Каждый понимает, какую грозную опасность несет пожар и как важно уберечь от беды наших детей. Почему же так важна пожарная безопасность в школе? Картинки, которые мы с малых лет видим на стенах любого детского (и не только) учреждения, − грозные языки пламени, люди с огнетушителями, а также схемы эвакуации с бесконечными стрелками. В чем их задача? Нужны ли они нам? Как добиться того, чтобы правила пожарной безопасности в школе не оставались пустым звуком, а соблюдались неукоснительно всеми?
Любое образовательное учреждение − место массового скопления детей. Их здоровье, а порой и жизнь зависят от множества факторов, и пожарная безопасность − самый важный из них. Речь идет о школах, детских садах, домах детского творчества, интернатах, летних оздоровительных лагерях и так далее. Поэтому сегодня мы поговорим о таком понятии, как организация пожарной безопасности в любом детском учреждении.
Что это такое? Какие меры предусмотрены законодательно в данном вопросе? Существуют ли официально разработанные правила пожарной безопасности в школе, или каждое учреждение действует на свой страх и риск? Кто отвечает за все? Какие на этот счет существуют документы? Пожарная безопасность в школе − один из важнейших вопросов, и, конечно же, имеются определенные, причем жестко регламентированные нормативы по ее соблюдению. Нарушение их чревато серьезными штрафными санкциями для руководства.
Организация пожарной безопасности в любом детском учреждении подробно расписана в типовой инструкции, знать и соблюдать которую обязан не только директор, но и все, кто работает с детьми. Она касается множества вопросов − от мер по профилактике возгораний до порядка эвакуации в случае стихийного бедствия. Количество, размещение и исправность отопительных приборов, состояние электропроводки, наличие запасных выходов − все входит в понятие «пожарная безопасность». Инструктаж в школе по ее соблюдению проводится в обязательном порядке для всех сотрудников.
Рассмотрим подробно, что же он из себя представляет.
Правила пожарной безопасности закон требует соблюдать во всех типах школ, училищ, интернатов, детских садов, а также музыкальных, спортивных и художественных учреждений вне зависимости от ведомственной принадлежности.
Руководители, сотрудники и учащиеся в детских учреждениях обязательно должны знать и выполнять эти правила, а в случае пожара обеспечить все меры по его тушению и эвакуации людей.
Отвечает за обеспечение безопасности учреждения руководитель − директор или заведующий.
Что обязан делать руководитель образовательного учреждения?
Его задача − обеспечить меры пожарной безопасности в школе или другом детском учреждении и контролировать их соблюдение работниками и учащимися, ликвидировать недостатки, знакомить детей и сотрудников с правилами безопасности и проводить противопожарный инструктаж. Кроме этого, руководитель обязан назначить ответственных должностных лиц, которые могут быть допущены к работе только при условии прохождения инструктажа.
С учащимися должны регулярно проводиться уроки по изучению правил безопасности. Для школьников с 4 по 11 класс такие мероприятия предусмотрены раз в четверть. С малышами-детсадовцами и учениками начальной школы необходимо вести разъяснительные беседы об опасности возгорания и мерах его предупреждения. Регулярно, не реже раза в год, проводится месячник пожарной безопасности в школе. На нем в учебно-игровой форме дети закрепляют и отрабатывают полученные навыки. Из числа воспитанников организуются дружины юных пожарных.
План эвакуации при пожаре
На случай пожара в обязательном порядке должен существовать план эвакуации. Задача руководителя − обеспечить его разработку и утвердить. Также должна быть продумана последовательность оповещения людей и обязанности каждого в экстремальных условиях.
План эвакуации при пожаре и порядок ее проведения требуется регулярно пересматривать при изменении обстоятельств. Не реже чем раз в полгода следует проводить практические занятия по отработке действий в случае пожара. В детских учреждениях, функционирующих сезонно, такие мероприятия предусмотрены перед каждой сменой.
Кроме этого, в задачи руководителя входит назначение порядка закрытия помещений в конце рабочего дня и контроль над соблюдением установленных правил организациями-арендаторами, если таковые имеются. Также он отчитывается в органы пожарного надзора по проводимым мероприятиям.
