Трансмиссия включает в свой состав передаточные механизмы, посредством которых крутящий момент переходит к ведущим колесам от двигателя. В состав трансмиссии входит сцепление, обеспечивающее отсутствие или наличие связи между коробкой и мотором, приводные валы. Неотъемлемой частью является и сама коробка передач. Посредством нее осуществляется подача и перераспределение крутящего момента и мощности к приводным валам от двигателя.
Большая часть технологий, которые применяются в тюнинге трансмиссии, прошла свою проверку в автоспорте. Следует сказать, что трансмиссия любого, в особенности спортивного авто, являет собой важнейший способ воплощения динамических характеристик мотора. Машина, имеющая относительно слабый двигатель, может стать достаточно быстрой, если будут правильно подобраны передаточные числа КПП.
В спортивных авто применяются несинхронизированные (кулачковые) и синхронизированные коробки. В зависимости от типа переключения их разделяют на секвентальные (предусматривающие последовательный выбор) и обычные (Н-схема).
Для осуществления простого (обычного) движения на дороге кулачковые коробки почти непригодны. Это связано с тем, что они издают много шума и обладают сравнительно небольшим ресурсом, а также считаются «жесткими» при переключении передач. Кроме того, их стоимость несоизмеримо выше синхронизированных, и им необходимо квалифицированное и регулярное обслуживание.
Синхронизированные коробки отличаются от коробок стандартных передаточными числами. Правильный их подбор для главной пары первичного вала, редуктора и ведомых шестерен во вторичном вале гарантирует согласованную работу всей трансмиссии. Передаточное число подбирается с учетом моментных и мощностных характеристик мотора. Немаловажным фактором является и размер колес.
Передаточное число представляет собой отношение количества зубьев в ведомой шестерне к количеству зубцов в ведущей шестерне. Чем выше оно будет, тем быстрее мотор будет выкручивать положенное число оборотов. Это обеспечит более быстрый набор скорости. Вместе с этим возникает необходимость частого переключения. Вследствие этого будет происходить некоторое понижение максимальной скорости на передаче.
Существует несколько средств для повышения разгонной динамики машины.
Можно изменить передаточное число в главной паре редуктора. Например, переднеприводные машины «Ваз» десятого поколения имеют, как правило, стандартные цифры. Так, в процессе производства устанавливают передаточное число от 3,7 до 3,9. Исключением является Ваз 21103 (16V). Его передаточное число – 3,5. Как показывает практика, изменение главной пары на 4,1 или 4,3 может превратить обычную «восьмерку» в весьма динамичное авто. Вместе с этим, чаще приходится осуществлять переключение передач. Но, вместе с этим, при любом маневре и на светофоре машина первая.
Говоря о переключении передач, нельзя не упомянуть и об особых тюнинговых рядах. Если выкрутить двигатель достаточно сильно на первой, то при переключении на вторую резко упадут обороты. Это связано, главным образом, со слишком большой разницей между передаточными числами для первой и для второй передачи. Тюнинговые ряды способствуют уверенному и равномерному разгону. В этом случае первая передача является слегка пониженной (относительно стандартной). Динамика при таком варианте несколько ухудшается, но вместе с этим становится несколько «длиннее». Вторая же будет приближена к первой. Это избавит от достаточно ощутимого «провала», который случается в переднеприводных автомобилях «ВАЗ». Третья и пятая передачи такие же, как и стандартные. Четвертая является более приближенной к третьей, а шестая - к пятой, соответственно.