Россия — это страна, имеющая огромные территории в Арктике. Однако их освоение невозможно без мощного флота, позволяющего обеспечить судоходство в экстремальных условиях. Для этих целей еще во времена существования Российской империи было построено несколько ледоколов. С развитием технологий их оснащали все более современными двигателями. Наконец, в 1959 году был построен атомный ледокол "Ленин". На момент своего создания он являлся единственным в мире гражданским судном с ядерным реактором, которое к тому же могло находиться в плавании без дозаправки в течение 12 месяцев. Его появление на просторах Арктики позволило значительно увеличить длительность навигации по Северному морскому пути.
Предыстория
Первый в мире ледокол был построен в 1837 году в американском городе Филадельфия и предназначался для уничтожения ледового покрова в местной гавани. Спустя 27 лет в Российской империи был создан корабль “Пайлот”, который также использовался для проведения судов через льды в условиях портовой акватории. Местом его эксплуатации стала Санкт-Петербургская морская гавань. Несколько позже, в 1896 году, в Англии создали первый речной ледокол. Он был заказан Рязано-Уральской железнодорожной компанией и использовался на Саратовской переправе. Примерно в это же время возникла необходимость в осуществлении перевозки грузов в труднодоступные районы русского севера, поэтому в конце 19-го века на верфи Armstrong Whitworth было построено первое в мире судно для эксплуатации в условиях Арктики, получившее название “Ермак”. Оно было приобретено нашей страной и находилось в составе балтийского флота вплоть до 1964 года. Еще один известный корабль — ледокол “Красин” (до 1927 года носил имя “Святогор”) принял участие в Северных конвоях во время Великой Отечественной войны. Кроме того, в период с 1921 по 1941 год Балтийский завод построил еще восемь судов, предназначенных для эксплуатации в Арктике.
Первый атомный ледокол: характеристики и описание
Атомоход "Ленин", который был отправлен на заслуженный отдых в 1985 году, сегодня превращен в музей. Его длина равна 134 м, ширина — 27,6 м, а высота — 16,1 м при водоизмещении 16 тысяч тонн. На судне были установлены два ядерных реактора и четыре турбины общей мощностью 32,4 МВт, благодаря чему оно было способно передвигаться со скоростью 18 узлов. Кроме того, первый атомный ледокол был оснащен двумя автономными электростанциями. Также на его борту были созданы все условия для комфортного проживания экипажа во время многомесячных арктических экспедиций.
Кто создавал первый атомный ледокол СССР
Работа над гражданским судном, оснащенным ядерным двигателем, была признана особо ответственным делом. Ведь Советский Союз, кроме всего прочего, остро нуждался в еще одном примере, подтверждающем утверждение о том, что "социалистический атом" является мирным и созидающим. В то же время ни у кого не вызывало сомнение, что будущий главный конструктор атомного ледокола должен иметь большой опыт в строительстве судов, способных работать в условиях Арктики. С учетом этих обстоятельств было решено назначить на этот ответственный пост В. И. Неганова. Этот известный конструктор еще до войны получил Сталинскую премию за проектирование первого советского арктического линейного ледокола. В 1954 году он был назначен на пост главного конструктора атомохода "Ленин" и приступил к работе вместе с И. И. Африкантовым, которому было поручено заняться созданием атомного двигателя для этого судна. Надо сказать, что оба ученых-конструктора блестяще справились с поставленными перед ними задачами, за что им были присвоены звания Героев Социалистического Труда.
Что предшествовало созданию первого советского атомного ледокола
Решение о начале работ по созданию первого советского атомохода для работы в условиях Арктики было принято Советом Министров СССР в ноябре 1953 года. Ввиду неординарности поставленных задач было решено построить макет машинного отделения будущего корабля в настоящую величину, чтобы на нем отрабатывать компоновочные решения конструкторов. Таким образом, исключалась необходимость каких-либо переделок или недочетов во время строительных работ непосредственно на судне. Кроме того, перед конструкторами, проектировавшими первый советский атомный ледокол, была поставлена задача исключить какую-либо возможность повреждения корпуса корабля льдами, поэтому в знаменитом институте "Прометей" была создана специальная сверхпрочная сталь.
