Даже те, кто прекрасно знаком с законами физики и понимает, как случается так, что груда металла поднимается в воздух, иногда все-таки ощущают дискомфорт, думая в полете о том, что между ними и твердой землей 10 километров. Что уж говорить о простых обывателях? Обычные пассажиры пугаются даже слов "разгерметизация кабины самолета", не вполне понимая, что это и чем она грозит.
В полете
Циники шутят, что не стоит бояться самолетов, ведь каждый из них так или иначе возвращается на землю. Если поразмыслить, лишь отчаянные смельчаки могут добровольно забраться внутрь хрупкой конструкции, которая поднимется на 10-14 километров над поверхностью планеты, чтобы доставить их в место назначения. На самом же деле, как показывает статистика, погибнуть во время полета - не самая простая задача.
Да, может произойти нечто из ряда вон выходящее. Тем не менее современные лайнеры и их пилоты в достаточной мере подготовлены ко многим чрезвычайным ситуациям, которые в прошлом приводили к трагедиям с многочисленными жертвами, а сейчас становятся лишь поводом совершить аварийную посадку. Все автоматические системы дублируются, максимально исключая человеческий фактор. Если отказала техника, опытные пилоты зачастую все равно могут предотвратить катастрофу или минимизировать ее последствия. И все же иногда неприятностей избежать не удается. Что происходит при разгерметизации самолета? Можно ли при этом выжить и что делать?
Разгерметизация самолета
На высоте 10000 метров давление значительно ниже, чем на земной поверхности. Еще там гораздо холоднее, недостаточно кислорода для нормального функционирования человеческого организма. Стоит ли говорить о том, что даже сама идея дыры в обшивке может напугать даже самого опытного и спокойного пассажира? Современный кинематограф принес здравый смысл в жертву зрелищности, и среди простых людей бытует мнение, что даже крохотное отверстие в оболочке самолета, не предусмотренное его конструкцией, обязательно приведет к гибели всех, кто находится на борту. На деле все с точностью наоборот - разумеется, повреждение обшивки нельзя отнести к совершенно нормальной ситуации, но и рассматривать это как катастрофу совершенно необязательно. История знает немало случаев, когда даже достаточно большие дыры в корпусе не становились помехой для спокойного завершения рейса. Итак, стоит разобраться, что подразумевается под термином "разгерметизация самолета" и что это означает на практике.
Причины
Когда стало ясно, что такое разгерметизация салона самолета, стоит подумать, в связи с чем она может произойти. В нормальной ситуации, как уже стало ясно, лайнер герметичен и оснащен автономными системами жизнеобеспечения, чтобы пассажиры чувствовали себя более или менее комфортно. Тем не менее иногда существующий порядок вещей бывает нарушен. Причины могут быть как внутренними, так и внешними:
- человеческий фактор - действия пассажиров или экипажа, приведшие к повреждению обшивки;
- производственные дефекты - бракованные детали, нарушение технологии сборки и т. д.;
- повреждение посторонними предметами - умышленное или случайное пробитие конструкции различными средствами извне;
- нештатная ситуация - условия, при которых нагрузка на авиалайнер оказывается выше расчетной.
А дальше ситуация, в зависимости от происходящего, может развиваться совершенно по-разному.
Что происходит?
Разгерметизация самолета на высоте прежде всего грозит пассажирам кислородным голоданием и так называемой кессонной, или декомпрессионной болезнью. Вопреки многочисленным фильмам-катастрофам, находящимся внутри авиалайнера вряд ли грозит быть выкинутыми наружу, если только они пристегнуты согласно инструкциям экипажа, а огромная дыра не находится в непосредственной близости от них.
В реальной жизни при сравнительно небольших повреждениях обшивки самолет способен сохранять общую целостность конструкции, так что если не произошла взрывная декомпрессия, мгновенно травмирующая людей и приводящая к быстрой гипоксии, ситуацию можно назвать вполне контролируемой. Главное - вовремя заметить падение давления и снижение уровня кислорода, чтобы предотвратить потерю сознания у всех, кто находится в салоне и, соответственно, полную потерю управления.
