Очень многие авторы не представляют свою лирику без разделения на кусочки-столбики. Кто-то говорит, что делается это для того, чтобы в каждой строфе передать цельную мысль, другие же склоняются к версии о банальном удобстве: мол, так проще работать с рифмой и ритмом. Многие писатели не зацикливаются на количестве строк в строфе, просто вставляют их столько, сколько им кажется необходимым, влияет это лишь на восприятие стихотворения. В русской поэзии четверостишье – это самая распространённая форма строфики, использовавшаяся как классическими авторами, так и современными писателями.
Что такое четверостишье?
Нельзя говорить о том, что чем больше строк в «столбце», тем красивее звучит стихотворение. Ни в коем случае: порой в двустишиях смысла заключается больше, чем в целых балладах. Катрен (иначе четверостишье) – это форма строфики, объединяющая по смыслу и стилистике четыре строки. Для него нет определённых канонов рифмы и ритмики – здесь всё остаётся на усмотрение автора. Единственное, что хочется заметить, – как самостоятельные стихотворения катрены выступают очень нечасто, обычно они являются составляющими более масштабного произведения.
В русской литературе
Но несмотря на то что в классической литературе коротенькие катрены не очень почитают и найти их в сборниках известнейших поэтов не так просто, стихи-четверостишья всё равно существуют. Нельзя не отметить раннюю лирику Пушкина: его мадригалы и эпиграммы – отличные примеры законченных по смыслу катренов. Встречается такая форма строфики и у Ахматовой, и у Бродского, и у Пастернака; наверное, у каждого поэта рождались красивые четверостишья, которыми нельзя было не поделиться.
Но если говорить о роли катренов в масштабных произведениях, то становится понятно: они – своеобразные кирпичики, на которых выстраивается целая поэма, баллада или же простое стихотворение. Известнейший «Парус» М. Лермонтова состоит из трёх столбцов в четыре строки, то же можно сказать о знаменитом стихотворении «Ласточка» А. Плещеева (оно начинается словами «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит»). Четверостишье – это одна из самых универсальных форм строфики, успешно существующая как самостоятельно, так и в рамках литературного произведения.
У мировых авторов
С мировой поэзией всё не так просто. Русские переводы порой очень далеки от оригиналов: обычно сохраняется только главная мысль, а само стихотворение просто переписывается заново (многие исследователи замечали, что сонеты Шекспира на русском в переводе Маршака иногда звучат даже лучше, чем сами творения английского драматурга). Именно из-за этого сложно говорить о сохранении строфики в переводах.
Но здесь тоже не всё потеряно. Стихи-четверостишья – это основная форма лирики Омара Хайяма – персидского учёного и поэта, так активно цитирующегося в социальных сетях. Его произведения не лишены остроумия, из-за чего их часто считают афоризмами.
Нельзя не отметить другого всемирно известного предсказателя – Мишеля Нострадамуса. Его книга «Центурии» содержит огромное количество катренов, в которых в иносказательной форме рассказывается о событиях будущего. Возможно, расшифровки стихов пророка просто подгоняются под реальные события, но нельзя отрицать то, что многое написанное Нострадамусом действительно сбылось.
Четверостишия сегодня
В современной поэзии катрены чаще всего встречаются в форме шуточных стихотворных тостов. Поздравления-четверостишья можно найти к любому празднику, главное - просто выбрать подходящее по случаю. Они легко запоминаются, да и выглядят на общем фоне гораздо выигрышнее простых слов. Но нельзя забывать о том, что порой шаблонные стихи могут только обидеть виновника торжества – сейчас такая форма поздравлений стала настолько распространена и появилось такое количество четверостиший, что их использование стало переходить все границы. Создаётся впечатление, что отправитель просто отмечается со своим посланием, поздравляет «для галочки», а не потому, что хочет искренне порадовать человека.
И как при выборе любого стихотворения, ни в коем случае нельзя переступать грань между остроумием и пошлостью – ничего хорошего из этого не выйдет. Для того чтобы найти хорошее поздравительное стихотворение, тоже придётся постараться.
Для детей
А как же такая распространнёная форма лирики, как детские четверостишья? Конечно, малышам нелегко запомнить сложные и насыщенные эпитетами и метафорами произведения классических авторов, именно поэтому короткие стихи существуют как отдельный жанр детской литературы. Впервые они встречаются в колыбельных (обычно эти песни состоят из нескольких катренов), потом четверостишья появляются в азбуках и загадках, следом уже в поэмах для малышей. Кто из взрослых не отмечал, что дети цитируют огромные куски любимых сказок или коротеньких стихов о буквах из букварей? Детские четверостишья создаются для того, чтобы развивать память малышей, именно они становятся фундаментом для освоения более сложных форм лирики. Кроме того, обычно в стихах для детей чёткая рифма и ритм, именно поэтому запомнить их гораздо легче, чем простые стихотворения.
Заключение
Нельзя умалять достоинства различных видов строфики, но вместе с тем никто не отрицает, что чем короче столбцы, тем быстрее они запоминаются. Четверостишье – это универсальная форма лирики, свободно существующая и в форме самостоятельных катренов, и как части больших литературных произведений. Более того, в них работа с рифмой и ритмом максимально упрощается (чётное количество строк позволяет играть со всеми видами рифмовки). Вполне вероятно, что именно эта простота и стала основной причиной такой популярности четверостиший.