Все мы каждый месяц ходим в кассы своих управляющих компаний, чтобы оплатить счета за воду, газ и электричество. Также раз в полгода посещаем и налоговую с целью отдачи дани (приблизительно от 100 рублей и выше) государству. В наше время это принято называть «налог». И существует это обязательство уже так давно, что кажется нереальным назвать точную дату его происхождения. И как бы историки ни напрягали свои ученые головы, когда произошел первый сбор с человека, нам уже не узнать. Однако можно рассмотреть более ранние сборы, имеющие начало при первых царях и заканчивающиеся временами Колчака.
Когда в истории особенно ярко упоминается о сборах с народа?
Особенно отличился в этом плане век феодалов. Конечно, обычный народ «общипывали» и ранее, но особенно профессионально это стали делать именно в это время. Принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян – это, иными словами, барщина и оброк. В первом случае (барщина) речь шла о выплате крестьянами налога натурой своему господину. Имеется в виду трудом. Тяжелым, долгим и неоплачиваемым. Во втором случае (оброк) все гораздо проще - труд оплачивался урожаем, выручкой с него, продуктами, полученными из него. Но было одно «но» - все это надо было отдавать своему помещику. Навязывается вопрос о том, сами-то чем питались и на что жили. На него, кстати, историки тоже затрудняются ответить. И это без шуток.
Оброк
Итак, принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян имел первый этап своего развития во время феодалов. Это был оброк. Он заключался в выплате помещику денег за возможность работать на его земле. Стоимость рассчитывалась исходя из местоположения поместья: от четверти копейки за акр и выше. Естественно, что не у всех крестьян были деньги. Поэтому «заботливые» помещики вместо денег принимали и продукты. Они либо шли на барский стол, либо продавались на базаре, а полученная выручка шла барину в карман.
Не стоит забывать, что принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян, взимавшийся феодалом, касался не только крестьян, но и захваченных во время военных походов народов. Таким образом, на их земли назначался феодал, кому проживающие там племена должны были выплачивать дань за возможность жить и работать дальше.
Вообще время феодалов стеснило народ и его хозяев. А принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян этому больше всего поспособствовал.
На смену приходит барщина
Однако высокие требования хозяев не всегда позволяли крестьянам выплачивать дань деньгами и продуктами. Вернее, это практически не получалось. В лучшем случае дань выплачивалась не полностью. В худшем – во времена неурожая – крестьяне в страхе забирали свои семьи и подавались в бега. Поэтому феодалами была разработана новая система.
Таким образом, принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян стал просто принудительным и натуральным. Помещик больше не требовал с крестьян деньги или урожай. Земледелец расплачивался с ним тем, что бесплатно работал на земле хозяина.
Данная система пришлась по душе эксплуататорам и просуществовала до самого 19-го века. А по некоторым источникам – и до самого 20-го.
Недовольство крестьян и последствия этого
Но одними постоянными поборами дело не ограничивалось. Отношение к крестьянам в те времена было не лучше, чем к самой земле, которую они вспахивали. Отдавая землю в аренду, феодалы отдавали вместе с ней и самих крестьян. Иначе говоря, крестьянин – это не что иное, как ресурс, вещь, валюта, но никак не живая душа. Ко всему прочему, сочувствия от властей не было. Более того, указ Екатерины 2 вконец лишил народ веры в какую-либо справедливость. А указ заключался в том, что крестьяне не имели права жаловаться на своих помещиков. Не было такого поместья, где не происходило бы того или иного преступления по отношению к земледельцу или его семье. И практически каждый из этих случаев оставался безнаказанным.
При этом помещики считали себя справедливыми, щедрыми покровителями, а принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян - ответом за свою доброту. Вряд ли кто из господ хоть раз задумывался о реальности выполнения их условий. Знать не посчитала нужным это делать и ближе к 1970-м годам.
Крестьяне в Пугачевском восстании
Положение в стране и так было хуже некуда, ввиду меняющихся войн с одной на другую. Кроме того, на дворе был «Галантный век», что требовало больших затрат феодалов на свою персону. Все это еще больше сжимало шею простого человека.
Однако любому терпению приходит конец. Угнетения, издевательства, преступные действия и принудительный натуральный или денежный сбор, с крестьян взимавшийся, ответ получали в виде постоянных забастовок и восстаний. Самое известное из них – примыкание большого количества крестьян к Пугачеву. Именно мятежные земледельцы составили немалую часть его войска, что только поспособствовало тому, чтобы разрастись восстанию до таких небывалых ранее размеров.
Отмена сборов
Крестьян, которые могли позволить себе приобрести свою землю, было единицы. Остальным ничего не оставалось, кроме как работать на помещика, подвергаясь постоянным поборам. И как бы с этим ни боролись сочувствующие им видные деятели, принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян закончил свое существование только в конце 19-го века.