Вечером и ночью
В детских домах или других круглосуточных учреждениях существует должность дежурного, который в ночное и вечернее время, а также в выходные дни обязан контролировать, соблюдается ли пожарная безопасность объектов. Для этого он должен осуществлять определенные действия.
Заступая на пост, ответственный должен проверить, в каком состоянии находятся противопожарные средства, исправна ли телефонная линия, а также пожарная сигнализация и освещение. Обязательно следует убедиться, что выходы ничем не загромождены, а двери при необходимости можно легко открыть. Для этого важно регулярно осматривать все коридоры, тамбуры, холлы, фойе и вестибюли.
Если обнаружены нарушения, дежурный обязан их устранить самостоятельно или сообщить руководителю (его заместителю).
У него должны иметься сведения о количестве и расположении воспитанников и работников учреждения. При необходимости он сообщает эти данные в пожарную охрану. Дежурный обязан иметь при себе полный комплект ключей от всех выходов и автомобильных ворот, а также электрический фонарь.
Общие требования
Меры пожарной безопасности в школе (другом детском учреждении), прежде всего, касаются территории и зданий. Перед учебным годом или в начале 1 смены для сезонных лагерей их готовность проверяется соответствующими комиссиями, в числе которых и представители пожарного надзора. На что они обратят внимание?
На чистоту территории. Опавшие листья, горючие отходы и сухую траву нужно регулярно собирать и вывозить. Дороги и проезды всегда должны быть свободными. Если в связи с ремонтом или по другой причине отдельный участок проезда или дороги требуется закрыть, об этом следует срочно предупредить пожарную охрану. В промежутках между зданиями нельзя складировать материалы или ставить транспорт. Нельзя на территории разводить костры, жечь мусор или устраивать открытые кухонные очаги.
Требования к помещениям
Если здание многоэтажное, классы или группы для младших детей размещаются только на первом и втором этажах. Этого требует пожарная безопасность в начальной школе и детском саду. Вместимость каждого помещения не должна превышать норму, а мебель и оборудование, расставленные в кабинетах, − препятствовать свободному выходу людей. Средствам пожаротушения полагается быть всегда на виду.
В каждом коридоре, холле, вестибюле вывешиваются предупреждающие и указывающие знаки безопасности. Эвакуационные выходы не загромождаются. Двери снабжаются устройствами для самостоятельного закрывания, исправность которых регулярно контролируется. Во время нахождения людей в здании все эвакуационные выходы запираются только изнутри на запоры, которые легко открыть (крючки, задвижки).
В тех помещениях, где постоянно находятся дети, ковровые покрытия и дорожки жестко крепятся к полу.
Кроме того
Пожарная безопасность объектов учитывается еще на стадии их проектирования. Нельзя перепланировать помещение без учета строительных норм и требований, а также отделывать стены и потолки горючими материалами. Это касается эвакуационных путей − лестничных клеток, рекреаций, вестибюлей.
Запрещается устанавливать жалюзи, решетки и другие несъемные устройства на окна помещений, убирать двери между коридорами и лестничными клетками, наглухо заколачивать эвакуационные выходы.
Нельзя применять для отопления самодельные приборы. Электрические плитки и чайники, кипятильники, газовые плиты могут использоваться для трудового обучения или приготовления пищи только в специально отведенных помещениях. На путях эвакуации не должно быть зеркал и ложных дверей.
Требования к оборудованию и освещению
Категорически запрещено оборачивать электролампы любыми горючими материалами (тканью, бумагой), использовать керосиновые лампы и свечи, при уборке применять легковоспламеняющиеся составы.
Нельзя отогревать трубы отопления и любые другие коммуникации открытым огнем − только паром, песком или горячей водой. Запрещается хранить в шкафах и карманах спецодежды обтирочный материал, оставлять без надзора электроприборы, включенные в сеть (в том числе телевизоры, радиоприемники и прочее).
Сушилка для одежды и обуви устраивается в специальном помещении или шкафу из негорючего материала, обогрев осуществляется только водяными радиаторами отопления. Сварочные работы проводятся исключительно с разрешения (письменного) руководителя, согласно требованиям соответствующих правил.
