Название острова Ньюфаундленда в переводе с английского означает «новооткрытая земля». Он расположен на Севере Атлантики, у восточного побережья Канады. Узкий пролив Белл-Иль отделяет его от южного края полуострова Лабрадор, на Востоке Ньюфаундленд омывает Атлантический океан, на Западе – залив св. Лаврентия. Предки индейцев принялись заселять его еще в I веке, а европейцы – через десять лет после открытия Америки Колумбом. Но ни те, ни другие так и не смогли завоевать его, и остров до сих пор сохранил свой дикий первозданный вид, уступив людям лишь небольшую часть своих обширных территорий.
Первые европейцы
Есть исторические свидетельства, подтверждающие, что остров Ньюфаундленд посещали норманнские викинги еще в XI веке. Историки полагают, что исландские саги именно его называют Винландом, а полуостров Лабрадор – Маркландом. Может народный фольклор и приукрашивает действительность, но на территории острова Ньюфаундленда сохранились остатки норманнской деревни, которые являются местной достопримечательностью и пребывают под охраной ЮНЕСКО как первое европейское поселение в Западном полушарии.
Уже в те далекие времена место это не было безлюдным: тут проживали предки индейцев и эскимосов, с которыми викинги и вели торговлю, мало задумываясь о географических открытиях. Эта горячка началась позднее.Век великих путешествий
Не было бы ошибкой сказать, что остров Ньюфаундленд и побережье полуострова Лабрадор открыл непобедимый дух корыстного европейского любопытства. Во второй половине XV века среди могущественных держав нынешнего ЕС появилась мода путешествовать в Индию через Западное полушарие. Первым на поиски отправился всем известный Колумб и наткнулся на новый континент – испанцы обрели богатейшие колонии.
Прознав о таких неслыханных успехах, бристольские купцы решили снарядить собственную экспедицию – надежда достичь благословенных земель, полных золота и драгоценных пряностей, все еще пьянила многие головы. Поскольку никакой поддержки от государства, кроме благословения английского короля Генриха VII, получить не удалось, предприятие не могло похвастаться широким размахом.
Открытие Ньюфаундленда
В мае 1497 года от пристани Бристоля отчалило судно под командованием английского мореплавателя итальянского происхождения Джона Кабота (Джованни Кабото), который, по большому счету, и открыл остров Ньюфаундленд для европейцев. Корабль назывался «Мэтью», и на его борту было всего 18 человек команды – видимо, на богатую добычу организаторы не рассчитывали, и целью экспедиции была только разведка местности. Проведя в океане чуть больше месяца, Кабот достиг северного побережья острова Ньюфаундленда в июне 1497 года. Ступив на землю и объявив ее владениями английской короны, путешественник отправился вдоль берега дальше, открыл богатую рыбой Большую Ньюфаундлендскую банку, «побродил» вокруг острова с месяц, повернул обратно и уже 6 августа прибыл в Англию.
Территориальные споры
В этом вопросе англичан перещеголяли португальцы: полуостров получил свое название от имени Хоейо Фернандес Лаврадор («lavradore» – с португ. землевладелец). В 1501 году на Ньюфаундленд прибыли его соотечественники во главе с Гаспаром Кортереалем. Памятник этому мореплавателю до сих пор стоит на одной из площадей Сент-Джонса, административного центра провинции (в 1965 году статую подарили португальцы, ностальгирующие по своему великому морскому прошлому).
Долгое время на территорию острова Ньюфаундленда всерьез никто не претендовал, населяли ее коренные племена индейцев и эскимосов, а также приезжие португальцы, французы, ирландцы и англичане. Они торговали с местными, выменивая у них ценные шкурки бобра, выдры и других пушных зверей, занимались рыбным промыслом и охотой.
В конце XVI века на юго-западе охотились на китов и ловили рыбу французы, а на Северо-Востоке занимались торговлей англичане. Принадлежность острова вяло оспаривалась разными европейскими государствами.
Владения британской короны
В 1701 году умер испанский король – последний из династии Габсбургов. В Европе вспыхнула война за испанское наследство, тянувшаяся долгие 13 лет. В 1713 году, по условиям Утрехтского мира, Ньюфаундленд достался Великобритании.
Однако это был еще не конец: во время семилетней войны (1756-1763) Франция, Испания и Британия опять принялись оспаривать территорию друг у друга, и в 1762 году под Сент-Джонсом состоялась англо-французская битва, в которой победу одержали англичане, чем окончательно закрепили свои права.
Претензии Канадской конфедерации
Попытки завлечь остров в сферу своего политического и экономического влияния предпринимала Канада, но Ньюфаундленд отнесся к этому без особенных восторгов. В 1869 году предложение войти в Канадскую конфедерацию было отвергнуто наотрез. После того как, по распоряжению Лондона, полуостров Лабрадор был присоединен к Ньюфаундленду, Канада предложила помощь в разработке местных железных месторождений и снова получила отказ: островитяне справедливо полагали, что, оказавшись в экономической зависимости от конфедерации, неминуемо утратят суверенитет. Однако чему быть, того не миновать.
