Один из легендарных самолётов советской авиации поднялся в воздух в 1963 году.
Создание самолёта
Начало шестидесятых годов характеризовалось сменой поколений авиационной техники. Переход с поршневых пассажирских самолётов на реактивные требовал создания новых машин, расширяющих возможности воздушного сообщения. Кроме того, увеличение мобильности населения и развитие экономики создавали высокий спрос на услуги авиатранспорта.
Наиболее востребованными направлениями явились уже освоенные поршневой авиацией, относящиеся современной классификацией к ближнемагистральным. Именно эту нишу предстояло занять реактивному пассажирскому самолёту ТУ-134.
Общая компоновка
Проект разрабатывался в конструкторском бюро Туполева на основе ранее реализованных моделей. Богатый опыт в проектировании крупных военных, транспортных и гражданских самолётов обеспечил успешное применение конструктивных и инженерных решений. В работе использовался задел по ранее спроектированным машинам. Они привнесли в самолёт ТУ-134 технические характеристики, которые обеспечили многолетнюю успешную службу.
В то же время самолёт оказался новаторским по многим характеристикам. Вместимость машины колебалась от шестидесяти до восьмидесяти человек, в зависимости от компоновки. Применявшиеся на международных линиях машины с салоном, разделённым на классы, вмещали меньшее число пассажиров.
Для внутренних направлений запроектировали салоны без пассажирских классов, вместимость которых составляла восемьдесят человек. В зависимости от модификаций вес самолёта ТУ-134 несколько изменялся в диапазоне сорока семи до сорока девяти тонн.
Двигатели
Два турбореактивных двигателя отечественной разработки разместили в районе хвостового оперения. Такое положение гондол идеально соответствовало потребности старта с грунтовых и плохо оборудованных аэродромов, предотвращая попадание посторонних предметов внутрь моторов. Тяга каждого двигателя достигала семи тонн, что позволяло обеспечить старт с коротких взлётно-посадочных полос.
В дальнейшем двигатели совершенствовались и заменялись во время капитального ремонта. Крейсерская скорость самолёта ТУ-134 достигала восемьсот пятидесяти километров в час на двигателях первой версии. С установкой модифицированных силовых агрегатов она возросла на сорок километров в час.
Своеобразный звук двигателя ТУ-134, близкий по звучанию к нарастающему свисту, способствовал высокой узнаваемости популярного самолёта. Общий уровень шума, производимый двигателями при старте и наборе высоты, оказался весьма высоким. Это обстоятельство привело к проблемам с эксплуатацией самолётов в иностранных аэропортах после ужесточения норм акустического загрязнения.
Развитие модели
Машина оказалась очень удачной. Самолёт ТУ-134 показал высочайший модернизационный потенциал и надёжность. Эксплуатационные пилотажные характеристики тоже производили впечатление. Налагаемые на самолёт ТУ-134 ограничения по боковому и встречному ветру при взлёте и посадке оказались одними из самых незначительных для самолётов такого класса. Это свойство машины позволило заметно улучшить регулярность полётов.
Большим недостатком первых моделей ТУ-134 было отсутствие реверса тяги двигателя, что существенно увеличивало тормозной путь машины. Для компенсации недостатка применялись тормозные парашюты и аэродинамический тормоз. Развитие машины позволило устранить особенности, перешедшие от начальных этапов развития реактивной авиации.
Лидер авиационного экспорта
ТУ-134 оказался очень востребованным самолётом не только на маршрутах Советского Союза, но и зарубежных стран. Практически с самого начала производства он стал совершать рейсы в заграничные аэропорты. Расширению осведомлённости о машине способствовало и участие ТУ-134 в международной авиационной выставке 1969 года в Ля Бурже. Самолет продемонстрировал не только уровень развития советской авиапромышленности, но и современный подход к созданию гражданского воздушного флота.
Помимо государств советского блока, машина эксплуатировалась во многих странах Африки, Азии и Латинской Америке. Во многих случаях самолёты входили в состав военно-воздушных сил государств-импортёров. После распада СССР машина продолжала обслуживать авиаперевозки стран СНГ.
Долгожитель авиации
Первые машины поступили на авиалинии в 1966 году. С тех пор самолёт находится в воздухе. Сейчас эта машина осталась лишь у частных перевозчиков, обслуживающих чартерные рейсы. Но ещё до 2007 года она входила в штат авиакомпаний России и СНГ, совершая регулярные пассажирские рейсы. Таким образом, машина использовалась по прямому назначению более сорока лет.
Кроме перевозки пассажиров на регулярных линиях, выпускались модификации для обслуживания государственных чиновников высшего уровня. Эти борта были оборудованы дополнительными элементами повышенного комфорта и безопасности. На них устанавливались системы специальной правительственной связи.
Существовали и военные модификации самолёта ТУ-134, предназначавшиеся для обучения пилотов и штурманов боевой авиации. Одна из версий, оборудованная характерным носовым обтекателем, служила для подготовки пилотов дальней бомбардировочной авиации.
За историю производства, которая продолжалась более двадцати лет, было выпущено почти девятьсот экземпляров машин разных модификаций. По этому показателю самолёт ТУ-134 относится к самым массовым образцам советской пассажирской авиационной техники.
Прекращение эксплуатации
Помимо технического и морального устаревания машины, большую роль в прекращении её использования сыграл повышенный уровень шума силовой установки. Новые нормы ИКАО положили конец многим международным маршрутам, которые обслуживал самолёт ТУ-134. Оставшиеся направления не могли обеспечивать безубыточную эксплуатацию модели и конкурентоспособность с более современными самолётами зарубежных и отечественных производителей.
Хотя самолёт производился до 1987 года, на регулярных авиалиниях его прекратили применять в 2008 году, заменив на машины других марок. Сегодня продолжается вывод машин этой модели из других структур авиационных перевозок. Однако время берёт своё, и самому молодому самолёту этой марки уже более двадцати пяти лет. Более сотни самолётов ещё остаётся в составе авиапредприятий, но окончание славной истории первенца советской пассажирской авиации уже не за горами.
Аварии и происшествия
Долгие годы, которые ТУ-134 провел в воздухе, не обошлись без авиационных происшествий. Но самолёт продолжал считаться надёжной и безопасной машиной. Катастрофы самолёта ТУ-134 редко были связаны с конструкцией самой машины, её узлов и агрегатов.
Основная часть трагедий явилась результатом стечения обстоятельств или человеческого фактора. Самолёт эксплуатировался в условиях, в которых не всегда соблюдался требуемый уровень безопасности полётов не только в СССР, но и в развивающихся странах. Приборное оснащение машины соответствовало стандартам эпохи, в которую она создавалась, и требовало высокой квалификации и ответственности экипажа и наземных служб.
За все годы эксплуатации ТУ-134 по причинам, не связанным с военными действиями, оказалось утрачено более шестидесяти пяти самолётов, в которых погибло до полутора тысячи человек.