Советский грузовик "МАЗ 500", фото которого представлены на странице, был создан в 1965 году на автомобильном заводе в Минске. Новая модель и ее предшественник отличаются расположением двигателя, который разместили в нижней части кабины. Такая компоновка позволила снизить вес автомобиля и одновременно увеличить его грузоподъемность на 500 килограммов.
История
Базовой моделью стал бортовой "МАЗ 500" с деревянным кузовом. Грузоподъемность машины составляла 7,5 тонны, благодаря 180-сильному двигателю автомобиль мог легко буксировать прицеп весом 12 тонн.
Новое семейство "пятисотых" составило модельный ряд из следующих модификаций : самосвал "МАЗ 500", седельный тягач "505", лесовоз "509", и универсальное шасси "500Ш".
В 1970 году с конвейера сошел новый автомобиль "МАЗ 500А" с удлиненной колесной базой и грузоподъемностью, увеличенной до 8 тонн. Габаритные размеры грузовика были оптимизированы в соответствии с европейскими стандартами. Передаточное число прямой передачи понизили, скорость машины возросла до 90 километров в час.
"МАЗ 500", фото которого позволяет оценить новый дизайн автомобиля второго поколения по достоинству, выглядит современно. Заметным отличием является характерная решетка радиатора, состоящая из восьми прямоугольных воздухозаборников.
"МАЗ 500А" выпускалась в течение семи лет, до сентября 1977 года, после чего ее заменила новая серия - "МАЗ 5335".
Дизель марки ЯМЗ-236, который устанавливался на "МАЗ 500", мог работать без электрооборудования. Это преимущество использовали военные, которые заказывали "пятисотый" в больших количествах для нужд Вооруженных Сил СССР. Рулевое управление с усилителем гидравлического типа также не нуждалось в электроподпитке. Тормозная система снабжалась сжатым воздухом из ресивера, который, в свою очередь, заполнялся постоянно работающим компрессором. Никого не смущало отсутствие полного привода "МАЗ 500", характеристика машины и запас мощности двигателя были впечатляющими.
Характеристики
Грузовик имеет следующие технические параметры:
- габаритная длина - 7140 мм;
- габаритная высота - 2650 мм;
- габаритная ширина - 2500 мм;
- дорожный просвет - 270 мм;
- база колесная - 3850 мм;
- задняя колея - 1865 мм;
- передняя колея - 1970 мм;
- масса снаряженная без загрузки - 6,5 тонн;
- вес полный, с загрузкой - 14 825 кг;
- скорость для грузовых перевозок - 75 км/час;
- скорость максимального значения - 90 км/час;
- расход солярки - 25 литров на 100 километров;
- вместимость топливного бака - 200 литров.
Двигатель
Особенности двигателя:
- марка - ЯМЗ 236;
- производство - Ярославский моторный завод;
- тип - дизельный;
- объем цилиндров - 11 150 куб/см;
- мощность максимальная - 180 л.с.;
- крутящий момент максимальный - 667 Нм при 1500 об/мин;
- число цилиндров - 6;
- степень сжатия - 16,5;
- диаметр цилиндра - 130 мм;
- ход поршня - 140 мм;
- рабочий порядок цилиндров - 1,4,2,5,3,6;
- механизм газораспределения - клапанный OHV;
- число тактов - 4.
Трансмиссия
Параметры:
- модель - 236Б;
- производитель - ЯМЗ;
- тип - механическая;
- число скоростей - 5 передних и 1 задняя;
- механизм переключения - рычажный, напольный, ручной.
Числа передаточные :
первая скорость - 5,26;
передача 2 - 2,90;
передача 3 - 1,52;
передача 4 - 1,00;
передача 5 - 0,66;
задняя передача - 5,48.
Передача ведущего моста - планетарные редукторы в колесных ступицах с передаточным числом 7,24.
Модификации
- "500Ш" - универсальное шасси;
- "500В" - бортовой, оснащенный металлической платформой;
- "500Г" - бортовой, с удлиненной базой;
- "500С" - для эксплуатации в северных условиях;
- "500Ю" - рассчитанный на эксплуатацию в южных широтах;
- "505" - полноприводной;
Ходовая часть
- Передний мост - поперечная балка на полуэллиптических рессорах, цапфа шкворневая, ступица колеса на конусных роликовых подшипниках, натяжение регулируемое прижимной гайкой с фиксатором. Амортизаторы телескопические с гидравликой.
- Задний мост - редукторная балка на продольных усиленных рессорах полуэллиптического типа. Амортизаторы гидравлические, возвратно-поступательного действия. Буферные ограничители вертикальных нагрузок. Полуосевой дифференциал планетарной конструкции, гипоидный. Редукторные механизмы передачи вращения в ступицах задних колес.
- Карданный вал - двухсекционный с промежуточной опорой. Крестовины на игольчатых подшипниках.
- Тормозная система - пневматическая, с подачей давления от ресивера. Система функционирует только при работающем двигателе. На всех колесах тормозные механизмы барабанного типа.
- Рулевое управление - червячно-гипоидный механизм.
- Схождение передних колес регулируется поперечной балкой, оснащенной втулкой-талрепом.
- сцепление - двухдисковое сухое, с компенсирующими гасителями. Выжимной механизм пневматический, совмещенный с упорным подшипником.
Кабина
"МАЗ 500" оснащается просторной цельнометаллической кабиной на шарнирном подъемнике. При необходимости вся конструкция поднимается до наклона в 45 градусов, при этом открывается доступ к двигателю и всем сопутствующим механизмам. Кабина оборудована минимальными удобствами для отдыха.
Механизмы управления "МАЗ 500" расположены удобно, приборы хорошо читаются, рулевая колонка рассчитана на человека среднего роста и не регулируется. В кабине хорошая звукоизоляция. Отопление работает достаточно эффективно.