Следует дифференцировать понятия рифмы и рифмовки. Если первая является созвучием окончаний двух слов, то вторая представляет собой порядок чередования рифм в стихе. Соответственно, рифмовка является более широким понятием, чем рифма.
Виды рифм
Способы рифмовки в стихосложении опираются на несколько видов рифм. Так, по качеству и количеству совпадений слогов рифмы принято разделять на точные и неточные. По специфике ударения – на мужские (ударение на последний гласный звук), женские (ударение на предпоследний гласный звук), дактилические и гипердактилические (ударение на 3-й и 4-й гласный звук с конца). Если строки, помимо гласного, совпадают по предударному (опорному) согласному звуку, то такую рифму определяют как богатую. Если этого нет – рифма называется бедной.
Виды рифмовки
Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:
- смежная (парная),
- перекрестная (попеременная),
- кольцевая (опоясывающая, охватная).
Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.
Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк – первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как "аабб". Пример:
«Только рвани нынче нет (а) –
По-другому сделан свет (а).
И поет гармоница (б),
Что исчезла вольница (б)».
(С. А. Есенин).
Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме "аааа".
Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк – первая рифмуется с третьей, вторая – с четвертой, пятая – с седьмой и т. д. Это вид рифмовки "абаб":
«Я помню чудное мгновенье (а):
Передо мной явилась ты (б),
Как мимолетное виденье (а),
Как гений чистой красоты (б)»
(А. С. Пушкин).
Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме "абба". Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:
«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)
И, вероятно, вправду мы поэты (б).
Когда, кропая странные сонеты (б),
Мы говорим со временем на «Вы» (а).
(И. А. Бродский).
Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:
«Забором крался конокрад (а),
Загаром крылся виноград (а),
Клевали кисти воробьи (б),
Кивали безрукавки чучел (в),
Но, шорох гроздий перебив (б),
Какой-то рокот мер и мучил» (в).
(Б. Л. Пастернак).
Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки – смежный вид, с третьей по шестую – перекрестный.
Рифмовка и цельная строфа
Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы – ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.
В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме "аа", имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет – схема "ааа". При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.
Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая ("абба") и перекрестная ("абаб"). В случае же смежной рифмовки ("аабб") стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.
Свободный и вольный стих
Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха, так как это не одно и то же. Свободные виды рифмовки в стихотворении образует т. н. вольный стих – форма стихосложения с меняющимися видами рифмовки. То есть строки рифмуются в разном порядке. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:
«Послушайте (а)!
Ведь, если звезды зажигают (б) –
значит это кому-нибудь нужно (в)?
Значит кто-то хочет, чтобы они были (г)?»
(В. В. Маяковский).
При этом свободный стих нельзя приравнивать к прозе по принципу: раз нет рифмы, то чем это отличается от, например, обычного газетного объявления? Одно из отличий белого стиха от прозы – это тенденция к декламированию, что отличает стихотворный текст от прозаического. Данная тенденция создается за счет специфической эмоциональности, особого настроения поэтического текста, не приемлющего монотонного чтения. Вторым существенным отличием свободного стиха является его ритмичность, формирующаяся за счет определенного выравнивания количества слогов и ударений.