История строительства ледокола "Ленин"
Непосредственно к работам над созданием корабля приступили в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (в 1957-м он был переименован в Адмиралтейский завод). В то же время некоторые его важные системы и детали были сконструированы и собраны на других предприятиях. Так, турбины были произведены Кировским заводом, гребные электродвигатели — ленинградским заводом “Электросила”, а главные турбогенераторы стали результатом труда работников Харьковского электромеханического завода. Хотя спуск судна на воду состоялся уже в начале зимы 1957 года, ядерную установку смонтировали только в 1959-м, после чего атомный ледокол "Ленин" был отправлен на прохождение ходовых испытаний.
Так как судно было на тот момент уникальным, оно являлось предметом гордости страны. Поэтому во время строительства и последующего тестирования его неоднократно показывали высоким зарубежным гостям, таким как члены правительства КНР, а также политикам, занимавшим на тот момент посты премьер-министра Великобритании и вице-президента США.
История эксплуатации
Во время дебютной навигации первый советский атомный ледокол превосходно зарекомендовал себя, показав прекрасную работоспособность, а главное, наличие такого судна в составе советского флота позволило продлить срок навигации на несколько недель.
Спустя семь лет после начала эксплуатации было решено заменить устаревшую трехреакторную атомную установку на двухреакторную. После модернизации судно вновь вернулось к работе, и летом 1971 года именно этот атомоход стал первым надводным судном, которое смогло пройти мимо Северной Земли со стороны полюса. Кстати, трофеем этой экспедиции стал белый медвежонок, подаренный командой Ленинградскому зоопарку.
Как уже было сказано, в 1989 году эксплуатация “Ленина” была завершена. Однако первенцу советского атомного ледокольного флота не грозило забвение. Дело в том, что его поставили на вечную стоянку в Мурманске, организовав на борту музей, где можно увидеть интересные экспонаты, рассказывающие о создании атомного ледокольного флота СССР.
Аварии на "Ленине"
В течение 32 лет, пока первый атомный ледокол СССР находился в строю, на нем произошли две аварии. Первая из них случилась в 1965 году. В ее результате оказалась частично повреждена активная зона реактора. Чтобы устранить последствия аварии, часть топлива была помещена на плавтехбазу, а оставшуюся часть выгрузили и поместили в контейнер.
Что касается второго случая, то в 1967 году техническим персоналом судна была зафиксирована течь в трубопроводе третьего контура реактора. В результате пришлось заменить весь атомный отсек ледокола, а поврежденное оборудование отбуксировали и затопили в заливе Цивольки.
"Арктика"
Со временем для освоения просторов Арктики единственного атомного ледокола стало мало. Поэтому в 1971 году было начато строительство второго подобного судна. Им была "Арктика" — атомный ледокол, который после смерти Леонида Брежнева стал носить его имя. Однако в годы Перестройки судну вновь было возвращено первое название, и оно прослужило под ним вплоть до 2008 года.
Технические характеристики второго советского атомохода
"Арктика" — атомный ледокол, который стал первым надводным судном, сумевшим достичь Северного полюса. Кроме того, в его проект изначально была заложена возможность быстрой конвертации корабля в боевой крейсер вспомогательного назначения, способный действовать в полярных условиях. Это стало возможно во многом благодаря тому, что конструктор атомного ледокола “Арктика” вместе с командой инженеров, работавших над этим проектом, обеспечили кораблю повышенную мощность, позволяющую ему преодолевать льды толщиной до 2,5 м. Что касается габаритов судна, то они составляют в длину 147,9 м и в ширину 29,9 м при водоизмещении в 23 460 тонн. При этом в то время, когда судно находилось в эксплуатации, наибольшая длительность его автономных плаваний составила 7,5 мес.
