр японский.

История японского театра

театр японский

Корни японского театра уходят в далекое прошлое. Около полутора тысяч лет назад в Японию из Китая, Кореи и Индии проникли танцы и музыка, а с материка пришел буддизм – именно этот момент считается началом зарождения театрального искусства. С тех пор театр существует на преемственности и сохранении традиций. Ученые предполагают, что театр японский содержит в себе даже части античной драмы. Этому могли способствовать связи страны с эллинистическими государствами Передней Азии, а также Индией и Китаем.

Каждый театральный жанр, пришедший из глубины веков, сохранил свои первоначальные законы и индивидуальность. Так, пьесы драматургов далекого прошлого и сегодня ставятся по тем же принципам, что много веков назад. Заслуга в этом принадлежит самим актерам, которые хранят и передают древние традиции своим ученикам (обычно своим детям), образуя актерские династии.

Рождение театра

Рождение театра в Японии связывают с появлением в VII веке пантомимы Гигаку, что в переводе означает – «актерское искусство», и танца Бугаку – «искусство танца». Разная судьба постигла эти жанры. Гигаку вплоть до Х века занимал подмостки театров, но не выдержал конкуренции с более сложными пантомимическими жанрами и был ими вытеснен. Зато Бугаку исполняются и сегодня. Сначала эти представления влились в храмовые празднества и дворовые церемонии, затем их стали исполнять отдельно, а после реставрации власти этот жанр японского театра пережил расцвет и обрел еще большую популярность.

Традиционно выделяют следующие виды японского театра: но, или ногаку, предназначенный для аристократии; кабуки, театр для простых людей, и бунраку – кукольный театр.

Традиционный японский театр сегодня

В новом времени в Японию попали европейские искусства, а следовательно, и современный театр. Начали появляться массовые представления по западному образцу, опера, балет. Но традиционный японский театр сумел отстоять свое место и не утратить популярности. Не стоит думать, что он неподвластный времени раритет. Актеры и зрители – живые люди. Постепенно меняются их интересы, вкусы, восприятие. Неизбежно проникновение современных веяний в устоявшуюся и складывающуюся веками театральную форму. Так, сократилось время представления, сам темп действий ускорился, ведь сегодня у зрителя нет столько времени на созерцания, сколько было, например, в средневековье. Жизнь диктует свои законы, и театр постепенно под них подстраивается.

Театр аристократии но

театр но

Зародился театр но в XIV веке и приобрел большую популярность у аристократии и самураев. Изначально он предназначался исключительно для высшего сословия Японии.

Развиваясь на протяжении многих веков, театр превратился в национальную традицию, заключающую в себе глубокий философско-духовный смысл. Декорации его просты, основной акцент делается на маски, значение которых подчеркивает и кимоно. Кимоно и маски передаются в каждой школе из поколения в поколение.

Спектакль выглядит следующим образом. Ситэ (главное действующее лицо) под звуки флейт, барабанов и хора рассказывает истории о мирной жизни и битвах, победах и поражениях, убийцах и монахах, героями которой будут духи и смертные, демоны и боги. Повествование непременно ведется на архаичном языке. Но – самый загадочный жанр японского традиционного театра. Объясняется это глубоким философским значением не только самих масок, но и всех деталей представления, которые несут в себе тайный смысл, для понимания доступный лишь искушенному зрителю.

Театральное представление длится от трех с половиной до пяти часов и содержит несколько пьес, которые чередуются с танцами и миниатюрами из жизни обычных людей.

Маски но

Но – японский театр масок. Маски не привязаны к какой-то конкретной роли, они служат для передачи эмоций. В сочетании с символическими действиями актеров и музыкой маски создают неповторимую атмосферу театра времен Токугава. Хотя, с первого взгляда, трудно поверить, что маски но действительно служат для передачи эмоций. Чувства печали и радости, гнева и смирения создаются за счет игры света, мельчайших наклонов головы актера, композиций речевого хора и музыкального сопровождения.

театр теней

Интересно, что различные школы используют на одних и тех же представлениях разные кимоно и маски. Существуют маски, которые используют для одних ролей. Сегодня насчитывается около двухсот масок, сохранившихся до наших дней и изготовленных из японского кипариса.

Представления но

Театр но чужд реализму и построен, скорее, на воображении зрителей. На сцене, подчас вовсе без декораций, актеры совершают минимум действий. Персонаж делает всего пару шагов, но по его речам, жестам и хоровому сопровождению выясняется, что он проделала долгий путь. Два героя, стоя рядом, могут не замечать друг друга, пока не окажутся лицом к лицу.

Главное для театра но – жесты. Жесты сочетают в себе как те, которые имеют определенное значение, так и те, что используются из-за красоты и не несут никакого смысла. Особый накал страстей в этом театре передает полная тишина и отсутствие движений. Неискушенному зрителю очень сложно понять в подобные момент, что происходит на сцене.

