Творческие работы – немаловажный элемент стимуляции познавательной активности детей. Каждый педагог в своей ежедневной практике хочет с успехом решить свою главную задачу – пробудить интерес к своему предмету, уложившись в рамки урока. А также преподнести материал неповторимо и оригинально. Творческие работы способны стать надежным подспорьем в этом непростом занятии.
Индивидуальные особенности детей
Все ученики разные и их способности к запоминанию, сосредоточению, актуализации материала очень отличаются. Скорость мышления, динамические особенности, работоспособность у каждого свои. Да к тому же они могут варьировать в зависимости от состояния здоровья и психики ученика, времени суток и дня недели. Педагог не может обойти вниманием особенности индивидуальности, а в идеале он должен поставить их на службу образовательному процессу. И, главное, не подавить те хрупкие ростки интереса ребенка к учебе, которые, без сомнения, присутствуют у каждого.
Творческие работы как педагогический прием
Для стимуляции интереса детей к предмету нужно использовать разные элементы новаторских технологий обучения. Такие как проблемные методики, проектные задачи, а также написание творческих работ на выбранную тематику.
Они могут стать дополнительным заданием или служить формой контроля. Можно предложить учащимся выбрать как именно - в парах, группах или индивидуально - должна быть выполнена творческая работа. На дому дети могут подготовить иллюстрации к своему заданию. Или же воспользоваться возможностями компьютерных презентаций, если они уже свободно используют IT-технологии в обучении. Вариантов творческих работ множество: это и стихотворное изложение, и фантастический рассказ, и придумывание головоломок, и диспут в шутливой форме, и составление коллажей. Наиболее креативные ребята могут предлагать свои варианты. Творческие работы ненавязчиво способствуют повторению и закреплению материала. Ученики непроизвольно начинают обсуждать свои взгляды на усвоенные знания, что становится прекрасным упражнением в красноречии, а также дополнительным тестом на грамотность.Творческие работы как уникальная деятельность коллектива учеников
Свободная форма задания способна помочь самым зажатым и сдержанным членам класса раскрепоститься и отпустить свое воображение. Развитие логического и образного мышления - лишь один из многочисленных положительных результатов, которые дает такая работа. Творческая среда способствует сотрудничеству детей, благоприятно влияет на взаимоотношения в коллективе. Многие, наделенные скрытыми талантами, получают шанс блеснуть. На примере анализа чужих работ ученики понимают, что не нужно чрезмерно строго судить творческие порывы и что критика должна быть максимально конструктивной. Самые удачные образцы можно отобрать для коллекции, которая впоследствии сможет быть использована в качестве наглядного материала. Очень хорошо развивается с помощью творческих работ междисциплинарное мышление. Рассказ о приключении клеточных органелл или поэма о сторонах треугольника побудит ученика изучить оба предмета с повышенным вниманием. А впоследствии и улучшившаяся успеваемость, и результат творчества станут поводом для гордости и самоуважения.