Пруссия – это одно из самых исторически неоднозначных государств континентальной Европы. С одной стороны, мы имеем некогда могущественное государство, под флагом которого объединялась вся Германия. С другой - у королевства были не только взлеты, но и падения. Страна была расформирована после падения Третьего Рейха, а ранее страдала под гнетом тевтонцев. Какое же наследство оставила нам история Пруссии?
Географическое положение
В отличие от большинства государств Старого Света, Пруссия на карте ищется по чисто политическим признакам. Языковой признак, так распространенный для определения других государств, здесь работает весьма плохо, как и вообще в странах германской культуры.
Важное значение для Пруссии играло Балтийское море, находящееся на севере страны. Именно там появлялись первые поселения. На протяжении истории границы Пруссии неоднократно менялись – от (относительно) небольшого герцогства до главной части Второго Рейха Бисмарка.
Огромное влияние оказывали на Пруссию соседние страны – Литва (литовцы пруссам братья по крови больше, чем немцы) и Польша. Вторая строила множество козней своему северо-западному соседу во время его независимости. Польша неоднократно подчиняла себе его территории.
Найти основные земли этого погибшего государства, Пруссии, сейчас несложно. Они принадлежат Российской Федерации и являются Калининградской областью. Центр ее - это старый Кенигсберг, с 1946 г. известный как Калининград.
Древние времена
Огромную роль в появлении Пруссии, как и во всей европейской истории, сыграл вождь гуннов Аттила. Именно появление его империи заставило подняться проживающих на берегу Балтийского моря эстиев. О них писали еще античные авторы. Эстии оставили свободную территорию для пруссов, которые до этого располагались лишь в рамках современного Калининграда.
История Пруссии в том виде, в каком мы знаем ее сейчас, невозможна без появления немецких братьев Брутена и Видевуда. Их существование остается под вопросом, однако именно наличие подобных правителей, которые создали из племени сильное общество с развитыми социальными отношениями и построили вертикаль власти, объясняет резкий скачок в развитии пруссов. В итоге в культурной традиции они оказались братьями немцам, а не ближайшим народам – полякам и литовцам.
Христианизация
Небольшое Польское княжество с XI века пыталось расширить свои земли за счет пруссов-язычников. Однако те были крайне успешными защитниками. Возможно, территория Пруссии так и осталась бы свободной от игр феодальной Европы, если бы под предлогом христианизации (по приглашению польского князя и личного благословения Папы) на нее не вторгся бы легендарный Тевтонский орден.
Литовский орден получил собственное государство, в котором был полностью уполномочен проводить христианизацию языческого населения, что обернулось для пруссов грабежами, пытками и насилием.
Расширение территории
Благодаря активному наращиванию мощи непосредственно самими тевтонцами и поглощению ими других рыцарских орденов, расширялась и сама Пруссия на карте. В какой-то момент большая часть Прибалтики принадлежала государству Тевтонского Ордена.
Внутри эта страна представляла собой жесткое католическое государство с, мягко говоря, огромным уклоном в церковную власть. Фактически Тевтонский Орден подчинялся (через магистра) Папе Римскому, поэтому государство было под полным контролем Ватикана.
Создание королевства
До шестнадцатого века просуществовало государство Тевтонского Ордена. Оно вело множество войн - иногда удачных, расширяющих их государство, но чем ближе по временной шкале к современности, тем чаще тевтоны уступали на поле боя.
Особенно тяжким стало их поражение в Тринадцатилетней войне против Польши. Это был финальный удар по Тевтонскому ордену – стремление сохранить власть и уйти от гнева Папы. Магистр Альбрехт Бранденбургский принял протестантство, благодаря которому Пруссия стала светским государством. Также он стал вассалом польского короля. Бывший магистр сделал множество полезных для государства вещей. Например, провел социальную реформу и открыл первый университет. Кроме того, благодаря ему Пруссия – это первое государство в истории с доминирующей на официальном уровне протестантской верой.
Герцогство Пруссия просуществовало недолго – сын Альбрехта оказался больным и после смерти отца не смог принять трон, а затем неожиданно скончался. Следующим наследником герцогства был польский король.
Прусское королевство в составе Польши
Получив в своей распоряжение новые земли, правитель думал, чем же станет Пруссия. Королевство казалось оптимальным вариантом, так как значительно повышало престиж монарха. Теперь он был дважды правителем.
Как и любое королевство внутри королевства, Пруссия была весьма независимой. Она имела собственные законы, собственный суд. Даже армия ее функционировала отдельно от польской. Кроме того, территории государства быстро разрастались, так как король Пруссии понимал – только собрав вокруг себя мощную и сильную поддержку, они могли бы противостоять Польше и вернуться к своим немецким истокам.
Однако настолько радикальные меры не потребовались. В момент становления Пруссии как германского государства Польша вела войну со Швецией, и ей была необходима помощь союзников. Бранденбургский князь Фридрих Вильгельм I согласился протянуть соседям руку помощи при условии, что получит Пруссию – землю, которую он, как самый крупный немецкий князь, считал исконно германской, а значит, своей.
Благодаря этой сделке образовалось княжество Бранденбург-Пруссия, которому суждено было играть в дальнейшем огромную роль в политической жизни Европы.
