Задняя ступица предназначена для того, чтобы соединять подвижное колесо и элемент подвески – балку. Конструкцию ступицы можно сравнить с небольшим стаканом, изготовленным из металла. Во внутренней его части запрессован специальной конструкции подшипник. Очень простое устройство, но оно может доставить массу хлопот автомобилисту – при износе подшипники начинают сильно гудеть. А если своевременно не произвести замену, то шарики могут и вовсе заклинить, что приведет к блокировке колеса и резкой остановке машины – при езде на высокой скорости это приведет к аварии.
Особенности конструкции
Очень сильно отличается задняя ступица 2108 от аналогичного механизма, используемого в автомобилях «классической» серии – ВАЗ 2101-2107. Конструкция задней подвески на переднеприводных машинах довольно простая. На балке производится крепление полуоси, она чем-то похожа на поворотный кулак, устанавливаемый на передней оси. Но одно отличие – этот элемент может перемещаться в вертикальной плоскости, но осуществить поворот не получится – крепеж жесткий.
Сама ступица представляет собой небольшой металлический цилиндр, полый внутри. В него запрессовывается ролик – специальный подшипник, с помощью которого производится вращение колеса на полуоси. Причем внешний диаметр у этого подшипника такой же, как внутренний у ступицы. А диаметр внутренней обоймы такой же, как внешний у полуоси. Следовательно, посадка ступицы на полуоси оказывается максимально плотной, никаких зазоров нет. Это можно понять, всего раз разобрав элемент.
Признаки и причины неисправностей
В механизме задней ступицы 2108 чаще всего выходит из строя именно подшипник – это наиболее уязвимое место. Но иногда случаются и более специфические поломки – трещины на металлической поверхности ступицы, разрушение резьбы для болтов крепления колес. Во втором случае можно не менять полностью ступицу, достаточно нарезать новую резьбу. Но не всегда это помогает, оказывается проще приобрести и поставить новую. Поэтому, если при затяжке болтов они проворачиваются на резьбе, нужно сразу же начинать ремонт, иначе это может закончиться тем, что вы потеряете колесо.
В том случае, когда изнашивается подшипник, появляются посторонние звуки – сильный гул, нарастающий с набором скорости. Причин может быть несколько:
- Изначально низкое качество изделия.
- Недостаточное количество смазки внутри подшипника.
- Неправильный монтаж.
- Превышение допустимого ресурса.
В любом случае требуется проводить замену элемента. После того как гул достигнет своего максимума, начнет появляться вибрация – и чем сильнее износ, тем больший уровень ее будет.
Какие потребуются инструменты
Перед тем как поменять заднюю ступицу или ее подшипник, обязательно убедитесь, что у вас имеются все необходимые инструменты. Без специальных съемников осуществить демонтаж подшипника вряд ли получится. Если вы планируете поставить новую ступицу в сборе, то проблем не возникнет – в ней уже имеется новый подшипник, который установлен по всем правилам.
Но если вы покупаете все элементы отдельно, наличие съемника крайне желательно. Вам нужно иметь под рукой следующие инструменты:
- Домкрат – желательно подкатного типа. И обязательно надежные опоры. Если таковых нет, то можно использовать деревянные бруски.
- Ключ баллонный для болтов крепления колес – обычно головка на 19, 17 либо шестигранник.
- Плоскогубцы.
- Торцевую головку на 30 или накидной ключ.
- Отрезок прочной трубы.
- Молоток, зубило, выколотку.
- Деревянный брус или бронзовый молоток.
- Монтажную лопатку.
- Любой конструкции съемник для выпрессовки ступичного подшипника.
- Обязательно наличие двулапого съемника.
Это и все, также вам потребуются новый подшипник и ступичная гайка. Старую повторно использовать не рекомендуется.
Какие подшипники купить?
Цена ступицы в сборе для автомобилей ВАЗ-2108 и аналогичных моделей составляет около 1200 рублей. Подшипник обойдется примерно в 350-600 рублей (в зависимости от производителя и жадности продавца). Неплохие результаты показывают некоторые зарубежные производители подшипников, но если вы хотите качество и дешевизну, то обратите внимание на отечественные – вологодские или самарские. Первые оказываются намного качественнее, срок службы высокий. Но нужно покупать детали только у проверенных продавцов – на рынке запчастей немало китайского ширпотреба, качество которого оставляет желать лучшего.
Подготовка к снятию ступицы
Для демонтажа задней ступицы на ВАЗ-2108 или любом другом автомобиле с передним приводом необходимо выполнить подготовительные работы:
- Установите машину на ровной поверхности. Смотровая яма не нужна – все работы выполняются без нее.
- Установите под передними колесами башмаки, включите первую скорость или заднюю – это обеспечит максимальную фиксацию машины. Нельзя выжимать ручник – ведь вы будете снимать задний барабан.
- Извлеките защитный колпачок, чтобы добраться к ступичной гайке.
- Теперь нужно выпрямить буртики на гайке, используя выколотку и молоток.
- Установите ключ на 30 и сорвите гайку. Обязательно применяйте насадку – длинную трубу.
- Только после этого можно ослабить крепеж колесных болтов.
Теперь нужно поднять ремонтируемую сторону машины и приступать к демонтажу ступицы.
Как снять ступицу
Для того чтобы демонтировать заднюю ступицу, вам нужно выполнить такие манипуляции:
- Снять тормозной барабан, выкрутив две направляющих шпильки. Если барабан не поддается, необходимо вкрутить эти направляющие в соседние отверстия или аккуратно, используя проставку, обстучать его сзади.
- Полностью выкрутите гайку крепления ступицы, не забудьте про шайбу, расположенную под ней.
- При помощи трехлапого съемника демонтируете ступицу. Но можно воспользоваться более простым способом – поставить колесо обратной стороной и резко дергать его.
- Если на полуоси осталась внутренняя обойма подшипника, ее нужно извлечь с помощью двулапого съемника.
Вот и все, теперь можно ставить новую заднюю ступицу в сборе. Но если вам требуется заменить только подшипник, нужно старый демонтировать и вместо него поставить новый.
Снятие и установка подшипника
Для того чтобы снять подшипник, вам нужно:
- При помощи специальных щипцов снять стопорные кольца.
- Извлечь старый подшипник. Для этого можно использовать любой способ – при помощи съемника, молотком и оправкой.
- Тщательно очистить внутренние поверхности – если имеются зазубрины, нужно от них избавиться.
- Установите новый подшипник, используя съемник. Если забивать молотком, то можно повредить сальник. Заднюю ступицу желательно прогреть, но не более чем до 50-60 градусов.
- Установите стопорные кольца – обязательно проверьте, чтобы они попали в канавки.
После всех этих манипуляций произведите сборку всего узла. Затянув ступичную гайку, загните буртики, чтобы она не выкрутилась.