Пользоваться утюгами (с исправными световыми индикаторами и терморегуляторами) следует в специальных помещениях под наблюдением ответственного работника. Другие работы или хранение белья в них не допускаются. Утюги размещаются на подставках, изготовленных из огнеупорных материалов.
Отопление и вентиляция
В начале отопительного сезона котельные и все сопутствующие приборы тщательно проверяются и при необходимости ремонтируются, персонал проходит инструктаж. В котельных запрещается производить посторонние работы.
Ни в коем случае нельзя допускать утечку газа или подтекание топлива, подавать его при потухших газовых горелках или форсунках, начинать работу, если неисправны приборы контроля.
На конструкциях оборудования запрещено сушить обувь и одежду, а также оставлять без присмотра работающие котлы.
Печное отопление
Правила пожарной безопасности в школе с печным отоплением содержат дополнительные требования. Если работает печь, у отверстия ее топки на полу крепится металлический лист 50 на 70 см. Дымоходы и трубы очищаются от сажи не реже, чем раз в два месяца в отопительный сезон.
Во время проведения праздников и мероприятий печи топить запрещается. При круглосуточном пребывании в учреждении детей процесс топки должен оканчиваться не позже чем за два часа до отхода воспитанников ко сну.
Категорически запрещено для разжигания пользоваться бензином, керосином, прочими легковоспламеняющимися жидкостями, а также оставлять без надзора работающие печи и поручать детям присмотр за ними. Нельзя эксплуатировать оборудование при неисправных дверцах и использовать слишком крупные дрова.
Топливо должно храниться в специальных помещениях или на площадках не ближе 10 метров от здания. Не допускается его держать в подвальных и цокольных этажах.
Электрическое оборудование
Все электрооборудование в детских учреждениях должно соответствовать требованиям правил техники безопасности. Администрация обеспечивает его обслуживание и профилактические осмотры, устраняет замеченные недостатки.
Соединения и ответвления жил кабелей и проводов выполняются путем прессовки, пайки, сварки, с помощью специальных зажимов. Размещение временных электросетей не допускается, кроме мест строительных работ.
Также нельзя проводить монтаж наружных электропроводок и воздушных электролиний над сгораемыми навесами и кровлями, штабелями тары, складами горючих материалов.
Электродвигатели запрещается накрывать и следует периодически протирать от пыли. Поломки, способные вызвать короткое замыкание, должны устраняться в срочном порядке.
Неисправные электросети и аппаратуру нужно немедленно отключать.
Нельзя использовать провода и кабели с нарушенной изоляцией, пользоваться ненадежными розетками, скручивать электропровода и вешать на них светильники, одежду и прочие предметы.
Водоснабжение на случай пожара и средства для его тушения
Пожарные краны регулярно следует подвергать техническому обслуживанию и контролировать их работоспособность. Они должны быть снабжены рукавами, помещенными в опломбированные шкафы. Такие рукава должны содержаться в сухом виде, правильно скатанные и подключенные к кранам. Раз в год производится их проверка пусканием воды.
Во всех детских учреждениях должны иметься необходимые средства пожаротушения независимо от наличия пожарных кранов. Места их расположения отмечаются на планах эвакуации (ГОСТ 12.1.114-82).
Ручные огнетушители (ГОСТ 12.4.009-83) должны располагаться на высоте не более 1,5 метров над полом на специальных стендах, в шкафах вместе с пожарными кранами. Текст инструкции на их корпусах должен быть хорошо виден. Размещают их в легкодоступных местах.
Другие средства пожаротушения
Как известно, здания делятся на категории по степени огнестойкости. Для учреждений образования, расположенных в сельской местности и имеющих степень огнестойкости от III до V, требуется организовать пожарные посты.
Каждый такой пост в обязательном порядке оснащается стендом с набором необходимых первичных средств. Что к ним относится?
Это два огнетушителя емкостью 10 л (для пенных) или 5 л (для порошковых), приставная лестница, ведра (4 шт.), багры, топоры, лопаты − по 2 шт., две бочки с водой по 0,25 м куб. (зимой − ящики с песком).
Использовать средства пожаротушения для хозяйственных и других нужд запрещено.