Независимое Прусское королевство
Благодаря своим усилиям и наследству отца сын бранденбургского князя, завоевывающий все больше и больше земель, а вместе с ними и влияние, был коронован. Фридрих I взошел на престол в 1701 году, продемонстрировав всему миру, что Пруссия – это отныне независимое королевство.
Максимальный исторический рассвет Пруссии пришелся на правление Фридриха. Он до сих пор считается одним из самых великий королей Европы, поскольку провел множество реформ – укрепил экономику Пруссии, благодаря чему казна получила возможность финансировать армию астрономическими суммами. Он же провел глубокие изменения в образовании, государственном аппарате и военном деле.
Благодаря огромному количеству войн, вмешиваться в которые королю Пруссии почему-то было необходимо, его государство обрастало все новыми и новыми землями, создавая пруссам репутацию одной из ведущих наций Старого Света. Лишь один раз Пруссия проиграла – Российская Империя забрала себе часть Прибалтики после поражения в битвах против нее во времена Семилетней войны. Однако даже это поражение не было серьезным – по мирному договору между Фридрихом II и Петром III эти земли вернулись к пруссам совсем скоро.
К сожалению, после мощного расцвета последовало быстрое увядание. Новый король, Фридрих II, не мог удержать власть над таким огромным государством. Его правление значительно ослабило Пруссию, однако его сын ознаменовал окончательную потерю Пруссией ведущей роли в Европе.
Но и винить его в этом сильно нельзя. Короли Пруссии не смогли бы противостоять лавине армии Наполеона. Она сметала на своем пути каждое государство. После Наполеоновской эпохи Пруссия была восстановлена в значительно меньших территориях, и, казалось, ей суждено было доживать свой век до полной потери государственности, если бы не…
Германская империя
Великий Отто фон Бисмарк, как ни странно, был пруссом. С его появлением на политической сцене можно прекратить называть имена прусских королей – теперь они не играли роли в сравнении с «железным канцлером».
Бисмарк был министром-президентом Пруссии и страстным поклонником идеи единого Германского государства. На тот момент это представлялось невозможным – немецкая территория умещала десяток враждующих мелких государств да одну ослабленную Австрию. Однако Бисмарк не был бы великим правителем, если бы не имел четкого и непоколебимого плана.
Шаг за шагом он наращивал могущество Пруссии, воюя с Данией и отбирая ее территории. Бисмарку нужен был лишь повод для атаки на Австрию, и он подвернулся – военный конфликт в Италии привел к семинедельной войне между Австрией и Пруссией, которая закончилась объединением 21 германского государства и созданием Германской Империи. Король Пруссии Вильгельм I стал кайзером, а Бисмарк – его канцлером.
Германская империя стала одним из главных государств мира. Не последнюю роль в ее составе занимала Пруссия. Королевство кануло в небытие, но именно пруссы задавали культурный и политический тон империи.
К сожалению, Вильгельм II был не настолько дальновидным политиком. Он отстранил Бисмарка от должности, а затем стал проводить полную консерватизма внутреннюю политику и наполненную резкими заявлениями агрессивную внешнюю. Поссорившись с российской и британской короной, он привел Германию к изоляции.
Эти события послужили основными предпосылками для начала Первой мировой войны, после которой Второй Рейх пал навсегда. Ноябрьское восстание разорвало Германию, сделав Пруссию одним из мелких независимых государств, которые вынуждены были отдавать долги своего большого родителя.
Но как всегда бывает в истории Германии, когда летописцы были готовы поставить точку в истории единого государства, на горизонте появляется новая личность, которой суждено собрать вокруг себя всех немцев.
Третий Рейх
В составе Третьего Рейха Пруссия была одной из центральных областей.
Несмотря на то что Гитлер не делал разделения Германии, для этого региона было сделано исключение.
В объединенном нацистами государстве Пруссия получила автономию, однако имела ее лишь на бумаге. По факту главой автономии был либо Гитлер, либо кто-то из глав Рейхстага – в зависимости от конкретной даты.
Именно в Третьем Рейхе у Пруссии окончательно размылись границы самостоятельного государства. Теперь она была частью Германии, даже ее бывшая столица – Берлин - уже давно перестала ассоциироваться с ней.
После поражения Германии во Второй мировой войне часть территории Пруссии, в том числе и старый Кенигсберг, отошла СССР. Остальные территории остались у ГДР и ФРГ.
Пруссия в конце Второй мировой войны
Пруссия 1945 года уже не представляла собой ровным счетом ничего. Как отдельное государство она не существовала даже в теории, считаясь проигравшей Германией. Так закатилось солнце для одной из самых влиятельных держав Европы. Или же впереди нас ждет новый неожиданный поворот? Ведь до появления Бисмарка Пруссии пророчили то же самое.
Итог
Пруссия – это одна из самых неоднозначных страниц немецкой истории. Государство, заложившее фундамент для существования современной федеративной Германии, по сути, было самостоятельным невероятно малое количество времени.
Однако каждый раз, когда Пруссия на карте появлялась вновь, даже в самых-самых малых своих границах, она неизменно доказывала: именно она является истинной силой Германии, ее сердцем и мозгом.
Каким-то образом история вновь получила иронический оттенок – пруссы, жители Прибалтики, которых мы должны относить к литовцам и эстонцам, являются немцами даже больше самих немцев. В этом и есть загадочность прусской истории, но, в том числе, и ее увлекательность – в бесконечных победах и поражениях в борьбе с парадоксами.