Несмотря на то, что Россия находится на передовых позициях в мире среди стран, обладающих нефтегазовыми запасами, отечественные геологи не останавливают своей работы, открывая все новые месторождения. К концу 1980-х годов, выйдя за границы суши, исследователи занялись акваторией Арктики. В результате на шельфе были обнаружены огромные запасы, разработка которых способна существенно изменить положение на мировом нефтегазовом рынке.
Морская ледостойкая стационарная платформа "Приразломная": значение
Необходимо отметить, что найти месторождение, в принципе, не составляет такого большого труда, как последующая добыча обнаруженных ископаемых. На протяжении веков суровая природа Арктики не позволяла человеку вторгнуться в ее пределы. Однако с повышением цен на топливо в совокупности с развитием и внедрением новых технологий возникла необходимость в увеличении национального запаса страны. Поэтому и началась работа на платформе. "Приразломная" для России выступает не только в качестве объекта, с которого можно получать сверхприбыли. Деятельность по добыче топлива обеспечит стране статус великой арктической державы, повысит престиж государства благодаря развитию высокотехнологичной отрасли. Далее рассмотрим, как начинала функционировать "Приразломная" платформа. Фото, краткое описание и проблемы также будут приведены в статье.
Особенности местности
В 1990-2000-е годы о проведении серьезной деятельности на шельфе еще не говорили. Однако правительство совместно с отраслевыми предприятиями сформировало комплекс приоритетных месторождений в Арктике. Одним из них стал участок, находящийся на шельфе в Печорском море, сравнительно недалеко от берега (в 60 км). Глубина здесь также относительно небольшая – 19-20 метров. Однако это совершенно не означает, что не предполагались сложности в обеспечении функционирования. "Приразломная" платформа должна была отвечать требованиям климатических условий. На первоначальных этапах ее функционирование считалось невозможным. В первую очередь это было связано с тем, что нефтяникам необходимо было не только выдержать полярную ночь и девять зимних месяцев с температурами ниже -46 градусов. Кроме этого люди должны были следить за тем, чтобы станцию не раздавили льды, толщина которых - больше 1,5 метра, и торосы в 3,5 метра. Кроме того, в районе периодически происходит дрейф полей.
Предполагаемые сроки запуска
Мировая история не знает аналогов проекта "Газпрома" по добыче нефти на Приразломном месторождении. Поэтому в плане государственного престижа разработка шельфа выступала в качестве исключительно важной задачи. Однако при этом в стремлении установить такой рекорд может потеряться непосредственная экономическая выгода. В 1990-х годах начала строиться платформа "Приразломная". Она сооружалась на "Севмаше". Однако в связи с недостатком финансирования этот проект был заморожен. К идее вернулись уже в 2000 году. В тот период оставалось до конца неясным, кто из передовых нефтегазовых компаний страны будет осуществлять разработку шельфа. Тем не менее планировалось запустить добычу к 2005 году. Однако на практике сроки сдвинулись на 8 лет как минимум. "Газпром" планировал начать разработку в 2013 году. Но и в то время не исключалась последующая корректировка срока. Предполагавшиеся ранее сроки также сдвигались: с 2010-го до 2011-го и затем до 2010 года.
Строительство
На "Севмаше" в начале 2000-х годов решили сократить сроки, в течение которых должна была создаваться "Приразломная". Платформа (фото ниже иллюстрирует общий вид сооружения) строилась частями. В первую очередь занялись созданием нижней половины – кессона. Верхнюю же часть, включающую жилые блоки, было решено приобрести впоследствии на стороне. В 2002 году на "Севмаше" обратили внимание на платформу "Хаттон". Она в свое время работала в Северном море и была списана по окончании эксплуатационного срока. Если бы отечественные покупатели обратились чуть позже, "Хаттон" порезали бы на металлолом.
Первый скандал
Он был связан именно с покупкой платформы "Хаттон". Эта сделка была крайне непрозрачной. На протяжении 2002 года платформа несколько раз была перепродана. Первая сделка прошла по цене 29 млн долл., а затем офшорной компанией Monitor TLP Ltd списанный комплекс был продан России уже за 67 млн долл. Норвежская пресса, правда, указывала и иные суммы (60,7 и 83,2 млн). При этом оговаривалось, что разница между этими цифрами составляет чистую прибыль Monitor. Неизвестно, что произошло на самом деле – переплатила Россия или не доплатила этот офшор. Однако на отечественных специализированных форумах, интересовавшихся данными сделками, приводились цитаты норвежских изданий. В частности, в одном из них говорилось о том, что Россия присматривалась и к другим станциям, в числе которых была платформа, функционировавшая на Аляске. Ее стоимость, по некоторым данным, оценивалась в 60 млн долл. Отечественные компании сочли ее слишком высокой.