В 30-х годах разразился мировой кризис, который привел к краху экономики острова Ньюфаундленда. Лондон ввел «внешнюю администрацию», была создана специальная комиссия по определению дальнейшей судьбы острова. После окончания Второй мировой решение было принято и претворено в жизнь. В 1948 году по результатам проведенного референдума остров Ньюфаундленд стал одной из провинций Канады, которой и является по сей день.Население и климат
На сегодняшний день население здешних мест насчитывает около 500 тысяч человек. Учитывая, что площадь острова составляет около 111,39 тыс. квадратных километров, численность населения более чем скромная. Поселения в основном находятся на побережье, поскольку долгое время рыболовный промысел был основным средством существования местных жителей.
Прохладная сырость давно объявила права на остров Ньюфаундленд, климат которого сочли «ужасным» даже англичане.
Летом на Юго-Востоке температура не превышает 15°C, однако близость Атлантики обуславливает довольно теплые зимы – редко бывает холоднее -4°C. На Северо-Западе температурный режим резче: летом до 25°C, а зимой случаются десятиградусные морозы.
Рельеф разных частей Ньюфаундленда также отличается. На Западе местность гористая, здешний хребет Лонг-Рейндж считается частью Аппалачей (когда-то остров откололся от доисторического материка в результате страшного геологического катаклизма). В месте, где находится остров Ньюфаундленд, теплые воды Гольфстрима встречаются с холодным Лабрадорским течением. Это приводит к значительному количеству осадков на острове (75-1500 мм). Из-за столкновения водных и воздушных потоков разных температур почти на треть года белые пушистые облака оккупируют остров Ньюфаундленд. Фото клубящейся мглы, сквозь которую проглядывают крыши Сент-Джонса, удивительно напоминают сцены из «Тумана» Стивена Кинга.
Местные обитатели
Кинговские чудовища, к счастью, на острове не водятся. Зато живут вполне земные животные, процветающие благодаря тому, что эта провинция Канады на сегодняшний день наименее пострадала от индустриализации. Большая часть острова Ньюфаундленд покрыта первозданной тайгой, значительные территории заболочены. Тут водятся лоси, медведи, рыси, еноты, лисы и многие другие звери. Изрезанное многочисленными фиордами и скалистыми бухтами побережье – настоящий рай для птиц и морских млекопитающих.
Туризм
Возможность пройтись по нетронутым человеком местам привлекает многочисленных поклонников экотуризма. В национальном парке Грос-Морн они находят изобилие диких прибрежных скал, красоту прозрачных горных озер и бурных порожистых речек. С крутых берегов можно полюбоваться дрейфующими айсбергами и мигрирующими синими китами.
К услугам туристов древнее поселение викингов, старейшая городская улица в Северной Америке (Вотер-Стрит), музеи, рестораны и сувенирные лавки.
Сюда приезжают также любители спортивной рыбалки: здешние воды до сих пор кишат рыбой, несмотря на то что она активно вылавливалась в промышленных масштабах чуть ли не с момента открытия острова Ньюфаундленда и Лабрадора. Безответственное отношение к природному сокровищу чуть не погубило эту землю.
«Рыбное место»
Большая Ньюфаундлендская банка – отмель площадью 282,5 тыс. кв. км, которая до сих пор является самым богатым «месторождением» рыбы в мире. Бесконтрольный отлов продолжался столетиями: в XIX веке население острова Ньюфаундленд выросло с 19 до 220 тысяч благодаря переселенцам, мечтавшим заработать рыболовным и китобойным промыслом.
Экологи начали бить тревогу еще в 1970-х годах, но суровые меры правительство Канады предприняло только в 1992 г. и ввело мораторий на вылов. К этому моменту рыболовные траулеры чуть ли не всех стран Европы охотились на терпящую бедствие треску. Мораторий сильно ударил по экономике и благосостоянию населения. В короткие сроки остров покинуло более 60 тысяч человек.
Пришлось изыскивать другие средства зарабатывать. Активизировалась добыча полезных ископаемых: на острове есть железная, медная и цинковая руда. В шельфе добывают нефть, открылись целлюлозные предприятия, неплохими темпами развивается туризм. С 2006 года количество населения снова начало расти, свидетельствуя о выздоровлении местной экономики.
Из Ньюфаундленда – с любовью
Первым делом при упоминании Ньюфаундленда приходит на ум не остров со всеми его красотами, а большие добродушные собаки, родиной которых по праву считается этот неприветливый край. Откуда они тут взялись, доподлинно неизвестно. По одной из версий, порода появилась в результате скрещивания норманнских псов с собаками индейцев. По другой – животных завезли европейцы, и в изолированных условиях острова появилась порода, представителей которой иногда называют водолазами. По местной легенде черный лохматый пес – результат любовной интрижки между собакой и выдрой. Именно поэтому ньюфаундленды отлично плавают, ныряют, обладают водоотталкивающей шерстью и знаменитым «хвостом выдры».
Некоторые кинологи, однако, утверждают, что изначально пород на острове было две. Первая – мощные черные собаки, практически не отличающиеся от современного ньюфаундленда. Их запрягали в небольшие двухколесные тележки, и они выполняли роль своеобразного транспортного средства. Другая порода, сент-джонс – легендарные «водяные собаки», которые плавали часами, не зная усталости, помогали рыбакам вытаскивать сети и приносили охотникам подстреленную добычу. Считают, что именно эти собаки являются предками популярных сегодня ретриверов.Так или иначе, но подарок острова Ньюфаундленд человечеству более ценен, чем алмазы Южной Африки или золото Клондайка. Разве можно сравнить бездушные камни или металл с веселым и покладистым дружищем, который уже столько лет верой и правдой служит человеку?