Офорт - это разновидность художественной гравюры, отпечаток изображения с готового клише. Классическая гравюра представляет собой оттиск с деревянного, полимерного (линолеум) или акрилового материала, прорезанного резцом в виде какого-либо рисунка. Количество оттисков в этом случае ограничено. Офорт - это гравюра, которая изготавливается по специальной технологии. В основе офортного отпечатка - металлическая пластина, медная, стальная или цинковая.
Травление
Металлическая пластина, заготовка для клише, обрабатывается кислотными препаратами. Для стали используется азотная кислота, для меди – хлорный реагент.
Металлическая пластина подходящего размера шлифуется до блеска, обезжиривается и покрывается специальным кислотоупорным лаком. После просушки на заготовку наносится рисунок, который может быть приблизительным и впоследствии потребует доработки. В отдельных случаях изображение может быть полностью законченным. Все зависит от предпочтений мастера. Многие художники считают необходимой доводку клише, а некоторые полагают, что истинное искусство не нуждается в исправлениях. Однако важны не методики, а конечный результат. Тем не менее, офорт - это подлинное изобразительное искусство, требующее высокого мастерства как на стадии подготовки, так и в процессе получения непосредственно оттисков.
Обработка контура
После нанесения рисунка на заготовку мастер процарапывает тонкой острой иглой все линии, удаляя кислотоупорное покрытие в нужных местах. Таким образом металл становится доступным воздействию реагента только в тех точках, где необходимо сделать углубления. Готовая проштрихованная заготовка погружается в кислоту и начинается процесс травления. Ванна с препаратом должна быть надежно прикрыта во избежание брызг. При этом обязательно нужно обеспечить вентиляцию помещения, чтобы в воздухе не концентрировались ядовитые кислотные испарения.
Химические материалы
Техника офорта - это сложный технологический процесс, требующий определенных условий, обеспечивающих безопасность художника. Небрежное отношение к защитным мерам недопустимо. Химические материалы, которые применяются при обработке металлических заготовок для офорта, достаточно опасны, их негативное воздействие на организм человека необходимо полностью нейтрализовать или, по крайней мере свести к минимуму. После травления готовое клише промывается в проточной воде, затем с него счищаются остатки лака.
Далее на основу наносится типографская краска, которая заполняет все углубления. Лишняя краска убирается с поверхности тампонами. Затем с офортной доски делаются отпечатки методом запрессовки. Бумага прижимается к основе под давлением, оттиск получается четким и контрастным. Таким образом, техника офорта позволяет создавать рисунки любой сложности; тончайшие линии, завитушки, точки и царапины выглядят достаточно органично. Если число отпечатков исчисляется десятками и сотнями, то клише постепенно стирается и теряет контрастность. В этом случае необходимо периодически обновлять доску, вновь покрывать ее кислотоустойчивым лаком и углублять рисунок травлением.
Печатные формы
Металлические пластины, обработанные соответствующим образом, вновь прошедшие процесс травления, могут использоваться еще определенное количество раз. Каждое клише является печатной формой, с которой делаются офортные оттиски. В большинстве случаев это художественные изображения. Гравюра офорт считается одной из самых интересных форм изобразительного искусства. Она получила развитие в начале 16 века.
Творческие достижения
В 1515 году к технике офорта обратился знаменитый художник Альбрехт Дюрер, его эксперименты травления металлических досок стали началом целой эпохи тонкого граверного искусства. Дюрер совмещал создание классических гравюр с офортами, эти две методики долгое время имели в его творчестве равноценное значение.
Итальянский художник Пармиджанино, непревзойденный мастер офортов, возвел их в ранг подлинного искусства. Позднее голландский живописец Рембрандт добился в изображениях уникальной игры света и тени, кроме того, он стал практиковать повторное травление, что давало небывалую глубину рисунка.
Акватинта
В 1765 году французский живописец Жан-Батист Лепренс открыл новую методику получения особо мягких полутонов, напоминающих акварельный рисунок. Технология получила название "акватинта". Для изображения сначала травился контур, перенесенный с кальки способом накалывания, затем клише покрывалось в темных местах канифолью. Доска нагревалась, порошок плавился и покрывал поверхность зернистым слоем. Светлые места обрабатывались обычным порядком. Акватинта часто применялась в сочетании с цветной печатью, непревзойденным мастером такой методики считается Франсиско Гойя, один из самых лучших художников-офортистов в истории.
Жак Калло
Поскольку офорт - это тонкое изобразительное искусство, то лучшие художники 16-18 веков старались проявить себя в непростом жанре. Однако успех сопутствовал только самым талантливым. Одним из самых знаменитых мастеров офорта начала 17 века был французский живописец Жак Калло. Художник работал в стиле мрачного реализма, его самые известные работы входят в серию "Ужасы войны", а наиболее красноречивый офорт мастера называется "Повешенные".
Виды офорта
В 17 веке технику гравюры успешно применяли в иконописи. Представитель фламандской школы живописи, художник Антонис ван Дейк, стал прекрасным офортистом, практикуя сакральные рисунки. Искусство офорта позволяло уловить самые тонкие нюансы иконописных изображений.
Еще одним видом стал так называемый репродукционный офорт. Его взяли на вооружение издательства. Фактически все иллюстрации в книгах, изданных во второй половине 18 века, были выполнены в технике офорта. Этот стиль изображения как нельзя лучше подходил для литературных произведений. Рисунки получались колоритными и хорошо передавали суть сюжета. Технически графика офорта была доступна, обходилась сравнительно недорого, а качество изображений оставалось на достаточно высоком уровне.
Меццо-тинто - вид самый трудоемкий, но очень эффектный. Строится на применении полутонов за счет "зернения" поверхности клише. Мельчайшие углубления дают шероховатость, которая при печати обеспечивает плавные переходы от света к тени. Офорты, сделанные в манере меццо-тинто отличаются бархатистостью и богатством оттенков.
"Оригинальный" вид - высокохудожественные изображения, которые были под силу только самым знаменитым мастерам. Для многих художников офорт стал своеобразной отдушиной, благодаря которой они получали возможность в полной мере реализовать свои творческие устремления. Самым выдающимся гравером 18 века считается итальянский архитектор Джованни Пиранези, автор множества изображений римских городских пейзажей и древностей. Не менее известными художниками-офортистами того времени были: Джованни-Батиста Тьеполо, Франсиско Гойя, Антуан Ватто, Каналетто, Франсуа Буше.
Возрождение
В 19 веке искусство офорта пришло в упадок, это случилось под воздействием появления печатных технологий на красочной основе. Однако в конце века художники-граверы вновь заявили о себе. Новые офорты уже не воспринимались как иллюстрации к книжным изданиям, они стали полноценными произведениями искусства, художественными направлениями в графике. В начале 20 века к ним обратились многие французские живописцы, такие как Шарль-Франсуа Добиньи, Камиль Коро и другие. Специализировался в технике офорта и парижский художник-импрессионист Эдуард Мане. Среди российских живописцев технику гравировки осваивали Валентин Серов и Иван Шишкин. Американским офортистом был Джеймс Уистлер, шведским - Андерс Цорн, в Германии над гравюрами работал Адольф Менцель.