Какое устройство можно считать самым необходимым бортовым инструментом с момента изобретения автомобиля? Конечно, подкатной домкрат! Для внедорожника, легкового автомобиля или же микроавтобуса понадобятся разные конструкции, но так или иначе без него невозможно обойтись на безлюдной трассе, если вдруг прокололась шина и нужно ее заменить. Поездка даже на немного спущенном колесе до СТО может стоить вам очень дорого: поломки в рулевой системе и побитой подвески. Поэтому домкрат должен быть в каждом багажнике 24 часа в день, 7 дней в неделю и 365 дней в году. И экономить на данном устройстве не стоит. Выбирая подкатной домкрат для внедорожника, нужно всегда искать оптимальное устройство, которое было бы надежным помощником даже в самой сложной ситуации. Дорога – место опасное, и нужно быть во всеоружии.
Подкатной домкрат для внедорожника: типы
Выделяют следующие виды:
- Механические домкраты. Самые простые и, пожалуй, самые надёжные и компактные устройства. Имеются в багажнике почти всех малолитражных автомобилей. Отличаются хорошей мобильностью, но сравнительно небольшой грузоподъёмностью. В зависимости от своей конструкции бывают разных типов.
- Гидравлические домкраты. Главное назначение данного вида - подъем и/или перемещение транспортных средств при осуществлении ремонтных работ и обслуживания. Активнее всего они используются в автомастерских и на производстве, но становятся все более популярными в быту автомобилистов. Конструкция такого домкрата обеспечивает плавный ход, надежный подхват и легкое управление, высокую грузоподъемность и высокий КПД (около 80%). Важно помнить, что данное устройство предназначено исключительно для подъема, а не для длительного удержания груза. Чтобы избежать утечки гидравлической жидкости, всегда следует хранить и перемещать его только в вертикальном положении.
- Пневматические домкраты. Они используются для работ различной направленности и сложности. Такой подкатной домкрат для внедорожника незаменим при перемещении и поднятии грузов, монтаже, ремонтных работах и многом другом. В первую очередь они хороши тем, что их можно использовать на абсолютно любой поверхности, будь то рыхлый грунт или неровная земля.
Теперь стоит рассмотреть подтипы домкратов более подробно. Это позволит вам сделать правильный выбор при покупке такого незаменимого устройства.
Механический реечный домкрат
Отличается простой конструкцией: состоит из вертикальной стойки с зубчиками-зацепами, вдоль которой перемещается подхват (подъемная рейка). Процесс подъема осуществляется с помощью шестеренной или рычажной передачи. Для удерживания груза на весу имеется собачка-фиксатор. Данный вид домкратов применяется не только для ремонтных работ в автомобиле, но и для подъема грузов на складах, стройках и т. д. Именно поэтому они бывают различных размеров и отличаются разными показателями грузоподъемности.
Главная особенность такого устройства заключается в возможности подъема грузов, расположенных достаточно низко. Но есть у него и свои минусы. Например, из-за небольшой площади опоры такие домкраты не могут обеспечить хорошую устойчивость приподнятому на один бок автомобилю, что требует применения вспомогательных приспособлений, помогающих зафиксировать положение. Также для использования такого домкрата необходимо наличие специальных выемок в днище машины, которые обеспечивают место для установки лапки подъемной рейки или наконечника подхвата. Некоторые модели отличаются неудобными, слишком громоздкими габаритами и внушительным весом.
Механический винтовой домкрат
Данный механизм работает за счет преобразования вращательных движений винтового штока в поступательное перемещение подъемной площадки. Самым распространённым можно назвать ромбический винтовой домкрат, который состоит из 4 плеч, соединенных между собой шарнирами таким образом, что в итоге из них получается ромб. Шток является горизонтальной диагональю, при закручивании которой противоположные углы разворачиваются и приближаются друг к другу. В это же время они удаляются друг от друга по вертикальной диагонали, на концах которой размещены подъемная лапка и опорная пята.
