Будущее человечества... Эта тема всегда рассматривалась с большим интересом в рамках как восточной, так и европейской философской традиции. Но во второй половине 20 века резко сместились акценты: человек стал не только мечтать о прекрасном грядущем, но и искать оптимальные способы для его достижения. И на этом пути у него возник закономерный вопрос: «А возможно ли будущее в принципе?» Количество ядерного оружия на планете и вероятность экологического катаклизма не позволяют дать утвердительный ответ. Наибольшую актуальность приобрело осмысление трудностей во взаимоотношениях природы и человека, а также отношений между людьми. Благодаря обсуждению этих проблем сложилось несколько традиций. Космизм в русской философии является одной из них. О нём мы и поговорим в этой статье.
Определение
Название «космизм русский» возникло в 60-е годы, когда народ бурно ликовал по поводу освоения космоса и обращения к практически забытому наследию К. Э. Циолковского. Тогда оно охватило собой широкую область русской культуры конца 19 – начала 20 века. Его наиболее яркими представителями были: в поэзии – Брюсов, Тютчев; в музыке – Скрябин; в живописи – Нестеров. А философское направление формировалось вокруг идей К. Э. Циолковского (которого поддержали такие крупные учёные, как В. И. Вернадский и А. Л. Чижевский) и трудов Н. Ф. Фёдорова.
В первую очередь философы-космисты размышляли над дальнейшими перспективами развития человечества. Конечно, из-за образа жизни и стиля мышления авторов, их работы очень непохожи. Но, несмотря на это, у них можно найти много общих идей, дополняющих и развивающих друг друга и формирующих целое направление в отечественной философии.
Главная идея
Космизм русский впервые обосновал идею объединения всех людей, основываясь не столько на политических и идеологических причинах, сколько на нравственных и экологических. Таким образом, сформировалась важнейшая черта философского направления – соединение таких несовместимых ранее проблем, как установление всеобщего братства, освоение космоса и сохранение окружающей среды.
Направления русского космизма
Их несколько, но главных течений всего пять. Некоторые из них мы уже упоминали выше. Сейчас представим вам полный список:
- Естественно-научное (Циолковский, Вернадский, Чижевский).
- Религиозно-философское (Фёдоров).
- Художественно-поэтическое (Морозов, Сухово-Кобылин, Брюсов, Одоевский, Тютчев).
- Эзотерическое (Рерих).
- Ноосферное (Шипов, Акимов, Дмитриев).
Ниже мы поговорим о представителях первых двух направлений.
Родоначальник космизма
Основателем космизма и его крупнейшим представителем является Николай Фёдорович Фёдоров. Он никогда не занимался философией профессионально. Фёдоров добывал средства на жизнь сначала преподаванием, а потом работой в библиотеке. При жизни Николая Фёдоровича было опубликовано очень мало его работ. Но и этих изданий хватило для того, чтобы многие философы и писатели смогли восхищаться его идеями. Особенно благожелательные отзывы поступали от А. М. Горького, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого.
Многие идеи русского космизма были сформулированы Фёдоровым в его труде «Философия общего дела». Он считал, что причина дисгармонии в отношениях природы и человека кроется в неустройстве жизни последнего. А природа из-за своей бессознательности выступает в качестве враждебной силы. Только эту силу можно подчинить при помощи человеческого разума. Философ считал, что «люди должны вносить в мир гармонию и наводить в нём порядок». Благодаря этому эволюция природы превратится из стихийной в сознательно-регулируемую.
Всеобщая регуляция
Русская философия, русский космизм были бы немыслимы без идеи Фёдорова об осуществлении всеобщей регуляции. Она необходима для преодоления разрыва между природой и человеком. При этом психофизиологическая регуляция подразумевает управление нашей внутренней силой. Внешняя же развёртывается от нашей планеты к Вселенной и охватывает несколько ступеней:
- Метеорическая регуляция (объект – Земля).
- Планетарная астрорегуляция (объект – Солнечная система).
- Космическая (объект – Вселенная).
