Михаил Врубель – загадочная личность и выдающийся художник в одном лице. Его творческий путь усеян сложными метаморфозами, которые неизменно приводили его к изображению характерных композиций, где одного владения кистью было недостаточно.
Характер творчества Врубеля
Художник был многогранной личностью. Он много путешествовал и неоднократно бывал в мировых центрах искусства: Италии, Франции, Германии. Немалый интерес Михаила Александровича вызывали Греция и Швейцария. Посетив множество галерей, изучив историю и повстречав немало персонажей на своем пути, Врубель сделал центральной темой своего творчества человеческое бытие и морально-философские аспекты жизни.
Художественная культура XIX века была довольно противоречивой, художник вынужден был бороться за возможность передать свое видение мира на холсте, постоянно претерпевая сложности в изображении духовных путей решения проблем.
Врубель – художник с ярким индивидуализмом и даже неким мистицизмом. Его работы встречали неоднозначные отзывы, и долгое время были не до конца приняты.Истоки творчества художника
М. Врубель, картины которого часто выступали иллюстрациями к литературным произведениям, часто обращается в своей живописи к романтизму эпохи Возрождения, а также античной мифологии. Ввиду особенности его деятельности он был вынужден интересоваться и историей развития народных сказок.
Ввиду отсутствия строгих рамок в художественной стилистике того времени Михаил Александрович часто использует в своих работах технические приемы от разных школ. Излюбленные инструменты передачи изображений художника – загадочные и эфемерные приемы раннего российского символизма.
Михаил Врубель – художник с неоднозначной стилистической позицией. Будучи разносторонней и чувствительной личностью, он мечтал соединить жизнь и искусство в одном полотне. С этой целью он прибегал к сложным художественным решениям, используя орнаментный рисунок, который очень приближал его к последователям русского модерна.
Знаковые работы мастера
Можно перечислить множество фамилий художников, которые были бы одинаково хороши в работе над портретом, пейзажем и натюрмортом, однако никто из них не сможет похвастаться столь небывалым мистицизмом и сложностью техники, как Михаил Александрович Врубель. Неординарные изобразительные решения наряду с сюжетной нагрузкой нашли отображение в следующих работах мастера: триптих «Фауст», «Утро». Здесь зритель может проследить веяние школы модернистов.В попытке «разоблачить» человеческую душу и доказать ее единство с природой, художник создает картины «Пан», «Сирень», «К ночи». Однако и этого было мало Врубелю. Переехав в Киев в 1884 году, мастер начинает работать над циклом икон, а также находит свое предназначение в росписи стен храмов. Этим ремеслом он занимался на протяжении 5 лет и был несколько разочарован, так как не смог в своих работах воплотить свои идеи – он вынужден был служить затеям буржуазного общества.
Происходит процесс метаморфоз, когда Врубель видит, что все его мечты и видение человеческой натуры расходятся с окружающей его действительностью. Он становится одержим идеей создания произведений монументального искусства, глобальных работ. Примером попыток Врубеля воссоздать свои задумки на полотне может служить его знаменитый «Серафим шестикрылый».
Московский период творчества Врубеля
В Киеве художнику было тесно и он отправился в Москву. Здесь он всерьез занялся декоративным искусством. Предпосылкой этому послужило вступление Врубеля в художественный кружок С.И. Мамонтова. С этого момента художник работает над панно и станковыми произведениями, например «Гадалка» и «Венеция».
В столице для Врубеля открылись новые возможности, и он стал участвовать в оформлении спектаклей, создавать архитектурные эскизы. В эти годы начинается плодотворная работа Врубеля над иллюстрациями к произведениям Лермонтова.«Серафим шестикрылый» кажется полным творческим антиподом знаменитой картине «Демон», над которой художник упорно трудился в 1890 году. Тема добра и зла становится ключевой в произведениях Врубеля в его московский период творчества. Как ни странно, именно изображение демона позволило живописцу максимально раскрыться в символизме его личности, показать дерзкую натуру героя, бунтаря, человека, который не приемлет всю низменность и обыденность бытия, вынужденного из-за этого страдать от глубокого одиночества. Технические приемы изображения на полотне передают зрителю всю напряженность художника, все его сопереживание и отождествление с собой. Символически картина напоминает исповедь человека, который сумел многое постичь в жизни, но не осилил ее сопротивления.
Михаил Врубель «Шестикрылый Серафим»
Михаил Врубель был очень образованным человеком, и это одновременно мешало и помогало ему в жизни. Его «Серафим шестикрылый» с художественной точки зрения превосходит известную работу «Демон поверженный». Мало кто смог по достоинству оценить весь труд, вложенный художником в образ пророка. При глубоком изучении полотна, сравнивая чистоту линий и степень экспрессии, можно сделать вывод, что «Серафим шестикрылый» - квинтэссенция художника в поисках образов добра и зла. Здесь смешались все наработанные навыки Врубеля. Он сумел этой картиной поставить точку в надежде на монументальное искусство, показав, что он все еще терзается воспоминаниями о демоне, но уже не одинок.
Полотно написано плотным мозаичным мазком, цветовое сопровождение картины передает мистичность потустороннего мира, который художник пожелал показать нам сквозь осколки витражей.