История с радиоактивностью
Следует сказать, что подозрительная стоимость не единственная проблема, с которой связана "Приразломная". Платформа "Хаттон", как выяснили архангельские журналисты, оказалась радиоактивной. И прежде чем начать модернизацию верхней части, пришлось очищать нижний сектор. Однако история с радиоактивностью не получила широкой огласки и поэтому не вызвала общественного резонанса.
Завершение строительства
Несколько лет на "Севмаше" модернизировали кессон и приспосабливали верхнюю часть иностранной платформы. Строительство в доках было завершено к лету 2011 года. В итоге была создана квадратная МЛСП "Приразломная" – платформа со сторонами в 126 м на уровне основания и с высотой кессона в 24,3 м (с дефлектором 40,5 м). Она должна была сделать 36 скважин, 19 из которых добывающие. По завершении строительства буровая платформа "Приразломная" отправилась в единственный свой рейс – до месторождения.
Инфраструктура
Она создавалась параллельно со строительством и модернизацией. Важнейшими составляющими инфраструктуры должны были стать два танкера. В круглогодичном режиме они должны были забирать с месторождения добытое сырье. Надо сказать, что резервуар, который имеет платформа "Приразломная", обладает достаточно большим объемом – порядка 100 тысяч тонн. Тем не менее в случае выхода на проектную мощность в 6 млн т в год (16,4 тыс. т в сутки), он будет наполняться примерно за неделю. В документации указано, что танкеры должны отправляться от станции каждые 5-6 дней. Сами они были сооружены в срок (чего нельзя сказать о дате, когда была полностью готова "Приразломная" платформа). Отгрузка на первый танкер была выполнена в апреле 2014 года. В сентябре того же года был добыт миллионный баррель.
Особенности сооружения
"Приразломная" – платформа, посредством которой выполняется комплекс технологических операций. Она сконструирована таким образом, чтобы была обеспечена максимальная безопасность добычи сырья. Кессон одновременно выступает в качестве хранилища нефти. Система хранения сырья предусматривает мокрый способ его размещения в резервуарах. При этом нефть, которая поступает в хранилище, вытесняет собой балластную воду. При откачке происходит наоборот: сырье замещается водой. Это, в свою очередь, исключает проникновение кислорода в емкости и обеспечивает отсутствие свободного пространства для накопления взрывоопасных газов. Нефтяная платформа "Приразломная" оснащена автоматической системой безопасности и управления. Благодаря ей осуществляется дистанционный контроль над процессами добычи, хранения, подготовки сырья, производством и распределением электроэнергии. Кроме того, предусмотрен анализ пожарогазовой обстановки. При необходимости система активирует аварийную остановку технологических процессов и оборудования. Функционирование полностью находится в автоматизированном режиме, что сводит воздействие человеческого фактора к нулю.
"Приразломная" платформа: Гринпис (2013 г.)
В сентябре указанного года активисты Greenpeace предприняли попытку провести акцию в протест функционирования сооружения. На надувных лодках шесть человек спустились с судна Arctic Sunrise и приблизились к конструкции. Во время появления активистов, как отмечал исполнительный директор "Газпромнефть-шельф" Любин, проводились подводные работы. Водолазами выполнялся обязательный мониторинг технического состояния ликвидированных скважин, рыбозащитных устройств, насыпи вокруг сооружения. Последствия от действий активистов могли стать самыми непредсказуемыми, а для подводников – трагическими. Сотрудниками спецназа УПС ФСБ РФ по Мурманской области были задержаны двое активистов. Их доставили на борт ПСКР "Ладога". В процессе операции была произведена предупредительная стрельба из артиллерийской установки, расположенной на пограничном корабле, и автомата АК-47. Судно активистов Гринпис было принудительно остановлено, задержано и отконвоировано в Мурманск. По сообщению следственного комитета, действия представителей природоохранной организации могут расцениваться как пиратство. В свою очередь, активисты, протестующие против того, чтобы ледостойкая платформа "Приразломная" продолжала функционирование, квалифицировали инцидент как незаконный захват судна, не входившего в запретную зону. Позднее СК РФ расценил действия представителей организации как хулиганство.
Риски
Природоохранные организации, выступающие против того, чтобы морская платформа "Приразломная" продолжала свое функционирование, говорили о том, что Россия – государство с крупнейшими запасами топлива, поэтому нет смысла начинать разработку месторождений в экстремальных условиях. Особые опасения вызывает и резервуар. Если что-либо с ним произойдет, то 100 000 тонн нефти выльются наружу. Это грозит глобальной природной катастрофой.