Открытые занятия - важная часть воспитательного и образовательного процесса не только для детей, но и для взрослых. Это способ продемонстрировать родителям методы работы и навыки воспитателя, а также поделиться опытом со своими коллегами из других учреждений. Сегодня мы поговорим о том, как правильно провести открытое интегрированное занятие в подготовительной группе.
Правила
Перед тем как запланировать открытое занятие, вы должны усвоить для себя несколько незыблемых правил, по которым проводится подобное мероприятие:
- Родители - наблюдатели. Если вы пригласили их на открытое интегрированное занятие в подготовительной группе, помните, что они не должны участвовать в процессе. Как любой заботливый родственник, они будут стараться помочь своим детям. Этого быть не должно. Открытый урок - испытание преподавателя и дошколят.
- Коллеги. Если проводится открытое интегрированное занятие в подготовительной группе для того, чтобы поделиться опытом с коллегами из других ДОУ, вы можете привлечь их в незначительной степени к участию в процессе.
- Равенство. Все дети равны и одинаково важны для воспитателя. Нельзя делить их на Васю, у которого родители депутаты, и Петю, у которого родители - бухгалтеры. Давайте всем одинаковые по сложности задачки, нельзя прививать подрастающему поколению чувство неравенства.
- Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе не должно отвлекать от образовательного процесса. Это как театр. Родители - зрители. И отвлекаться на них нельзя, вы должны продолжать обучение детей, а пообщаться со взрослыми сможете и после занятия.
ФГОС
Существует два способа проведения открытого занятия. Это использование одного из двух стандартов качества - ФГОС и ФГТ. Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГОС станет неплохим выбором. Направленный на унификацию образования и несколько отстраненное взаимодействие с детьми, данный стандарт позволит провести хороший показательный урок для родителей и продемонстрировать все навыки и знания, полученные дошколятами за время, проведённое в данном ДОУ.
Из минусов стоит отметить, что всё выглядит, как в университете, дети будут сидеть за столами и послушно отвечать на вопросы воспитателя. За счет этого вам вряд ли удастся надолго удержать учеников на одном месте. Начнет падать концентрация внимания, и эффективность занятия постепенно сойдет на ноль.
ФГТ
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе по ФГТ сопряжено с рядом проблем. Вам придется проводить его в игровой форме, но при этом четко определить, что можно, а что нет. У вас есть два выхода: либо заранее предупредить и вовлечь в данный процесс родителей, либо четко для детей определить границы дозволенного, чтобы старшие не помогали им в решении поставленных задач. Во всяком случае, использование данного стандарта лучше подходит для первого открытого занятия в детском саду, чтобы продемонстрировать родителям навыки воспитателя.
Цели
Разрабатывая открытое интегрированное занятие для детей подготовительной группы, первым делом определитесь с его целями. Как уже вскользь упоминалось, в зависимости от аудитории открытого занятия могут быть и разные цели. В первую очередь рассмотрим, что должно быть сделано для детей:
- Закрепление пройденного материала за год.
- Демонстрация навыков и полученных знаний.
- Умение применить на практике и оперировать полученными знаниями.
- Демонстрация и закрепление навыков общения и взаимодействия между сверстниками.
Это основные, общие цели, которые не зависят от предмета занятия. Вы должны суметь показать родителям, что их дети не зря посещали ваше ДОУ и научились многому даже без их помощи.
Обмен опытом
Если вы собираетесь провести открытое интегрированное занятие в подготовительной группе для учителей, то задумайтесь о том, какой опыт вы можете им дать. В первую очередь такие занятия проводятся для того, чтобы поделиться своими методиками работы с детьми:
- Проведение демонстрационного занятия.
- Привлечение коллег при работе с детьми.
- Обсуждение занятия и подведение итогов.
Главную цель открытого занятия, на которое приглашаются другие учителя, можно сформулировать так: "На других посмотреть и себя показать". На самом деле эксперименты с одними и теми же детьми, в которых пробуются разные методики преподавания, до добра не доводят. Малыши просто запутаются.
