Случается, что представителям иных наций и религий лучше удается описать сущность русской души и характера, чем сами русским. В истории искусства есть немало тому подтверждений. Например, картина «Вечерний звон». Левитан И. И. был евреем по происхождению, но считал себя настоящим русским художником.
И. И. Левитан. Страницы биографии
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900) – крупнейший российский пейзажист второй половины XIX века. Он родился в небольшом городке Литвы, но в начале 1870-х годов его родители перебрались в Москву, где вскоре умерли, оставив своих четверых детей без средств к существованию. Всю свою жизнь Исаак Левитан испытывал нужду, вел очень скромную трудовую жизнь.
В 1873 году он стал учеником художественного училища, решив пойти по стопам старшего брата – художника. Педагогами Исаака были А.К. Саврасов и В.Д. Поленов. Саврасов высоко ценил талант своего ученика, прочил ему славу французского пейзажиста Коро, но своим расположением только навредил ему. Преподаватели училища недолюбливали Саврасова и решили отыграться на его любимчике, отказав Левитану в получении звания художника. Ему выдали диплом, где в графе специальность значилось: учитель рисования. Произошло это в 1885 году.
В 1898 Левитан сам стал преподавателем того училища. Он много сделал, чтобы создать Дом пейзажей – огромную мастерскую, двери которой были открыты для всех русских пейзажистов. Левитан учил своих подопечных не только рисовать, но любить природу. Он говорил им, что цветы на пейзажах должны пахнуть цветами, а не краской.
Умер Исаак Левитан 4 августа 1900 года. Его наследие огромно, он написал почти 1000 полотен. Левитан - художник, картины которого украшают коллекции известных музеев, особенно много его работ в фондах Третьяковской галереи.
Особенности творчества
Левитана называют одним из основоположников так называемого «пейзажа настроения». На его полотнах элементы природы изображены с высокой достоверностью, вместе с тем они имеют невероятную психологическую насыщенность, отражая движения человеческой души. Люди на картинах художника появляются крайне редко, но сам автор, его попытки разгадать тайны мироздания присутствуют всегда.
Часто на работах Левитана изображены церквушки, часовни, монастыри. Они гармонично выписаны в окружающий их природный ландшафт, составляют с ним единое целое. Для описания таких полотен введен специальный термин – «церковный пейзаж». Еще в годы учебы Левитан пишет ряд картин в этом жанре, среди них «Симонов монастырь». Верен «церковному пейзажу» художник остается и в более поздние годы. Картина «Вечерний звон»», Левитан написал ее в 1892 году, считается одной из лучших на эту тему.
Многих творческих людей вдохновляла осень. Пушкин и Тютчев посвятили этому времени года свои лучшие строки. Левитан тоже не раз признавался в своей любви к этой поре. Он создал более 100 осенних пейзажей. Все они разные по краскам и настроению.
Пика своего мастерства художник достигает в конце 80-х - начале 90-х годов, можно сказать, что именно в это время состоялся Левитан-художник. Картины, написанные в этот период, принесли ему общероссийскую известность. Среди них полотна «Над вечерним покоем», «Владимирка», «Вечерний звон».
Картина «Вечерний звон» (Левитан И. И.): описание
Картина написана в стиле «церковный пейзаж». Изображен на ней Кривозёрский монастырь, располагавшийся близ города Юрьевец, на другом берегу Волги. В 1890 году художник запечатлел тот же монастырь на картине «Тихая обитель». Новый вариант отразил иной взгляд на знакомый пейзаж.
Если в «Тихой обители» художник направляет взгляд зрителя в вглубь картины, в дубраву, к скрывающемуся там монастырю, то в «Вечернем звоне» на первый план выдвигается река. Она уводит взгляд вверх по диагонали, к самому горизонту, к прекрасному закатному небу. Такая композиция привносит больше динамики. Это ощущение подкрепляет паром с людьми, изображенный в центре реки.
Описание картины «Вечерний звон» будет неполным, если не упомянуть высокую колокольню, возвышающуюся над лесом и рекой. Церковные купола, устремленные ввысь, символизируют стремление людей к свету и святости. Но вертикаль монастырских построек не контрастирует с диагональю реки. Вся картина проникнута духом гармонии и покоя.
Сочинение по картине И. И. Левитана «Вечерний звон»
Картина «Вечерний звон» (Левитан И. И., 1892) - это изображение монастыря, окруженного осенним лесом. Автор словно приглашает зрителя посетить светлый, лишенный всякого зла мир. Особый уют придают ему мягкие краски: белые стены монастырских построек, розово-золотистые облака, плывущие по светлому небу, зелень лесов, подсвеченная желтыми осенними прядями. Спокойная гладь реки отражает эти краски, удваивая впечатление.
Считается, что понимать красоту природы, замечать величие русских храмов Левитана научил его педагог – Алексей Саврасов. Но зерна чужих знаний и опыта могут прижиться только на плодородной почве. Левитан имел чуткую душу и зоркий взгляд, умеющий видеть прекрасное в привычном. Картина «Вечерний звон» тому яркое подтверждение.