Фильмы о боевых искусствах. Из древности в современность

Не секрет, что фильмы о боевых искусствах выпускают в прокат два самых известных производителя: Гонконг и Голливуд. Ежегодно азиатская киноиндустрия выпускает внушительное количество лент с использованием боевых искусств. Немало суперзвезд, получивших мировое признание, являются выходцами из Азии. Это актеры, каскадеры, такие как Джеки Чан, Донни Йен, Брюс Ли, Джет Ли, Юань Бяо, и кинорежиссеры Джон Ву и Саммо Хун. Сейчас большинство звезд азиатского кинематографа получили заслуженное признание и известность в Голливуде. Стоит заметить, что многие из них изначально сознательно стремились перебраться в Америку.

фильмы о боевых искусствах

Ошибочное мнение

Считается, что творения азиатского кинематографа, а именно фильмы о боевых искусствах, стали известными отечественному и западному зрителю благодаря картинам, снятым в 70-е годы прошлого столетия. В них принял участие Брюс Ли, а позже Джета Ли (Ли Лянь-цзе) и Джеки Чан. Как ни странно, но если заходит разговор о кинолентах, посвященных в той или иной мере азиатским боевым школам, то почему-то пальма первенства безропотно присваивается японским продюсерам.

китайские фильмы про боевые искусства

Исключительное явление китайской истории

Мало кому известно, но самые первые фильмы о боевых искусствах сняты были в 20-30-х гг. ХХ века в континентальном Китае. И, согласно статистическим данным, за период с 1928 по 1931 годы около пяти десятков кинокомпаний Шанхая выпустили в прокат более 400 фильмов, 250 из них были посвящены ушу, кун-фу, тай-цзи-цюань и другим разновидностям восточных единоборств. В целом зарождение культуры боевых искусств называют исключительным явлением в китайской истории, ее возникновение и последующее развитие обусловлены сложнейшими социальными, психологическими и культурными факторами. Китайские фильмы про боевые искусства с трудом пережили «культурную революцию» 1966-1976 гг., когда киноиндустрия страны попала под новый виток ужесточения цензуры. И лишь одна картина, которая была снята в те жесткие времена, вышла в прокат и пользуется популярностью и поныне - «Красный женский отряд».

фильмы про боевые искусства список

«Оттепель» и современность

После окончания «культурной революции» китайский кинематограф начал развиваться с бешеной скоростью, режиссеры принялись снимать больше развлекательных кинолент, в качестве образца которым служили творения западных коллег. Но все инновационные эксперименты проводились исключительно в строго обозначенных рамках, без упоминания о коммерциализации кино. Китайские фильмы про боевые искусства, выпущенные в пору «оттепели» и уже современной киноиндустрией, часто сочетают в себе два жанра - боевик и комедию:

  1. «Вонг Фей Хун - мастер кунг-фу» (2004).
  2. «Священное пламя мира боевых искусств» (1983).
  3. «Шаолиньские братья» (1977).
  4. «Легенда о лисе» (1980).
  5. «Святое оружие» (1993).
  6. «Мастер Багуа/ Мастер кунг-фу» (2012).
  7. «Кулак ярости» (1,2).
  8. «13 хладнокровных орлов» (1993).

фильмы азиатские боевые искусства

Конфуцианский ареал

Фильмы про боевые искусства, список которых известен каждому фанату азиатского кино, выпускают страны так называемого конфуцианского ареала: КНР, Гонконг, Тайвань, Сингапур, китайская община Малайзии, Япония, Корея и Вьетнам. В этих азиатских странах кинематограф является не просто зрелищем, а продолжением или, скорей, замещением повествовательного фольклора. Вот почему у большинства картин наблюдается предсказуемость и стереотипность развития сюжетной линии. В европейских фильмах базовым поджанром стала психологическая драма, даже в зубодробительных боевиках. А вот в кино Азии доминирует мелодрама с ее четким разграничением добра и зла, дидактическим посылом, опорой на коллективное сознание и т. д. Даже азиатские фильмы о боевых искусствах используют внятность и понятность жанровых схем, так свойственных сказочному фольклору. Также основа мелодрамы заметна в фильмах ужасов, криминальных триллерах и эпических, батальных кино.

русские боевые искусства фильмы

Современность

В последнее время киноленты в этом жанре имеют высокую популярность, множество фильммейкеров загорелись идеей снимать фильмы о боевых искусствах и, чтоб лента понравилась зрителю, вкладывают немало средств, приглашают звезд и известных режиссеров и, как следствие, получают внушительные кассовые сборы. Так, кинолента «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (режиссёр Энг Ли) получила 4 премии Оскар, а кассовые сборы составили около 100 миллионов долларов. Телесериал под названием «Беззаботная жизнь в мире раздоров», который в последнее время транслировался по китайскому телевидению, собрал огромную зрительскую аудиторию.

Именитый кинорежиссер Чжан Имоу также не обошел стороной идею о снятии фильмов в жанре восточных единоборств, и в свет вышли такие картины, как «Дом летающих кинжалов», «Герой» и другие. Обе киноленты подвергались критике, но все же размер денежных сборов говорит сам за себя. За короткое время рынок киноиндустрии заполнили «Воины неба и земли» (режиссер Хэ Пин), «Кун-фу» (режиссер Стивен Чоу), «Клятва» Чэня Кайгэ и многие другие фильмы. Азиатские боевые искусства не перестают вдохновлять мэтров кино.

В отечественном кино

В советском кино яркими примерами картин этого направления являются: «Непобедимый» о самбо и «Не бойся, я с тобой». В России после перестройки возможностей посмотреть свежие картины Азии и Голливуда стало значительно больше, да и рамки культурной цензуры стали гораздо мягче. Отечественному кинематографу пространства для сюжетных изысков стало побольше, появились фильмы про боевые искусства. Список небольшой, но их можно поставить на один уровень с ранними азиатскими картинами. Преобладали ленты со значительным содержанием драк, поэтому режиссеры охотно приглашали актеров и консультантов-мастеров восточных единоборств из Азии:

  1. «Я объявляю вам войну».
  2. «Фанат».
  3. «Человек в зеленом кимоно».
  4. «Камышовый рай».
  5. «Мастер Востока».
  6. «Америкэн бой».
  7. «Тринадцатого уничтожить!»
  8. «Чтобы выжить».

К сожалению, такого уровня распространения, как восточные, пока что не достигли русские боевые искусства. Фильмы о них снимаются преимущественно документальные, хотя их потенциал велик.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.