Корабельные сосны. Что такое корабельная сосна

Ареал произрастания корабельных сосен - территории, где властвует суровый климат. Сосновые боры обосновались в таежных районах. Соснами заросли горные массивы. Немало их растет и в мягком климате, например, в Крыму.

Благодаря произрастанию в северных широтах с холодными климатическими условиями, сосна - хвойное дерево - обладает уникальной древесиной с отменными физико-механическими свойствами. Порода относится к востребованным строительным материалам.

Морфология

Корабельная сосна относится к роду вечнозеленых хвойников. Она обладает узенькой мягкой либо игольчатой хвоей. Хвоинки собраны в небольшие пучки (по 2-5 штук), унизывающие концы укороченных побегов. В вызревших шишках, вырастающих в длину до 3-10 сантиметров, скрываются орешковидные семена, которые практически все снабжены крылышками.

корабельные сосны

Светолюбивые деревья, обладающие глубокой и мощной корневой системой, как правило, формируют однородные насаждения – сосновые рощи. Для обитания они предпочитают сухие кварцевые пески, лишенные плодородного гумуса, торфянистые почвы и сфагновые болота.

Превосходная пластичность корневой системы, интенсивное развитие корней, их способность захватывать существенные зоны почвенной толщи и проникать в ее глубинные слои, а также умение осиливать новые места с негативными свойствами обуславливают приспосабливаемость к разнообразным типам грунтов.

Характеристика дерева

Для древесины этого растения с высоченными прямыми стволами характерна особая прочность, твердость и смолистость. Это идеальный древесный материал для судостроения. Именно отсюда возникло название «корабельные сосны» – деревья с определенными свойствами. А лесные массивы, где в основном произрастают сосны, зовут «корабельными рощами» или «мачтовыми лесами». Суда, построенные из этих деревьев, именовали «плавучей сосной».

Высота деревьев, достигающих в обхвате полуметра, подбирается нередко к 70 метрам. На поверхности их стройных стволов почти совсем отсутствуют сучки. Повышенная ценность древесины этого растения заключается еще и в том, что в ней практически нет изъянов, у нее своеобразный красивый природный рисунок, оригинальная фактура.

сосна фото дерева

Цветовая палитра древесины разнообразна. Она во многом зависит от тех условий, где произрастают корабельные сосны, фото которых всегда впечатляют. Цвет бывает беловато-желтых, красноватых и бурых оттенков. Изделия из нее отличаются высоким качеством и декоративностью.

Сосновая древесина обладает повышенной плотностью. Она в 1,5 раза больше, чем у обычных сосен. Также она не склонна к короблению, прекрасно плавает. Стволы срубленных растений легко сплавляются по рекам, изрезавшим глухую тайгу.

Смолистые вещества, которые выделяют корабельные сосны в больших количествах, предохраняют получаемые из нее материалы (бревна, брус, доски и прочее) от гниения, паразитирующих особей и грибков. Сооружения из них гораздо долговечнее, чем из других пород деревьев.

Виды корабельных сосен

Для кораблестроения подходит три сорта сосен: желтые, красные (рудовые) и белые (мяндовые). У желтых сосен, возносящихся на 50-70 метров ввысь, легкая, прочная, крепкая и упругая древесина. Из нее изготавливают элементы рангоута.

Красную сосну, затянувшую просторы северной российской полосы, ее сухие местечки и возвышенности, используют в производстве деревянной обшивки, применяемой в дизайне интерьера морских судов. Из нее делают палубные настилы. Ею обивают внутреннюю сторону бортов, трюмные отделения, каютные щиты и прочее.

сосна высота дерева

Древесина белых сосен, предпочитающих болотистые и затапливаемые водой местности, используется при временных работах. Она применяется там, где нет необходимости в соблюдении особой прочности и крепости. Материалы из такой древесины годятся для сборки временных лесов, шаблонов, подставок и других элементов. Определить, какого сорта на снимке сосна, фото дерева вряд ли поможет. Для этой цели нужны древесные спилы.

Использование в кораблестроении

Кораблестроители особым образом использовали разные части стволов. Суда строились в соответствии с природными приметами. Важные детали изготовляли из части ствола, обращенной на север. Это позволяло получать твердые и прочные конструктивные элементы. Ведь дерево с северной стороны получает минимум тепла и солнца. А значит, древесина, взятая с северной стороны, мелкослойная, она отличается большей плотностью.

Самыми ровными древесными волокнами наделена лишенная нижних ветвей сосна. Высота дерева и ровные, без изъянов стволы, позволяли получать из бревен кили и длинные доски с ровной поверхностью.

корабельные сосны фото

Корабельщики минувших эпох использовали не только древесину растения для строительства водного транспорта, но и смолу. Они пропитывали ею паруса и канаты, латали пазы в различных суднах. Вследствие этого получали долговечные корабли с прочной оснасткой. Из высоких стройных могучих сосен сооружали суда для флота Российской империи.

Мачтовые деревья

Самые высокие корабельные сосны с прочными прямыми стволами идеальны для изготовления мачт парусных судов. Их невероятно твердая и смолистая древесина особо прочна в центральной части стволов, там, где расположено ядро дерева.

Наружные слои заболони и ядра отличаются окраской. У ядра более интенсивный цвет, чем у заболони. Тона окраски ядра зависят от условий произрастания деревьев.

Охрана мачтовых лесов

К корабельным лесам предъявляются весьма высокие требования со времен Петра І. Их выращивают по определенным правилам, осуществляя строгий уход. Ведь в отрубе самое малое 12 вершков (48-54 сантиметра) должна иметь такая сосна. Фото дерева таких размеров прекрасно показывает его величие.

сосна хвойное дерево

Рост сосен до нужных величин занимает довольно много времени. В связи с чем при Петре І приняли указы, налагающие запрет на вырубку сосняков, пригодных для кораблестроения. К заповедным растениям отнесли все 12-вершковые деревья. За нарушение распоряжения налагались огромные штрафы. За каждое самовольно вырубленное дерево приходилось отдавать 10 рублей штрафа (в то время как пуд ржи обходился всего в 15-20 копеек).

Кроме того что сосновые боры отнесли к заповедным лесам, Петром І было принято решение о закладке мачтовых сосняков. Он понимал, что корабельные сосны и дубы растут столетиями. Свободная вырубка лесов грозила быстрым их истреблением. Чтобы уберечь сосновые массивы от уничтожения, император установил государственный контроль над их использованием.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.