Математика
Наконец мы добрались до более конкретных вещей. Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе по математике лучше проводить по ФГОС. Данный стандарт подойдет для серьёзных наук. К сожалению, в большинстве случаев в подготовительной группе невозможно провести "чистое" занятие. Лучше всего будет совмещать разные предметы. Например, математику и ботанику (биологию/экологию). Вы можете попросить детей считать, сколько тех или иных растений нарисовано на картинке.
Итак, что должны знать и уметь дети на открытом занятии подготовительной группы?
- Уметь считать до десяти (один, два...).
- Знать порядковый счет до десяти (первый, второй...).
- Уметь сравнивать числа и знать их правильный порядок.
- Уметь сравнивать объекты по форме и размерам.
- Быть способными проводить простейшие операции с числами.
- Уметь выделять лишний предмет в ряду.
- Составлять максимум уникальных комбинаций из заданных предметов. Например, дано три цвета. Надо менять их местами, чтобы составить как можно больше последовательностей.
Занятие лучше проводить в полуигровой форме. Не зацикливайтесь на счете, но и не позволяйте детям отвлечься настолько, чтобы забыть об уроке.
Развитие речи
К сожалению, современные реалии таковы, что дети значительную часть времени проводят за гаджетами - телефонами, компьютерами, планшетами, ноутбуками. То количество общения и разговорной практики, которое они получают, с каждым днем становится всё меньше. Но это не значит, что воспитатель обязан проводить просто занятия по развитию речи. Стандарт ФГТ подразумевает при проведении любых занятий с дошколятами тесный контакт с преподавателем. Таким образом, через общение и игровые формы они и должны проводиться.
Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе по развитию речи не может включать в себя только данный предмет. Чтение книг, стихотворений и обсуждение их содержания можно проводить и во внеурочное время. По сути, это больше задача родителей, а не воспитателей - следить за тем, чтобы пополнялся словарный запас ребёнка. Но если вы всё-таки решились на проведение открытого занятия, то должны ставить перед собой следующие задачи:
- Увеличение словарного запаса у обучающихся.
- Совершенствование артикуляции.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие чувства ритма в музыке.
- Обучение правильного применения интонации в выражении.
Для администрации ДОУ лучше помнить, что один воспитатель не способен справиться с обучением детей всем предметам. Поэтому было бы лучше на развитие речи пригласить профессионального логопеда, который, проведя занятие с детьми, смог бы составить для каждого индивидуальный план. Всегда можно договориться с родителями о дополнительной плате приглашенному специалисту.
В совокупности
Если говорить о качестве детского обучения, то разделять его по предметам достаточно нелогично. В 5-6 лет у детей еще не тот возраст, когда их можно дифференцировано обучать предметам, усадив за парты. Все занятия должны проводиться в игровой форме так, чтобы дети даже не понимали, что их чему-то учат.
Например, воспитатель садится с детьми читать книжку. Пока дети рассматривают картинки, можно пояснять им, что вот здесь один медвежонок, а вот это дерево - берёза, и так далее. После окончания занятия воспитатель опрашивает всех о прочитанном, что дети запомнили, что они думают о сказке. Таким образом, вы научите малышей не только воспринимать информацию на слух, но и обрабатывать её. Кроме того, вы заставите их самих делать выводы, а не послушно впитывать информацию (которая не факт, что верна), как это делают в школе.
Итог
К чему же должны привести результаты открытых интегрированных занятий? Поскольку они в первую очередь проводятся для родителей, это позволит им понять слабые стороны своего ребёнка. Объясните им, что это было не соревнование, чтобы выяснить, чьё чадо лучше, а один из первых способов определить будущее дошкольника. Он лучше запоминает разные растения? Будет биологом. Хорошо и выразительно читает? Возможно, время подумать о театральной сцене. Лучше всех складывает и решает логические задачки? Будет программистом или экономистом. Мягко укажите родителям на слабые и сильные стороны их детей и, возможно, вы поможете кому-нибудь с выбором жизненного пути.