Дети школьного возраста - одни из самых рассуждающих на земном шаре. Они готовы разговаривать на любую тему, задавать самые непредвиденные вопросы и восхищаться вещами, на которые взрослый даже не обратил бы внимания. Однако спровоцировать их реакцию достаточно сложно, и умение это дано далеко не каждому учителю.
Практики по высказыванию точки зрения
Научить ребенка выражать свои мысли и стремления - одна из важнейших задач педагога, с которой он так или иначе должен справиться. Существует целый ряд методик, правильное применение которых позволит сформировать полноценную личность, способную дискутировать на самые разные темы.
В качестве примера можно привести уроки-семинары и формы диалога, факультативные кружки чтения, во время которых происходит обсуждение произведений, и организацию дискуссий во время самых обычных уроков. Однако самым верным, проверенным временем и сотнями поколений школьников методом до сих пор остается обычное школьное сочинение.
Что интересует школьников
Конечно, выбор темы для работы такого рода в первую очередь зависит от учебной программы, предусмотренной Министерством образования. Учитель всегда пребывает в строго установленных рамках, в которых приходится находить место для творческого подхода.
Львиная доля сочинений по этой причине посвящена темам, которые не так уж интересуют современных школьников. На уроках языка это, как правило, описания репродукций картин или изложение прослушанных текстов. На уроках же литературы большее внимание уделяется анализу произведений, описанию героев и творческому сравнению себя с персонажами той или иной книги.
Любимым среди детей школьного возраста всегда было и, пожалуй, будет сочинение о любви.
Почему именно эта тема?
Многим подобный интерес учеников к указанной тематике кажется достаточно странным. О столь глубоком, таинственном и сложном явлении сложно говорить порой даже взрослым, не говоря уже о подростках и детях младшего школьного возраста. Тем не менее, сочинение о любви всегда вызывает большой ажиотаж и стремление к работе, что особенно радует учителей.
Чем же вызван интерес к подобной теме у юного поколения? Прежде всего, не следует забывать о среде, в которой растет ребенок. С самого детства он окружен любовью семьи. Пример этого чувства постоянно у него перед глазами. Кроме того, согласно статистике, каждое третье сочинение о любви младшего школьника является творческой интерпретацией сюжетов сказок, мультфильмов и историй, с которыми он так или иначе сталкивался.
Наконец, следует обратить внимание на саму литературу, подлежащую изучению. Вся она - об этом прекрасном чувстве в большей или меньшей степени, что, естественно, понимают дети. Сочинение о любви дает им возможность систематизировать, осмыслить знания, полученные в результате прочтения произведения, прикоснуться к их глубинному смыслу и стать на какое-то время чуть взрослее, что немаловажно для юного поколения.
Что выбрать
Естественно, перед каждым учителем в данном случае встает вопрос выбора произведения, на которое должно быть написано творческое эссе. Чаще всего сочинение по рассказу о любви пишется на основе произведений О. Генри или, к примеру, повести А.С. Пушкина "Метель", однако не меньшей популярностью в этом отношении пользуются такие произведения, как "Война и мир", и, конечно, шекспировские "Ромео и Джульетта". Сочинение на тему о любви тем и привлекательно с точки зрения педагога, что выбор материала для него чрезвычайно велик.
Усложнение задачи
Если с перечисленными выше произведениями совершенно не возникает проблем при написании сочинения, то в случае с другими простое задание становится "задачей со звездочкой" и приобретает совершенно новый оттенок.
Закончив изучать рассказ Чехова "О любви", сочинение написать значительно сложнее, чем, к примеру, высказать свое мнение о "Бесприданнице" Островского или пушкинской поэме "Руслан и Людмила". Перед учеником в данном случае открывается значительно более сложная проблематика, эстетические и этические нормы смещаются, сподвигая ребенка к осмыслению и рассуждению.
Чеховская специфика
При чтении данного произведения у ученика формируются совершенно иные представления о данной теме, он сталкивается с более глубокими вопросами. Усложнение, наслоение контекста превращает творческую работу в совершенно особенное сочинение. "О любви" Чехова - произведение, в котором раскрывается пошлость и многогранность человеческой жизни. Наряду с простыми и понятными явлениями перед учеником раскрываются куда более сложные ситуации, разворачиваются глубокие конфликты.
От этого и возникает необходимость объяснения того, как писать подобное сочинение. "О любви" Чехова требует особого подхода, объяснение которого является основной задачей учителя. Прежде всего, он должен акцентировать внимание школьников на глубине проблематики рассказа, направить их мысль на самые важные его аспекты.
Не менее важной можно назвать демонстрацию грустной иронии, с которой автор описывает ситуации, раскрывающиеся в данном произведении. Необходимо это, прежде всего, чтобы показать ученикам специфику, своеобразие избранной темы, дать ориентир в отношении осмысления.
Сочинение по данному произведению должно быть основано на собственных рассуждениях ученика, его видении ситуации, его точке зрения на соотношение чистоты и пошлости в рассказе.
Сочинение по рассказу "О любви" должно даваться исключительно в старшей школе, когда сознание ребенка достаточно сформировано для осмысления проблематики произведения. С девятого-десятого класса дети куда более внимательно относятся к деталям, замечают моменты, недоступные им ранее. Школьники со значительно большим интересом исследуют привычную, казалось бы, тему. Они приходят порой к самым непредсказуемым выводам.
При всей легкости, прозрачности чеховского слога его произведения способны буквально перевернуть мир читателя с ног на голову. Именно поэтому столь важно еще со школьной скамьи знакомить детей с наследием этого великого мастера рассказа.