Театр кёгэн

Театр японский кёгэн появился практически одновременно с театром но, однако сильно от него отличается своей тематикой и стилем. Но – театр драмы, переживаний и страстей. Кёгэн – фарс, комедия, наполненная незамысловатыми шутками, скабрезностями и пустой суетой. Кёгэн доступен для понимания всем, смысл пьесы и действия актеров не надо расшифровывать. Традиционно постановки кёгэн служат интермедией в театральных спектаклях но.

мужской японский театр

В репертуар театр кёгэн входят пьесы XV—XVI веков. Это примерно двести шестьдесят произведений, авторы которых в большинстве своем неизвестны. До самого конца XVI века пьесы передавались из уст в уста от учителя к ученику и не были записаны на бумаге. Только к концу XVII века стали появляться письменные носители.

В кёгэн существует четкая классификация пьес:

  • о богах;
  • о феодалах;
  • о женщинах;
  • о злых духах и т. п.

Существуют постановки, в которых освещены мелкие семейные неурядицы. В них обыгрываются непостоянство мужчин и коварство женщин. Наибольшая часть пьес посвящена слуге по имени Таро.

Персонажами кёгэн являются простые люди, в жизни которых не происходит ничего особенно значительного. В начале пьесы зрителям представляются все персонажи. Актеры театра делятся на группы: главные – ситэ, второстепенные – адо, третьестепенные – коадо, четвертые по значению – чурэ и пятые по значению – томо. Самыми крупными школами актерского мастерства кёгэн являются Идзуми и Окура. Несмотря на то что но и кёгэн являются родственными, актеры для этих театров готовятся отдельно.

Жанр японского театра кёгэн предусматривает три типа костюмов:

  • господина;
  • слуги;
  • женщины.

Все костюмы изготавливаются по моде XVI и начала XVII века. Иногда в театральных представлениях могут быть использованы маски. Но это не маски но, выражающие эмоции, - это маски, определяющие роль персонажа: старуха, старик, женщина, демон, бог, животные и насекомые.

После завершения Второй мировой войны произошло обновление театра кёгэн, и пьесы стали исполняться самостоятельно, а не только в рамках представлений театра но.

Кабуки – театр храмовой танцовщицы

Представления кабуки изначально были рассчитаны на всех желающих. Театр кабуки появился в начале эпохи Токугава и связан с именем храмовой танцовщицы и дочери кузнеца Идзумо-но Окуни.

Девушка в XVII веке переехала в Киото, где начала исполнять ритуальные танцы на берегах реки и в центре столицы. Постепенно в репертуар стали входить романтические и эротические танцы, а к представлению присоединились музыканты. Со временем популярность ее выступления возросла. Окуни быстро удалось совместить в выступлениях танцы, баллады, стихотворения в единое целое, создав японский театр кабуки. Дословно название театра переводится как «искусство пения и танца». На этот момент в представлениях участвовали лишь девушки.

Популярность театра росла, часто высокопоставленные жители столицы стали влюбляться в прекрасных танцовщиц труппы. Правительству подобное положение дел не нравилось, тем более что за любовь актрис начали устраивать поединки. Это, а также излишне откровенные танцы и сцены привели к тому, что вскоре был издан указ о запрете на участие женщин в представлениях. Так, онна кабуки, женский театр, прекратил свое существование. И на подмостках остался мужской японский театр – вакасю кабуки. Этот запрет относился ко всем театральным представлениям.

В середине XIX века официально указ был отменен. Однако традиция исполнения всех ролей в представлениях мужчинами сохранилась и по сей день. Таким образом, канонический японский театр – мужской японский театр.

Кабуки сегодня

На сегодняшний день японский театр кабуки является самым популярным из традиционных драматических искусств. Актеры театра известны в стране и часто приглашаются на телевидение и съемки кинофильмов. Женские роли во многих труппах вновь стали исполняться женщинами. Более того, появились полностью женские театральные коллективы.

театр кабуки

Суть театральных представлений кабуки

Театр кабуки воплощает ценности эпохи Токугава, именно они ложатся в основу сюжетов. Это, например, закон справедливости, в котором воплощается буддистская идея о вознаграждении страдавшего человека и непременном наказании злодея. Также буддистская идея мимолетности земного, когда высокородные семьи или могущественные лидеры терпят крах. В основе конфликта часто может лежать столкновение таких принципов конфуцианства, как обязанности, долг, почтительность к родителям, и личных устремлений.

Грим и костюмы максимально соответствуют ролям, исполняемым актерами. Чаще всего костюмы соответствуют моде времен Токугава, изящны и максимально стилизованы. Маски в спектаклях не используют, их заменяет сложнейший грим, отражающий содержание роли. Также в представлениях используют парики, которые классифицируются по социальному положению, возрасту и роду занятий персонажей.