Пожарные требования для разных помещений
В школьных кабинетах следует размещать исключительно необходимые для учебного процесса пособия, мебель, модели, приборы и так далее. Хранить химические вещества нужно в лаборантских или других специальных помещениях на стеллажах или в шкафах.
Демонстрация диапозитивов, слайдов, производится с соблюдением специальных требований. Это установка узкопленочного кинопроектора или диапроектора на стороне, противоположной выходу, присутствие одновременно только 1 группы учащихся (не более 50 чел.), обслуживание установки специально обученными лицами, хранение кинофильмов или слайдов в плотно закрытых коробках.
При проведении мероприятий культурно-массового характера до их начала тщательно проверяются все эвакуационные выходы и пути, средства пожаротушения, недостатки устраняются.
Во время действия назначается дежурство сотрудников и старшеклассников. Ответственный преподаватель обязан неотлучно находиться с детьми, быть проинструктированным о мерах безопасности и порядке эвакуации.
Пожарная безопасность в школе − мероприятия
Если объект имеет I или II степень огнестойкости, культурно-массовые мероприятия можно проводить на любом этаже, а в зданиях, имеющих III-V степень, − только на первом. При этом стены должны быть оштукатурены. В помещениях подвального и цокольного этажей проведение любых массовых мероприятий не допускается.
Заполнение залов людьми свыше норматива запрещено. Количество мест в зрительном ряду без промежутка между ними − не более определенного по нормативу. Это же относится к расстоянию между рядами. Нормы рассчитываются для объектов в зависимости от класса огнестойкости и возможностей эвакуации.
Ширина проходов в таких помещениях должна составлять не менее метра. Пересекающихся или встречных потоков выходящих людей быть не должно. Сокращать проходы в ширину и устанавливать между рядами дополнительные места запрещено.
Противопожарный Новый год
Поговорим о праздниках − на них особенно актуальна пожарная безопасность в школе. Мероприятия массового характера возможны только с соблюдением целого ряда требований. При проведении новогодней елки оформление зала производится квалифицированным электриком. Иллюминация монтируется надежно, лампочки гирлянд должны быть не мощнее 25 Вт.
Электропровода, питающие освещение - гибкие, с исправной изоляцией, подсоединяемые к электросети штепселем.
В случае неисправности елочной иллюминации ее следует сразу же выключить до устранения проблемы.
Костюмы на детях и взрослых из ваты, бумаги и других горючих материалов не разрешаются.
Нельзя использовать при оформлении елки целлулоидные игрушки, свечи и фейерверки, а также декорировать подставку и ветки ватой.
Если пожар все же случился
В первую очередь следует позаботиться об эвакуации детей. При обнаружении признаков возгорания работник учреждения обязан срочно позвонить в пожарную часть, назвав адрес, место дислокации пожара, собственную должность и фамилию. Затем, оповестив людей о событии, начать выводить детей в безопасное место, используя план эвакуации при пожаре. Обязательно нужно известить о случившемся руководителя или его заместителя, организовать встречу пожарных и помогать в тушении имеющимися средствами.
Руководитель учреждения, прибывший на пожар, должен руководить эвакуацией, удалить из зоны огня лиц, не занятых ликвидацией возгорания, при необходимости вызвать «скорую помощь».
Действия в процессе эвакуации и тушения
Правила пожарной безопасности в школе требуют отработки до автоматизма навыков поведения у детей и взрослых. Прежде всего, нужно определить самые безопасные пути и выходы, предотвратив панику. Для этого учителям и воспитателям настоятельно рекомендуется не оставлять учащихся без присмотра до полной ликвидации пожара. В первую очередь эвакуируют больных и маленьких детей.
В зимнее время беспомощных малышей нужно выносить или выводить, закутав в теплые вещи или одеяла, старшие собираются сами или берут с собой верхнюю одежду.
Все помещения тщательно проверяются, чтобы никто не остался спрятавшимся под партой или в шкафу, на выходах выставляются посты для предотвращения возврата людей в опасную зону.
Не следует распахивать окна и двери, а также выбивать стекла во избежание еще большего распространения дыма и огня.
Грамотные и вовремя предпринятые действия при пожаре способны спасти человеческие жизни, что позволит выйти из ситуации с минимальным ущербом.