Ледоколы класса “Арктика”
В период между 1977 и 2007 годами на Ленинградском (позже Санкт-Петербургском) Балтийском заводе были построены еще пять атомоходов. Все эти суда были спроектированы по типу “Арктики”, и на сегодняшний день два из них — “Ямал” и “50 лет Победы” продолжают прокладывать путь другим кораблям в бескрайних льдах у Северного полюса Земли. Кстати, атомоход под названием "50 лет Победы" был спущен на воду в 2007 году и является последним из произведенных в России и крупнейшим из ныне существующих ледоколов в мире. Что касается трех остальных судов, то на одном из них - “Советском Союзе” - на данный момент ведутся восстановительные работы. Вернуть в строй его планируют в 2017 году. Таким образом, “Арктика" — атомный ледокол, создание которого ознаменовало начало целой эпохи в истории российского флота. Более того, использованные при его проектировании конструкторские решения актуальны и сегодня, спустя 43 года после его создания.
Ледоколы класса “Таймыр”
Кроме атомоходов для работы в Арктике Советскому Союзу, а затем и России были нужны судна с меньшей осадкой, которые были предназначены для проводки кораблей в устья сибирских рек. Атомные ледоколы СССР (впоследствии России) данного типа - “Таймыр” и “Вайгач” - были построены на одной из судоверфей в Хельсинки (Финляндия). Однако большая часть размещенного на них оборудования, включая силовые установки, отечественного производства. Так как эти атомоходы предназначались для эксплуатации преимущественно на реках, их осадка составляет 8,1 м при водоизмещении 20 791 тонна. На данный момент атомные ледоколы России “Таймыр” и “Вайгач” продолжают работать на Северном морском пути. Однако вскоре им понадобится смена.
Ледоколы типа ЛК-60 Я
Суда мощностью 60 МВт, оснащенные ядерной силовой установкой, стали разрабатываться в нашей стране с начала 2000-х годов с учетом результатов, полученных при эксплуатации кораблей типа “Таймыр” и “Арктика”. Конструкторы предусмотрели возможность изменять осадку новых судов, что позволит им эффективно работать как на мелководье, так и в глубокой воде. Кроме того, новые ледоколы способны передвигаться даже во льдах толщиной от 2,6 до 2,9 м. Всего запланировано построить три таких судна. В 2012 году на Балтийском заводе состоялась закладка первого атомохода этой серии, который запланировано запустить в эксплуатацию в 2018 году.
Новый проектируемый класс сверхсовременных российских ледоколов
Как известно, освоение Арктики внесено в число приоритетных задач, стоящих перед нашей страной. Поэтому на данный момент ведется разработка конструкторской документации для создания новых ледоколов класса ЛК-110Я. Предполагается, что эти сверхмощные суда будут получать всю энергию от атомной паропроизводящей установки мощностью 110 МВт. При этом двигателем судна будут служить три четырехлопастных гребных винта, имеющих фиксированный шаг. Главным преимуществом, которым будут обладать новые атомные ледоколы России, должна стать их повышенная ледопроходимость, которая предположительно составит не менее 3,5 м, тогда как у судов, эксплуатируемых сегодня, данный показатель составляет не более 2,9 м. Таким образом, конструкторы обещают обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике по Северному морскому пути.
Как обстоит дело с атомными ледоколами в мире
Как известно, Арктика поделена на пять секторов, принадлежащих Росси, США, Норвегии, Канаде и Дании. Эти же страны, а также Финляндия и Швеция, имеют самые крупные ледокольные флотилии. И это не удивительно, так как без таких кораблей невозможно осуществлять хозяйственные и исследовательские задачи среди полярных льдов, даже несмотря на последствия глобального потепления, которые с каждым годом становятся все более ощутимыми. В то же время все существующие на данный момент атомные ледоколы мира принадлежат нашей стране, и она является одним из лидеров в деле освоения просторов Арктики.