Последствия
Если разгерметизация самолета никому не нанесла в первые секунды физических травм, это еще не означает, что никакой опасности нет. Если не предпринять мер, всем пассажирам и экипажу все равно угрожают следующие факторы:
- низкая температура - может привести к обморожениям, общему переохлаждению, смерти;
- кессонная болезнь - повреждение сосудов вследствие быстрого перепада давления;
- высотная гипоксия - недостаточное количество кислорода в воздухе;
Чем закончится разгерметизация самолета, зависит от того, как все произошло и действий персонала и пассажиров. Полет может благополучно завершиться без всяких негативных последствий, а может стать катастрофой, даже если повреждения обшивки были минимальными. К счастью, как правило, все заканчивается вполне благополучно.
Меры безопасности
Не последнюю роль в том, чем заканчивается разгерметизация самолета, играет то, насколько тщательно проводится предполетная подготовка как самого воздушного судна, так и его экипажа. Играет важную роль достаточно широкий ряд факторов: правильная эксплуатация, продуманная конструкция, своевременное обслуживание, регулярные проверки и т. д.
Современные авиалайнеры оснащены большим количеством систем, постоянно контролирующих состояние самолета на протяжении всего времени полета. При наличии должного опыта пилоты вовремя заметят даже незначительные неполадки и предпримут необходимые меры, чтобы предотвратить негативные последствия. Ну а при внезапных и серьезных изменениях крайне важно то, что будет сделано в первые секунды. Так, любой современный самолет оснащен специальными кислородными масками, автоматически выбрасывающимися над креслами при аварийной декомпрессии. Их работу стюардессы демонстрируют в начале каждого полета в ходе рассказа о технике безопасности. Но это еще не все.
Действия экипажа
Самой серьезной проблемой при быстрой разгерметизации является острая нехватка кислорода, которая заставляет дыхание учащаться, а голову - кружиться от острой гипоксии. Спустя несколько секунд человек теряет сознание, а еще через некоторое время начинаются необратимые процессы умирания мозговых клеток, поэтому крайне важно, чтобы в первые мгновения были предприняты правильные действия.
Обнаружив повреждение обшивки, пилоты должны за минимально возможное время спуститься на безопасную высоту в 3-4 километра. На этом уровне достаточно кислорода для поддержания жизнедеятельности и относительно нормального функционирования человеческого организма.
После того как ситуация стабилизировалась, необходимо оценить обстановку и принять решение об аварийной посадке в ближайшем доступном аэропорту. Разгерметизация самолета - достаточный повод для того ,чтобы прекратить полет, поскольку нет гарантии, что разрушение не продолжится.
Действия пассажиров
Очень важное значение имеет то, как будут вести себя обычные люди, столкнувшиеся с декомпрессией. Во-первых, необходимо по возможности сохранять спокойствие и не нагнетать панику. Во-вторых, нужно внимательно слушать инструкции персонала и выполнять их. Если сверху упали кислородные маски, нужно незамедлительно надеть их на себя и при необходимости помочь с этим окружающим. Кроме того, на протяжении всего полета нужно быть пристегнутыми, находясь в креслах, что может уберечь от серьезных травм как при турбулентности, так и при взрывной декомпрессии.
Известные случаи
Несмотря на то что разгерметизация самолета - нештатная ситуация, она происходит довольно часто, но практически всегда обходится без серьезных последствий. Впрочем, не всегда все заканчивается благополучно.
- В 2011 году в верхней части самолета, совершавшего рейс из Финикса в Сакраменто, образовалась дыра около 1,5 метров в диаметре. Лайнер благополучно снизился, никто не пострадал.
- В 2005 году к северу от греческих Афин вследствие постепенной разгерметизации воздушное судно потеряло управление и врезалось в гору. При этом погиб 121 человек, включая 6 членов экипажа.
- В 1988 году в самолете, пролетавшим над Гавайскими островами, произошла мгновенная разгерметизация, в результате которой один член экипажа получил смертельные ранения. Несмотря на значительные повреждения обшивки и разрушение конструкции, лайнер благополучно приземлился.
- В 2015 году за 20 минут до приземления в столичном аэропорту произошла разгерметизация самолета "Самара - Москва". Никто не пострадал.
Очевидно, декомпрессия сама по себе не так уж и страшна. Все зависит от разумных действий людей, впрочем, как и обычно. Так что не стоит пренебрегать инструкциями экипажа, особенно когда они призывают пристегиваться во время полета к креслу.