Ареал произрастания корабельных сосен - территории, где властвует суровый климат. Сосновые боры обосновались в таежных районах. Соснами заросли горные массивы. Немало их растет и в мягком климате, например, в Крыму.
Благодаря произрастанию в северных широтах с холодными климатическими условиями, сосна - хвойное дерево - обладает уникальной древесиной с отменными физико-механическими свойствами. Порода относится к востребованным строительным материалам.
Морфология
Корабельная сосна относится к роду вечнозеленых хвойников. Она обладает узенькой мягкой либо игольчатой хвоей. Хвоинки собраны в небольшие пучки (по 2-5 штук), унизывающие концы укороченных побегов. В вызревших шишках, вырастающих в длину до 3-10 сантиметров, скрываются орешковидные семена, которые практически все снабжены крылышками.
Светолюбивые деревья, обладающие глубокой и мощной корневой системой, как правило, формируют однородные насаждения – сосновые рощи. Для обитания они предпочитают сухие кварцевые пески, лишенные плодородного гумуса, торфянистые почвы и сфагновые болота.
Превосходная пластичность корневой системы, интенсивное развитие корней, их способность захватывать существенные зоны почвенной толщи и проникать в ее глубинные слои, а также умение осиливать новые места с негативными свойствами обуславливают приспосабливаемость к разнообразным типам грунтов.
Характеристика дерева
Для древесины этого растения с высоченными прямыми стволами характерна особая прочность, твердость и смолистость. Это идеальный древесный материал для судостроения. Именно отсюда возникло название «корабельные сосны» – деревья с определенными свойствами. А лесные массивы, где в основном произрастают сосны, зовут «корабельными рощами» или «мачтовыми лесами». Суда, построенные из этих деревьев, именовали «плавучей сосной».
Высота деревьев, достигающих в обхвате полуметра, подбирается нередко к 70 метрам. На поверхности их стройных стволов почти совсем отсутствуют сучки. Повышенная ценность древесины этого растения заключается еще и в том, что в ней практически нет изъянов, у нее своеобразный красивый природный рисунок, оригинальная фактура.
Цветовая палитра древесины разнообразна. Она во многом зависит от тех условий, где произрастают корабельные сосны, фото которых всегда впечатляют. Цвет бывает беловато-желтых, красноватых и бурых оттенков. Изделия из нее отличаются высоким качеством и декоративностью.
Сосновая древесина обладает повышенной плотностью. Она в 1,5 раза больше, чем у обычных сосен. Также она не склонна к короблению, прекрасно плавает. Стволы срубленных растений легко сплавляются по рекам, изрезавшим глухую тайгу.
Смолистые вещества, которые выделяют корабельные сосны в больших количествах, предохраняют получаемые из нее материалы (бревна, брус, доски и прочее) от гниения, паразитирующих особей и грибков. Сооружения из них гораздо долговечнее, чем из других пород деревьев.
Виды корабельных сосен
Для кораблестроения подходит три сорта сосен: желтые, красные (рудовые) и белые (мяндовые). У желтых сосен, возносящихся на 50-70 метров ввысь, легкая, прочная, крепкая и упругая древесина. Из нее изготавливают элементы рангоута.
Красную сосну, затянувшую просторы северной российской полосы, ее сухие местечки и возвышенности, используют в производстве деревянной обшивки, применяемой в дизайне интерьера морских судов. Из нее делают палубные настилы. Ею обивают внутреннюю сторону бортов, трюмные отделения, каютные щиты и прочее.
Древесина белых сосен, предпочитающих болотистые и затапливаемые водой местности, используется при временных работах. Она применяется там, где нет необходимости в соблюдении особой прочности и крепости. Материалы из такой древесины годятся для сборки временных лесов, шаблонов, подставок и других элементов. Определить, какого сорта на снимке сосна, фото дерева вряд ли поможет. Для этой цели нужны древесные спилы.
Использование в кораблестроении
Кораблестроители особым образом использовали разные части стволов. Суда строились в соответствии с природными приметами. Важные детали изготовляли из части ствола, обращенной на север. Это позволяло получать твердые и прочные конструктивные элементы. Ведь дерево с северной стороны получает минимум тепла и солнца. А значит, древесина, взятая с северной стороны, мелкослойная, она отличается большей плотностью.
Самыми ровными древесными волокнами наделена лишенная нижних ветвей сосна. Высота дерева и ровные, без изъянов стволы, позволяли получать из бревен кили и длинные доски с ровной поверхностью.
Корабельщики минувших эпох использовали не только древесину растения для строительства водного транспорта, но и смолу. Они пропитывали ею паруса и канаты, латали пазы в различных суднах. Вследствие этого получали долговечные корабли с прочной оснасткой. Из высоких стройных могучих сосен сооружали суда для флота Российской империи.
Мачтовые деревья
Самые высокие корабельные сосны с прочными прямыми стволами идеальны для изготовления мачт парусных судов. Их невероятно твердая и смолистая древесина особо прочна в центральной части стволов, там, где расположено ядро дерева.
Наружные слои заболони и ядра отличаются окраской. У ядра более интенсивный цвет, чем у заболони. Тона окраски ядра зависят от условий произрастания деревьев.
Охрана мачтовых лесов
К корабельным лесам предъявляются весьма высокие требования со времен Петра І. Их выращивают по определенным правилам, осуществляя строгий уход. Ведь в отрубе самое малое 12 вершков (48-54 сантиметра) должна иметь такая сосна. Фото дерева таких размеров прекрасно показывает его величие.
Рост сосен до нужных величин занимает довольно много времени. В связи с чем при Петре І приняли указы, налагающие запрет на вырубку сосняков, пригодных для кораблестроения. К заповедным растениям отнесли все 12-вершковые деревья. За нарушение распоряжения налагались огромные штрафы. За каждое самовольно вырубленное дерево приходилось отдавать 10 рублей штрафа (в то время как пуд ржи обходился всего в 15-20 копеек).
Кроме того что сосновые боры отнесли к заповедным лесам, Петром І было принято решение о закладке мачтовых сосняков. Он понимал, что корабельные сосны и дубы растут столетиями. Свободная вырубка лесов грозила быстрым их истреблением. Чтобы уберечь сосновые массивы от уничтожения, император установил государственный контроль над их использованием.