Флэшбэк - один из самых распространенных приемов в повествовательном искусстве. Он призван раскрыть зрителю или читателю прошлое, рассказать ему то, что он не знает в связи с «настоящим временем» в произведении.
По сути, на вопрос о том, что такое флэшбек, можно ответить так – это демонстрация исходных событий в произведении. Прием помогает автору рассказать про мотивации персонажей, раскрыть их скелеты в шкафу и тому подобные вещи.
Однако этот термин касается не только искусства.
Кино
Флэшбэк – что это для кино? Вообще, изначально, благодаря искусству движущихся картинок, и возник этот термин. Он обозначает «вспышка назад». То есть мы как бы резко переносимся в прошлое – именно его демонстрируют нам на экране.
Сложно объяснить прием флэшбэк. Что это такое, легче понять на примере. Рассмотрим хорошо известный «Lost».
Этот сериал полностью построен на них. Без флэшбэков в «Остаться в живых» не будет понятно ничего. Именно они объясняют все те конфликты, которые происходят на таинственном и опасном острове. Флэшбэк дает нам возможность лучше понять мотивации персонажей, корни их поступков.Однако впервые на полную флэшбэки были использованы в фильме «Гражданин Кейн». С помощью них режиссер держит сильную и жесткую интригу, которая не отпустит зрителя до конца фильма. Постоянный перенос в прошлое тут не помогает нам прояснить ситуацию – он лишь все глубже и глубже затягивает узел непонимания и дает глубину образа, благодаря которому этот фильм так и славится.
Литература
Используют ли писатели флэшбэк? Что это может дать произведениям литературы? Вероятнее всего, впервые этот прием применился именно там. Конечно, люди не сразу пришли к подобной, казалось бы, простой схеме. Например, в устном народном творчестве его не встретишь - флэшбэк предполагает очень сложную систему построения истории. Ведь прежде всего он должен быть необходим.
Если вспоминать из новых примеров, то современный бестселлер «Пятьдесят оттенков серого» буквально полностью завязан на них. Флэшбэк от лица Кристиана Грея – важнейшая часть повествования. Он раскрывает нам его прошлое. Флэшбэк объясняет, как этот человек стал тем, кто он есть. И становится понятно, откуда берутся страсти и желания, которые прячутся внутри него.
Пример нестандартного использования приема флэшбэков – книга Хантера Томпсона «Ангелы Ада». Она фактически полностью состоит из них, поскольку центральная сюжетная линия могла бы занимать две-три страницы. Но ведь основной смысл произведения как раз и находится в воспоминаниях журналиста Томпсона: о его жизни, путешествиях с опасными байкерами из мотоклуба «Ангелы Ада».
Видеоигры
В видеоиграх точно так же, как и в любом произведении, флэшбэк помогает раскрыть характеры персонажей и несет в себе повествовательную форму. Однако они несут и совсем другие функции. Успешно используется и в видеоиграх прием флэшбэк. Что это так, можно проследить в серии «Ассасин Крид». Вся «фишка» игры – как раз во флэшбэках, которые переносят главного героя в различные исторические эпохи. На этом и строится геймплейная суть. Ведь именно это разнообразие является тем фактором, который заставляет людей снова и снова приобретать новые игры, чтобы погрузиться в интересный мир.
Также флэшбэки мучают главного героя другого игрового сериала – Макса Пейна. Через них мы понимаем всю горечь потери главного героя, у которого только и осталось, что мстить убийцам его жены и детей. Кроме того, они приобретают некий страшный смысл, поскольку реальность в них перемешивается с ужасами его воображения.
Психология
Однако не одним искусством живо это слово. Есть и другая сторона вопроса, ведь флэшбэк – это еще и психологический термин. Второе название для этого эффекта – репереживание.
Флэшбэк в психологии – это расстройство, с которым сталкиваются прежде всего больные шизофренией, заключается в переживании того же чувства, с которым человек когда-то сталкивался. Казалось бы, что в этом странного? Но эти ощущения больные переносят в точности с тем чувством, с которым они некогда пережили ситуацию. Идентичным становится все: запахи, ощущения холода и тепла, но при этом без каких-либо на то причин.
Вторая сторона термина применяется к наркоманам. Чаще всего это касается тех, кто принимал психоделические вещества – ведь они наиболее подвержены «визуальным атакам». Смысл этого явления заключается в том, что принимавшего когда-то наркотики резко захватывают те же эффекты, которые он испытал на себе. Но теперь он переживает это в абсолютно трезвом состоянии. И фонари, которые он когда видел под ЛСД зелеными, резко начинают казаться ему таковыми.
Другое
Авторы не брезговали использовать слово «флэшбэк» в названиях своих произведений. Чаще всего основной их мотив – бегство от прошлого.
Широко известен фильм «Флэшбэк» 1990 года. Он рассказывает о том, как старого хиппи взяли за преступление, которое он совершил двадцать лет назад. Однако затем происходит невероятное – сбегает как нарушитель закона, так и арестовавший его агент ФБР. Делают они это для того, чтобы разобраться в прошлом и понять, насколько справедливо наказание. Как видим, в контекст фильма вполне вписывается название «флэшбэк». Отзывы критиков о киноленте были не самыми лучшими.
Также сейчас, в период возвращения к старым видеоиграм, можно снова вспомнить «Флэшбэк». Прохождение ее занимало много времени из-за сложности. Как, в принципе, и любой игры сеговской эпохи. Сюжет вертится вокруг правительственного агента, который вдруг узнал, что почти все мировые политики уже давно захвачены и подменены инопланетянами.
Вывод
Одним словом не описать флэшбэк. Что это понятие имеет далеко не один смысл и вмещается в себя различные трактовки, становится понятным после вышеперечисленных примеров. Однако одно ясно точно – этот термин несет в себе оттенок прошлого. Прием удивительным образом позволяет рассказать то, что произошло в прошлом, но важно для настоящего. Этим словом называют фестивали, картины, группы, игры и книги. Такое широкое использование полностью соответствует оригинальности приема, без которого сложно представить сейчас современное кино.