Автомобильный гидравлический домкрат
Для того чтобы создать рабочее давление жидкости, в такой конструкции используют электрический компрессор или рукоятку насоса (мануальный способ). Подобные механизмы обладают следующими достоинствами:
- хорошая устойчивость,
- компактная конструкция,
- быстрый подъем без каких-либо физических трудностей.
Они также бывают разных типов, каждый из которых имеет свои специфические особенности.
Бутылочный гидравлический домкрат
Несущими элементами такой конструкции являются корпус и выдвигаемый поршень, а рабочее тело заполнено специальной жидкостью. Корпус одновременно является и
направляющим цилиндром для поршня, и резервуаром для рабочей жидкости.
При выборе такого домкрата нужно учитывать не только его грузоподъемность, но и высоту подхвата/подъема, потому что, даже если он сможет выдержать вес вашей машины, ему может просто не хватить рабочего хода, чтобы поднять ее на нужную высоту.
Подкатной гидравлический домкрат
Данная конструкция отличается неоспоримыми преимуществами среди всех аналогичных механизмов. Во-первых, домкрат подкатной (инструкция содержит данную информацию) показатели грузоподъемности имеет выше, чем у его собратьев, при этом он значительно меньше по размеру. Также высокий КПД и больший коэффициент передачи силы делают данный домкрат более выигрышным в сравнении с другими. Внимания заслуживает и плавное перемещение основного подъемного механизма. Устройство подкатного гидравлического домкрата, к сожалению, не может похвастаться большой подъемной высотой и нуждается в почти постоянном сервисном обслуживании. Срок службы таких конструкций, как правило, значительно меньше, а в случае поломки ремонт обойдется в круглую сумму. Хотя, например, домкрат подкатной с фиксатором гораздо удобнее и надежнее в процессе ремонта автомобиля, чем обыкновенный ромбовый. Благодаря собачке-фиксатору такой механизм становится более устойчивым и позволяет прилагать меньше усилий. Домкрат подкатной, инструкция к которому всегда прилагается, является самым популярным среди всех прочих, особенно у владельцев больших машин и микроавтобусов.
Пневматический автомобильный домкрат
Такое приспособление выглядит как надувная подушка, наполненная сжатым воздухом. Ее можно наполнять и выхлопными газами. Гидравлический механизм в данном случае отличается высокой устойчивостью, так как обладает самой большой площадью опоры. Пневматический подкатной домкрат нуждается в подаче воздуха под давлением, чтобы надуть основную конструкцию. Для этого применяются специальные баллоны или же газы из выхлопной трубы машины, что обеспечивает минимальные затраты сил и времени. При этом скорость подъема любого груза достаточно высокая.
Чаще всего такие домкраты используются на станциях технического обслуживания или в гаражах, но в последнее время они стали все чаще применяться при эвакуации автомобилей, которые застряли в болоте или грязи, что обеспечило их более широкую популярность среди водителей крупногабаритных авто.
Неоспоримыми плюсами таких механизмов можно считать возможность использования на абсолютно любой поверхности. Будь то грунт, земля, неровное дорожное полотно – такому домкрату все по плечу. Он прост в использовании, имеет большую высоту подъема, не требует особых усилий, но может похвастаться внушительным показателем грузоподъемности. Также такой домкрат можно расположить под любым автомобилем вне зависимости от конструкции, повреждений и прочих особенностей.
Одновременно с этим есть у него и свои незначительные минусы. Например, при накачивании выхлопными газами в камере постепенно накапливается едкий осадок, а при установке нужно для начала осмотреть поверхность, чтобы убедиться в отсутствии колюще-режущих предметов, осколков стекла, острых металлических частей, которые могут случайно проколоть камеру. И, конечно, при использовании сжатого воздуха вам понадобится отдельный компрессор, который также стоит денег.