Театр бунраку

Бунраку – японский театр кукол. Иногда его еще ошибочно называют дзёрури. Дзёрури – название театрального спектакля бунраку и одновременно имя одной из кукол, несчастной принцессы. Именно с баллад об этой героине начался театр. Изначально он не был кукольным, а песни распевали бродячие монахи. Постепенно к представлению присоединились музыканты, зрителям стали показывать картинки, на которых изображались герои. А позднее эти картинки превратились в куклы.

Наиважнейшим в театре является гидайю – чтец, от мастерства которого зависит успех всего представления. Чтец не только исполняет монологи и диалоги, его задача и в том, чтобы издавать необходимые звуки, шумы, скрипы.

К середине XVII века сложились основные каноны музыкального исполнения и декламации в бунраку, но сами куклы еще долго продолжали изменяться. Со временем возникла техника управления одной куклой тремя людьми. Театр Японии бунраку имеет древнюю традицию изготовления кукол. У них нет тела, его заменяет деревянная прямоугольная рама, переплетенная нитями для управления головой, руками и ногами. Причем ноги могут быть только у мужчин-кукол и то не всегда. На раму надевается множество слоев одежды, что придает объемность и схожесть с человеческой фигурой. Голова, руки и, если необходимо, ноги являются съемными и надеваются на раму в случае необходимости. Руки и ноги крайне подвижны и изготовлены так, что кукла может пошевелить даже пальцем.

японский театр кабуки

Техника управления куклой осталась прежней, хотя и усовершенствованной, - три актера нужны для манипулирования одной куклой, высота которой составляет две трети роста человека. Актеры не скрываются от публики, а находятся тут же на сцене, они облачены в черные маски и халаты. Черный цвет имеют также кулисы, задник сцены, занавес и площадка для музыкантов. На таком фоне ярко выделяются декорации и куклы в цветастых нарядах и с раскрашенными в белый цвет руками и лицами.

Основной тематикой театра бунраку является изображение столкновений чувств и долга, «гири» и «ниндзе». В центре повествования находится человек, наделенный чувствами, устремлениями, желанием наслаждаться жизнью. Однако ему мешает общественное мнение, долг, социальные и моральные нормы. Ему приходится делать то, чего он не желает. В итоге конфликт между долгом и личным устремлением приводит к трагедии.

Театральные тени

Театр теней уходит своими корнями в глубокую древность. Местом его возникновения считается Азия, а наибольшего расцвета он достиг в Китае. Именно оттуда пришел японский театр теней.

Изначально в представлениях использовались фигурки, вырезанные из бумаги или кожи. Сценой служила деревянная рама, обтянутая белым сукном, за которой скрывались актеры, управляющие фигурками и поющие. С помощью направленного света на экране отражались персонажи-фигурки.

Театр теней в разных районах имел свои виды фигурок и репертуар исполняемых песен.

Театр ёсэ

Ёсэ – традиционный японский комический театр. Зародился он в XVII веке, и первые представления устраивались под открытым небом. Но с популярностью театра стали появляться специальные дома для подобных представлений – ёсэба.

Пьесы театра относятся к жанру ракуго – сатирические или комические рассказы, неизменно с неожиданным финалом, наполненные каламбурами и остротами. Развивались эти рассказы из анекдотов, создаваемых ракугока – профессиональными сказителями.

Одетый в кимоно исполнитель усаживается посреди сцены на подушку, в руках у него обычно полотенце и веер. Героями повествования становились люди разных сословий, тематика рассказов ничем не ограничивалась. Неизменным было лишь то, что истории были смешными, связанными с политическими, бытовыми, злободневными и историческими ситуациями.

Большая часть рассказов была создана в период Эдо и Мэйдзи, поэтому современному зрителю мало знакомы и чужды описываемые традиции, быт и проблемы. В связи с этим многие актеры ракуго пишут сатирические повести на злободневные темы сами.

Еще одним жанром ёсэ считается мандзай. Это комический диалог, корни его уходят в традиционные новогодние представления, которые сопровождались песнями, танцами и разыгрыванием комедийных сценок. Постепенно в мандзай вошли элементы фарса, мюзиклов и других жанров, что сделало его еще популярнее и позволило попасть на телевидение.

традиционный японский театр

Театр ёсэ представлен и жанрами нанивабуси (разновидность баллады) и кодан (художественное чтение). Кодан представляет собой рассказ, в основу которого легло выступление странствующих артистов. Изначальная тематика рассказов (сражения прошлых времен) расширялась, и в нее вошли семейные конфликты, судебные дела легендарных судий, политические события, необычные случаи в жизни простых горожан. Однако не все темы поощрялись властями. Часто выступления даже запрещались.

Синопсис

Традиционный театр японский – многоцветный и сложный мир, элементами которого являются актеры, музыканты, маски, декорации, костюмы, грим, куклы, танцы. Все это образует уникальный и неповторимый загадочный мир японского театрального искусства.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.