Криминальные боевики - это произведения киноискусства, сюжет которых традиционно построен на расследовании уголовных или антигосударственных преступлений и щедро насыщен экшен-сценами. В отличие от кинодетективов в боевиках выдвигаются на первый план не дедуктивные методы и размышления персонажей, а поступки главных героев. Ради динамичности сюжета создатели порой жертвуют интригой, параллельно демонстрируя действия преступников и сыщиков.
Родоначальники жанра
Криминальные боевики как жанр появились в 1901 году одновременно с выходом в свет картины режиссера Ф. Зекка «История одного преступления», которая представляла собой реконструкцию уголовных хроник. Первыми сериалами в данном жанре стали работы В. Жассе о сыщике Нике Картере, Л. Фейада ("Фантомас», «Жюдекс" и "Новая миссия Жюдекса"). В 30-е гг. фильмы этого жанра в основном были представлены сериалами о деятельности "экзотических" сыщиков - китайца Чарли Чена, японца мистера Мото. Оба героя были удачливы, оптимистичны и чрезвычайно деятельны. Поворот к реалистичности произошел в 40-е годы. В прокат выходят криминальные боевики, такие как "Звонить Норт-сайд 777", "Дом на 92-й улице", "Бумеранг", "Обнажённый город", "Анатомия убийства", которые отходят от документальности и все больше внимания уделяют динамичности, спецэффектам, постановочным боям. В середине 60-х гг., благодаря новому тяготению киноиндустрии к фантастичности, появились фильмы криминального жанра о мифологизированных защитниках, супершпионах вроде Джеймса Бонда и ему подобных. Лучшими представителями среди картин жанра являются «Счастливое число Слевина», «Славные парни», «Отступники», «Бешеные псы», «Карты, деньги, два ствола», «Леон», «Крестный отец».
В советском кино
Криминальные боевики, адаптированные под отечественный менталитет, появились в киноиндустрии СССР после Великой Отечественной войны. Материалом для них послужила работа советской милиции, деятельность органов контрразведки. Интересными работами, пусть и проигрывающими в плане спецэффектов, являются фильмы эпохи СССР: "Поединок", "Подвиг разведчика", "Дело № 306", "Мёртвый сезон", т/ф "17 мгновений весны", "Транссибирский экспресс", т/ф "Место встречи изменить нельзя", "Сыщик" (выпущенный в 1979 году фильм).
Русский криминальный боевик. Перестроечные и постперестроечные времена
Русские фильмы, особенно бескомпромиссно и резко изображающие наиболее неприглядные стороны жизни, появляются в отрезок времени между эпохой легендарного советского кино и эпохой современного российского кинематографа. В это время в прокат выходят картины, передающие тревогу за будущее государства. Среди них - «Авария — дочь мента», «Рэкет», «Русский бизнес», «Ворошиловский стрелок».
Самым состоявшимся из подобных, выпущенных в прокат в первое десятилетие 21 века, считается «Бумер» - криминальная баллада, феноменальный фильм, любимый многими. Некоторые кинокритики цепляются за его возвышенную криминальную "оболочку", хотя картина ни в коей степени не романтизирует преступность. «Бумер» — очень правдоподобный фильм. Русский криминальный боевик этот - про наше Отечество, быт, нравы, мораль и ценности.
Культовые фильмы и сериалы
«Брат» Алексея Балабанова - русский криминальный боевик, культовый фильм, который прекрасно передает дух и настроение той эпохи. В нем минимум декораций, грима, практически никаких спецэффектов. Киноленту вытягивают профессиональная игра актеров и интригующий сюжет. Дилогия «Брат» и «Брат 2» - криминальные боевики, русские картины, являющиеся действительно эпохальными. Поклонники называют их пособием для изучения современной отечественной истории.
На одном уровне
На один уровень с данной дилогией киноманы ставят еще некоторые русские криминальные боевики-сериалы, такие как «Бригада», «Бандитский Петербург». В первом рассказывается в несколько приукрашенной форме, чем же так примечательны 90-е года. Это летопись жизни друзей, которым казалось, что им все подвластно. Противники сериала «Бригада» называют его открытой пропагандой насилия, бандитизма и криминального образа жизни.
«Бандитский Петербург» считается многими классикой жанра и лучшим постсоветским фильмом. Первые его части являются настоящим произведением искусства: великолепные актеры, динамичная сюжетная линия, выверенные диалоги, мастерский драматизм и удивительное музыкальное сопровождение.
В настоящее время львиную долю картин, выходящих в прокат, составляют криминальные боевики. Россия, даже на современном этапе развития, не в силах полностью избавиться от коррумпированности милиции и бандитского беспредела. Поэтому материала для создания картин этого жанра хватает.
Острая потребность показать нечто свое
В последние 15 лет появилось много интересных и успешных картин и сериалов, формирующих новую идеологию, образцы поведения и образ жизни граждан России. Это «Гибель Империи» (2005), «Ментовские войны» (7 сезонов), «Игра на выбывание» (2004), «Тайга. Курс выживания» (2002), «Убойная сила» (2000–2005), «Морской патруль» (2008), «Кремень» (2012), «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности» (1999), «Братаны» (2009). Все перечисленные сериалы - криминальные боевики.
Русские сценаристы и режиссеры часто не в состоянии конкурировать с западными, и отечественные картины порой оказываются "срисованными" с европейских или американских фильмов. Перед российским кинематографом встала острая потребность высказать нечто свое, что будет однозначно воспринято отечественным кинозрителем. Так появились кинокартины «Классик» (1998 год), «Одиночка» (2010 год), «Львиная доля» (2001 год), «Тонкая штучка» (1999 год), «Охота на пиранью» (2006 год), «Антикиллер» (2002 год), «Фартовый» (2006 год), «Горячие новости» (2009 год). Эти фильмы уже имели модные "прибамбасы" вроде весьма оригинальных титров, продвинутого музыкального сопровождения, звукового оформления и изобретательных монтажных переходов. Началась новая эра отечественных криминальных боевиков.
Современный кинематограф России имеет достойные картины, которые являются настоящей альтернативой зарубежному кинопродукту. В последние десятилетия появились замечательные, стоящие фильмы, которые можно пересматривать неоднократно и рекомендовать другим к просмотру.