Система образования во всем мире весьма консервативна. Технологии обучения практически не изменились со времени Гербарта, который предложил классно-урочную систему. Этой системы, а также схемы ведения урока, предложенной тем же Гербартом, в современных школах придерживаются до сих пор.
Содержание образовательного процесса, конечно же, изменилось, и появились новые средства обучения, но парадигма, принятая еще в XIX веке, которую можно охарактеризовать как «учитель — учебник (что современном понимании означает всю систему средств обучения) — ученик», осталась неизменной, и вряд ли в ближайшее время в этом плане будет возможно что-либо новое - слишком привычна устоявшаяся система.
Таким образом, можно с полной ответственностью утверждать, что все весьма часто звучащие заявления о том, что учащийся должен из объекта обучения превратиться в субъект учебного процесса, так и остаются лишь заявлениями, не реализуемыми на практике.
Тем не менее какие-то новые технологии обучения понемногу начинают проникать в учебный процесс. Несмотря на то, что учитель, который получил диплом лет 150 назад, в наше время мог бы войти в класс и преспокойно провести урок (по утверждению американского учителя Конни Стаут), технологии обучения, появившиеся в последнее время, все же изменили в образовательном процессе достаточно много.
Роль школы в качестве основного, базового звена в образовании, чрезвычайно велика в современном обществе. Вот только складывается достаточно парадоксальная ситуация, когда школа, которая должна наиболее чутко реагировать на все запросы современного общества, остается консервативной и не пропускает научно-технический прогресс в свои стены. Это значит, что технологии обучения в основном остаются необновленными, поскольку нередко не находят отклика в сердцах педагогических работников.
Современные технологии обучения в школе все же потихоньку проникают в учебный процесс, поскольку сегодня уже практически все развитые страны поняли, что кардинально реформировать системы образования просто необходимо. И это нужно сделать именно для того, чтобы студент университета или учащийся школы на самом деле стал главной фигурой учебного процесса, чтобы банальное преподавание наконец превратилось в процесс активного познания.
Более того, многие известные люди считают, что прочность полученных в школе знаний не имеет большого значения, поскольку эти знания устаревают даже скорее, чем учащийся успеет их усвоить. Именно поэтому и можно с полной ответственностью заявить, что традиционная система образования крайне неэффективна, поскольку дает устаревший, крайне усредненный, при этом никому не нужный набор сведений, который ученик школы или студент высшего учебного заведения забывает вскоре после выпускного вечера.
Гораздо важнее, если молодые люди, приходящие в экономику, будут уметь самостоятельно работать с информацией, совершенствовать свои знания и приобретать новые, причем в самых разных областях, и даже осваивать, причем совершенно самостоятельно, новые профессии, потому что именно эти умения нужны теперь для успеха в работе и деятельности. Что же касается базовых школьных знаний, то об этом можно сказать словами одного школьного учителя физики: «Знать формулы нет необходимости. Гораздо важнее знать, где их найти и как их использовать».
А технологии обучения в начальной школе также нуждаются в совершенствовании, поскольку «новые» методы обучения в начальной школе, насаждаемые «сверху» и заключающиеся в рисовании кружочков в школьных тетрадках, как и некоторые «реформы», проводимые российским минобрнауки, вполне могут привести к полной «дебилизации» современного образования.