При прохождении этих ступеней человечество сможет объединить все существующие звёздные миры. Кстати, русский космизм как философское направление зародился именно благодаря этой идее. Так что Николая Фёдоровича можно с уверенностью назвать гением.
Несмотря на утопичность многих теорий Фёдорова, современный космизм (русский) исповедует многие идеи его наследия: проективности знания и синтетизма, регуляции общественной жизни и природных процессов, тесной связи нравственности и знания, увековечения жизни человека и т. д.
Четыре принципа Циолковского
Существенное влияние на космизм в русской философии оказал Константин Эдуардович Циолковский. Он известен как оригинальный мыслитель, писатель-фантаст и провозвестник астронавтики и ракетодинамики.
Константин Эдуардович считал, что наш мир можно объяснить лишь с космической точки зрения. Будущее мира – это освоение космоса людьми. Вся наша деятельность должна сосредоточиться на совершенствовании взаимодействия космоса и человека. Освобождение разумных организмов от зависимости в отношении их среды обитания – одна из главных задач эволюции. Константин Эдуардович думал, что освоение космоса сможет объединить людей в цельное государство.
Существует ряд философских принципов, на которые опирался Циолковский. Русский космизм до сих пор их исповедует. Таких принципов четыре. Рассмотрим их в порядке важности:
- Панпсихизм (признание чувствительности Вселенной).
- Монизм (материя едина, и её свойства одинаковы).
- Принцип бесконечности (сила космического разума и Вселенная бесконечны).
- Принцип самоорганизации (Вселенная сама выстраивает собственную структуру).
Ноосфера Вернадского
Многие идеи русского космизма были сформулированы Владимиром Ивановичем Вернадским. Он был не только выдающимся естествоиспытателем, но и значительным мыслителем, а также основателем учения о биосфере и её переходе в ноосферу.
В. И. Вернадский и другие представители такого направления, как космизм русский, считали, что с помощью науки человечество сможет подчинить себе вселенную и стать ответственным за её судьбу. Это можно объяснить тем, что «научная работа станет проявлением геологической деятельности человека, а это создаст особое состояние биосферы и подготовит её к переходу в ноосферу». Последнюю мыслитель понимал как сферу расширения разумной деятельности людей, направленной на поддержание жизни на планете в рамках биосферы, затем в околосолнечном пространстве и в итоге уже за его пределами. По мнению В. И. Вернадского, сама эволюция подготовила вступление человечества в эпоху ноосферы. А главное условие этого перехода – объединение созидательных условий для повышения общего уровня благосостояния людей.
Солнечная активность Чижевского
Русская философия, русский космизм получили существенный толчок в развитии благодаря работе Александра Леонидовича Чижевского, в которой речь шла о влиянии солнечной активности на историю человечества.
Учёный считал, что революционные потрясения происходили в периоды наибольшей активности Солнца. Это явление повторяется с интервалом в 11 лет. В свою очередь, одиннадцатилетний цикл состоит из 4 периодов:
- Минимальная возбудимость (3 года).
- Рост возбудимости (2 года).
- Максимальный подъём возбудимости (3 года).
- Понижение возбудимости (3 года).
Теории Чижевского о влиянии солнечных бурь на поведение конкретных людей и социальные явления и сейчас имеют очень широкое распространение.
Заключение
Итак, мы рассмотрели русский космизм как философское направление. Надо отметить, что человеку потребовалось много сотен лет для обретения разумного облика наряду с развитым осознанием собственной духовности. Проходя стадии формирования мировоззрения, человеческая цивилизация открывала новые виды познания, создавая новые отрасли философских взглядов и наук.
На современном этапе, с учётом прошлого опыта, человечество сформировало для себя чёткую структуру и выявило наиболее полезные приоритеты. Но, как и раньше, мы не получили ответы на вопросы о смысле жизни и картине мироздания на планете. И поскольку человек всегда будет иметь склонность к размышлениям, то всегда будут возникать загадки, отгадки на которые так и не найдутся.