Праздник, посвящённый великому событию ― Крещению Господа нашего Иисуса Христа в Иордане, появился в самые первые годы христианства. Он был любим всеми последователями христианского учения, так как позволял им вновь пережить волнующие моменты собственного крещения и мысленно погрузиться в мир этого таинства. Когда же иконы стали входить в церковный обиход, то наряду с другим появилась икона «Крещение Господне». Но вначале поговорим о событии, послужившем поводом к её написанию.
Предтеча Господа на берегах Иордана
Святое Евангелие повествует нам о том, как послал Господь пророка Иоанна, чтобы подготовить людей к приходу Сына Своего Иисуса Христа. Предшествующий Иисусу Иоанн именовался в Новом Завете как Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель. Волею Господа Бога он обратился к иудеям с призывом прийти покаяться в содеянных грехах и очистить души для принятия Царствия Божия. Сам же он был величайшим подвижником и аскетом. Прожив всю жизнь в условиях суровой Иудейской пустыни и отвергнув мирские радости, святой Иоанн всего себя отдал служению Богу.
Его проповеди, полные жизни и правды, встретили широкий отклик. Евангелие говорит о тысячах евреев, поспешивших на его призыв. Все они принимали от Иоанна крещение в водах реки Иордан. Это был символический акт омовения тела и души, но это ещё не было благодатным христианским таинством. Это было лишь подготовкой к нему.
Родоначальник Царствия Божия
К этому времени Иисусу Христу, который жил в Назарете и не был ещё никому известен, исполнилось тридцать лет. По иудейским законам это был возраст, по достижении которого мужчина получал право стать учителем и именоваться «равви». С этих пор он начал своё общественное служение, целью которого было указать людям путь в Царствие Божие, то есть в новое, возрождённое после грехопадения человечество.
Вратами в него было крещение, так как без очищения от грехов и покаяния вход туда был закрыт. Иисус Христос, как родоначальник этого Царствия, должен был первым в него войти, а следовательно, несмотря на свою безгрешность, не мог миновать его очистительных врат. Это и послужило причиной того, что в один из дней Иоанн Креститель, произнося свою очередную проповедь, увидел приближающегося к нему Иисуса.
Крещение Иисуса Христа и установление таинства
Уразумев Божественную силу Того, кто к нему подошёл, Иоанн впал в замешательство, что выразилось в его словах о своей недостойности совершать ритуал в отношении самого Мессии. Иисус же успокоил его, приведя слова из Священного Писания, свидетельствовавшие о Божественном предначертании всего происходящего. То, что последовало за этим, и являет собой икона «Крещение Господне».
Иисус вступил в воды Иордана, исполняя обряд и тем самым освящая его и возводя в ранг таинства. Все присутствовавшие при этом услышали голос, раздавшийся с неба и свидетельствовавший о Божественной сущности Иисуса. При этом Дух Святой в виде голубя сошёл на Него. Всё это доказало людям, что в Иисусе из Назарета сочетаются две сущности ― человеческая и божественная.
Богоявление при Иордане и его датировка
Крещенский праздник, установленный в честь этого события, и икона «Крещение Господне» имеют ещё одно название ― Богоявление. Объяснение этому вполне очевидно ― на берегу Иордана Бог явил людям все три Свои ипостаси. Совершавший крещение ― Сын, провещавший с неба ― Отец, нисшедший на Иисуса в виде голубя ― Святой Дух. Таким образом, икона «Крещение Господне» - Богоявление - это не просто изображение библейского события, но изложение глубокой религиозно-философской доктрины.
Евангелист Лука даёт нам возможность с определённой точностью датировать это событие. Он пишет, что Иоанн Креститель начал свои проповеди в пятнадцатый год правления императора Тиверия. По историческим данным, это должно соответствовать 779 году от основания Рима, или 30 году нашей эры. Так как между началом проповедей Иоанна Предтечи и появлением Иисуса Христа на берегу Иордана небольшой временной интервал, мы можем заключить, что в этом же году произошло и Крещение Господне.
Икона, фото которой размещено в начале статьи, представляет Иисуса Христа, стоящего в иорданских водах и Иоанна Крестителя, совершающего над Ним обряд. С правой стороны чины ангельские склонились в благоговейном трепете, а с неба нисходит Дух Святой. Большинство православных икон придерживаются именно этой композиционной трактовки при изображении данного события.
Иные названия этого праздника
Примечательно, что отмечаемый на Руси с древних времён, этот праздник имел вначале иные названия. Он был известен как «Епифания», что в переводе с греческого значит ― явление, «Теофания» ― богоявление, а также «праздник Светов». Безусловно, имелся ввиду Неугасимый Свет, принесённый Богом в этот мир. Икона Крещение Господне, описание которой было изложено выше, имеет и ещё один символический смысл, восходящий к Ветхому Завету. Именно в нём вода представляется как начало жизни. Вспомним, как из неё, под воздействием животворящего Духа, появилось всё живое. Следовательно, Господь Бог и жизнь неразрывны.
Особенности праздника, установленные церковью
Икона «Крещение Господне» представляет один из главных праздников христиан. Он отмечается 19 января, им заканчиваются Рождественские святки, длившиеся со дня Рождества Христова, то есть с 7 января. В память того, как Иисус Христос крещением Своим освятил воду в Иордане, каждый год накануне праздников во всех православных храмах совершается чин освящения воды. Читаются особые молитвы, и священник трижды погружает в воду крест.
В день праздника освящают воду в водоёмах, совершив предварительно к ним крестный ход. Часто водосвятие на водоёмах сопровождается символическим погружением в прорубь наиболее рьяных богомольцев. В морозный зимний день они находят мужество, осенив себя крестным знамением, ввергнуться в ледяную воду. Прорубь во льду делается обычно в виде креста. Также в руках духовенства, присутствующего при этом, обязательно имеется крест и икона «Крещение Господне». Значение этого ритуала вполне понятно ― торжество духа над плотью.
Народные обычаи в этот праздник
В канун этого дня церковь установила однодневный пост. Он называется Крещенский сочельник. В этот день принято вкушать символическое блюдо ― сочиво. Это отвар из пшеницы и мёда. Празднование Крещения богато различными традициями. Так, например, в сочельник хозяйки выпекали особое печенье ― кресты. Утром в праздник они съедались со святой водой. В форму выпечки печенья и его оформление закладывался особый смысл, понятный лишь тем, для кого оно предназначалось. В течение праздничных дней женщинам не подобало ходить за водой на реку, это было обязанностью мужчин. Бельё в реке не полоскали во время этих дней и неделю после этого, так как это считалось неуважением к празднику.
Во всём мире христиане празднуют Крещение Господне. Икона, фото которой завершает статью, принадлежит Западной Церкви, однако обращает на себя внимание схожесть сюжетной композиции. Общее даже расположение фигур. Добавлены лишь некоторые элементы, которые не включает в себя православная икона «Крещение Господне». Значение иконы при этом то же самое ― Иисус Христос своим погружением в струи Иордана открывает нам врата Царствия Божия.