Международная торговля представляет собой обмен услугами и товарами между различными странами, который связан со всеобщей хозяйственной деятельностью, а также интенсификацией разделения труда на международном уровне. Условия международной торговли и ее успешное развитие – научно-технический прогресс.
Немного истории
Такой вид торговли возник еще в глубокой древности. Так, в формациях, которые были основаны только на натуральном хозяйстве, для международного обмена выделялась лишь незначительная часть продуктов. В основном к таким товарам относились пряности, предметы роскоши и отдельные виды минерального сырья.
Поиск новых условий торговли являлся мощным стимулом для развития ее международного типа. Таким образом, произошел переход от хозяйства натурального вида к товарно-денежным взаимоотношениям. В этот период создавались национальные государства с установлением производственных отношений и внутри них, и за их пределами.Международная торговля во время формирования производства
Формирование крупного промышленного сектора позволило преодолеть высокую ступень по развитию производительных сил на международном уровне. Поиск новых условий торговли привел к росту производственных масштабов и усовершенствованию механизмов транспортировки различных товаров.
Условия международной торговли на современном этапе позволяют создать наиболее развитую форму международных экономических отношений. Ее необходимость обусловлена такими факторами:
- формированием мирового рынка в качестве исторической предпосылки капиталистического производства;
- неравномерностью развития некоторых отраслей в различных странах; например, готовая продукция отраслей, наиболее динамично развивающихся, которая не востребована на внутреннем рынке, может вывозиться за его пределы;
- тенденцией, возникшей на современном этапе экономического развития, к бесконечному расширению объемов производства, при этом внутренний рынок ограничен платежеспособностью населения; именно поэтому производство переходит границы уже только внутреннего спроса, а субъекты хозяйствования используют условия внешней торговли для участия в упорной борьбе за внешние рынки.
Таким образом, заинтересованность некоторых государств в международных связях объясняется необходимостью сбыта продукции на внешнем рынке. Также в данном случае идет речь о необходимости получения конкретных товаров из других государств, которая связана со стремлением получить достаточно высокую прибыль благодаря использованию дешевой рабочей силы и сырья развивающихся государств.
Внешняя торговля после Второй мировой войны
Условия торговли в этот период способствовали ее динамичному развитию. Предпосылками такого состояния была, конечно же, научно-техническая революция, стимулирующая расширение и обновление основного капитала благодаря созданию совершенно новых отраслей, а также коренной технической реконструкции устаревших производств.
Один из важнейших факторов высоких темпов развития экономики в данный период - это ее государственное регулирование для интенсификации процесса накопления, в первую очередь капитала, а также для предотвращения развития экономических кризисов.
Поиск новых условий торговли стал необходим в связи с возросшей мощью предприятий различных отраслей промышленности. Стали появляться такие неотъемлемые составляющие развития любого промышленного сектора, как прогнозирование и планирование.
Международная торговля в условиях современного хозяйствования
Развитие торговли международного значения в условиях рыночной экономики находится под влиянием такого фактора, как вывод капитала, который стимулирует ее рост. Вывоз капитала в процессе осуществления предпринимательской деятельности может повлечь за собой определенное выведение товаров за пределы того или иного государства. Зачастую он связан с поставкой средств производства для субъектов хозяйствования, которые создаются за рубежом.
Если еще недавно финансовые инвестиции направлялись только в слаборазвитые государства, то после Второй мировой войны направление экспорта капитала несколько изменилось. Теперь он может перемещаться между промышленно развитыми странами, что способствует усилению их производства и капитала.
Виды субъектов международной торговли
Условия внешней торговли способствовали формированию двух видов компаний международного значения, у которых имеются предприятия в различных государствах.
К ним принято относить: ТНК (корпорации) и МНК (международные корпорации). К первому типу относятся компании, которые являются как национальными по капиталу, так и интернациональными по сфере деятельности. Второй тип представлен корпорациями, объединенными по интернациональному признаку, по капиталу и по отрасли.Указанные компании международного уровня оказывают существенное влияние на внешнюю долю. В этом случае речь идет в первую очередь о внутрикорпорационном обороте, доля этих субъектов хозяйствования составляет практически треть всего мирового экспорта.
Развитие внешних связей
Расширение внешнеэкономических связей обуславливает не только поиск новых условий торговли, но и завоз некоторых видов товаров из-за рубежа. Международная торговля в современных условиях играет немаловажную роль для развивающихся стран. Это связано с ограниченными размерами их внутреннего рынка.
Сегодня один из важнейших факторов достижения высокоэффективного производства – это непосредственное включение государства в сферу разделения труда на международном уровне. Развитие торговли в таких условиях будет способствовать росту эффективности в производстве. При этом становится возможным приобретение за пределами того или иного государства продовольствия и сырья, в случае если их стоимость ниже на внешнем рынке, чем на внутреннем.
Если же прослеживается равенство затрат на изготовление продукции в различных странах, то международная торговля в условиях рыночной экономики необходима для роста объемов производства, а также оптимизации его размеров.
Основные виды торговли международного значения
Считается, что любой субъект хозяйствования должен иметь выход на внешний рынок. При этом форма собственности не имеет абсолютно никакого значения для осуществления данного вида деятельности.
Так как именно купле-продаже отводится главная роль в международных связях, то в рамках написания данной статьи необходимо рассмотреть такие виды торговли:- Реализация (приобретение) готовой продукции, представленной следующими товарами: машины и оборудование, приборы и аппараты, транспорт и коммуникации, а также вспомогательное оборудование.
- Торговля деталями (изделиями в разобранном виде). Экспорт такой продукции в форме деталей и узлов используется в рамках осуществления международной торговли с целью преодоления административных и таможенных барьеров, а также для повышения конкурентоспособности. На такие виды торговли устанавливаются невысокие пошлины, что будет способствовать работе сборочных цехов за пределами государства-экспортера.
Внешнеэкономическая торговля, связанная с производством
Торговля оборудованием отражает потребности мирового рынка капитального строительства. У страны-экспортера существует возможность расширения своих возможностей.
Помимо того, могут быть проданы и сопутствующие услуги. При этом за короткий промежуток времени страна-импортер получает самое современное оборудование.
Наиболее сложная форма торговли – это строительство «под ключ». Данный вид может включать такие подрядные работы:
- подготовка технико-экономического обоснования объекта;
- разработка проектного задания, рабочего и технического проектов;
- поставка строительных материалов;
- возведение административных и промышленных зданий;
- поставка различного оборудования, запчастей и инструмента;
- наладка, монтаж и пуск оборудования.
Что касается торговли сырьем, то среди его разновидностей необходимо выделить следующие типы:
- сельскохозяйственное сырье;
- минеральное сырье;
- продукция химической промышленности.
Такой вид торговли, с одной стороны, ухудшает положение экспортеров сырья, что связано с возникновением синтетических заменителей. А с другой - улучшает их положение в связи с постепенным ростом производства некоторых стран.
Другие формы международной торговли
Перечень видов внешнеэкономической деятельности будет неполным, если не упомянуть о торговле продовольствием, интеллектуальной собственностью и инженерно-консультационными услугами.