Авианосцы типа «Нимиц» — это одни из самых больших и опасных военных кораблей во всём мире. На каждом из них имеется собственная ядерная силовая установка. Основное их предназначение заключается в проведении разнообразных военных операций в составе авиационных ударных групп, основной задачей которых является поражение надводных целей любого размера, а также обеспечение противовоздушной обороны военных кораблей США.
Основные данные
Авианосцы «Нимиц», общая масса боезапаса которых составляет 1954 тонны, считаются одними из самых мощных военных кораблей в мире.
Основным вооружением данных кораблей является палубная авиация в составе истребителей, вертолётов и военных самолётов, благодаря которым авианосец с лёгкостью справляется с такими задачами, как:
- радиоэлектронная борьба;
- обнаружение противника на существенном расстоянии;
- транспортные перевозки.
При этом, если на авианосец произойдёт нападение в тот момент, когда вся воздушная техника будет задействована в проведении какой-либо операции, он без труда сможет отразить нападение собственными зенитными, ракетными и артиллерийскими комплексами, которые установлены на его борту.
По сути, авианосцы типа «Нимиц» выгодно отличаются от других военных кораблей. Так, например, их корпус выполнен целиком из стальных листов, а все ключевые элементы, включая палубу, используемую для полётов, сделаны из бронированной стали.
При этом строение корабля выполнено таким образом, что не только улучшает ходовые характеристики, но и позволяет добиться более рационального размещения двигательно-рулевого комплекса.
Особенности строения
При создании авианосца «Нимиц» разработчики уделили главное внимание конструкции полётной палубы, сделав её одним из главных элементов корабля. Она сыграла ключевую роль не только во внешнем виде авианосца, но и позволила разместить на нём рекордное количество истребителей и разнообразных технических средств. При этом полезная площадь полётной палубы разделена на три основные зоны:
- Взлётную – в данной части корабля установлены 4 паровые катапульты с весом 180 тонн и длинной до 100 м. Они позволяют обеспечить беспроблемный взлёт боевых самолётов, вес которых достигает 40-43 тонн со скоростью разгона до 300 км/ч.
- Посадочную.
- Парковую.
Каждая часть авианосца оборудована всеми необходимыми системами, используемыми для обслуживания истребителей и вертолётов. На некоторых кораблях типа «Нимиц» данные зоны совмещаются из-за ограниченных размеров полётной палубы.
Меры защиты
Поскольку большинство самолётов на борту оборудованы реактивными двигателями, чтобы защитить работающих на корабле людей и находящуюся там технику и вооружение от действия газовых струй, на палубе предусмотрены специальные отражатели. При этом, чтобы поверхность палубы, находящаяся под практически постоянным воздействием разнообразных технических средств и орудий, не перегревалась, сделаны специальные палубные панели, охлаждаемые естественным путём в результате беспрерывного воздействия воды, поступающей прямо из-за борта.
Для того чтобы обеспечить большую устойчивость полётной палубе, которая должна выдерживать на себе огромный вес истребителей и сопутствующей техники (особенно в области боковых, свисающих над водой участках) на авианосце предусмотрена специальная галерейная палуба. На некоторых кораблях в пространстве, которое остаётся под ней, оборудуют дополнительный ангар с двухслойной защитой.
Кроме того, на этой палубе размещаются каюты личного состава и большинство командных помещений. Доступ на верхнюю палубу осуществляется благодаря обходным мостикам. Кроме того, военные могут, не поднимаясь с галерейной палубы на верхнюю, перемещаться по передней части корабля с носа до кормы по специальному сквозному проходу.
На оставшихся палубах размещены специальные механизмы, позволяющие перемещать истребители для более рационального распределения пространств. Кроме того, здесь также размещаются кубрики офицерского состава и врачебные кабинеты. Здесь же находятся и столовые личного состава, которые в случае необходимости могут быть незамедлительно переоборудованы в зоны сборки авиационных боеприпасов.
В трюме оборудованы погреба, используемые для хранения боезапаса, цистерны с топливом для авиационной техники и кладовые различного назначения. Кроме того, здесь же размещаются и морозильные и холодильные камеры для хранения продовольствия, благодаря чему команда, не испытывая особых затруднений, может длительное время находиться в открытом море.
Защита авианосца
Система авианосца «Нимиц» включает две основные степени защиты:
- Надводная — состоит из 3 палуб, отсеки между которыми используются для заполнения водой или топливом.
- Бортовая/подводная – предохраняет корабль со стороны бортов и днища от контактных взрывов торпед и разнообразных снарядов. Данные элементы корабля оборудованы бронированным настилом и бронированными поперечными перегородками.
Первый корабль типа «Нимиц»
Авианосец «Нимиц», фото которого представлено в данной статье, стал первым и, как следствие, главным судном этой серии военных кораблей. Он неоднократно использовался в различных боевых действиях, в том числе в операциях, проводившихся в Югославии и Ираке.
«Нимиц» — авианосец, получивший своё название в честь адмирала американского флота. Его имя - Нимиц Уильям.
Авианосец «Нимиц»: характеристики
На сегодняшний день «Нимиц» является универсальным военным кораблём, имеющим на борту самое современное оружие, которое может с успехом использоваться не только для нападения, но и для обороны. Максимальная скорость, которую может развить атомный авианосец «Нимиц» на двух ядерных реакторах и четырёх паровых турбинах, составляет 31,5 узла (58,3 км/ч).
Длительность эксплуатации корабля достигает 50 лет, после чего устаревший авианосец заменяют более современным кораблём этого типа.
Состав серии
Примечательно, что американский авианосец «Нимиц», как и все суда этого типа, имеет личный бортовой номер.
Так, например, первый корабль этого типа имеет номер CVN-68, расшифровывающийся как:
- C - Cruiser (анг. крейсер).
- V - Voler (франц. летать).
- N - Nuclea (англ. ядерный).
- 68 - Порядковый номер.
№ 68 | «Нимиц» |
№ 69 | «Эйзенхауэр» |
№ 70 | «Винсон» |
№ 71 | «Рузвельт» |
№ 72 | «Линкольн» |
№ 73 | «Вашингтон» |
№ 74 | «Стеннис» |
№ 75 | «Трумэн» |
№ 76 | «Рейган» |
№ 77 | «Буш» |
Вооружение
Авианосец класса «Нимиц» имеет на вооружении три ракетных комплекса «Си Спарроу» и 4 двадцатимиллиметровых зенитных артиллерийских комплекса «Вулкан-Фаланкс». В дальнейшем планируется установить на каждом из авианосцев по несколько трёхтрубных 324-мм торпедных аппаратов, предназначенных для борьбы с торпедами, наводящимися по кильватерному следу.
«Нимиц» - авианосец, вооружение которого включает обычно до 86 боевых самолётов и вертолётов палубной авиации нескольких типов. Так, например, на авианосце CVN-71 - «Теодор Рузвельт», учувствовавшем в боевых действиях против Ирака в январе 1991 года, в составе авиакрыла насчитывалось 78 самолётов.
Экипаж
«Нимиц» — авианосец, экипаж которого составляет 6286 человек:
- Штатный состав - 3184 человека.
- Обслуживание авиакрыла – 2800 человек.
- Походной штаб - 70 человек.
Особенности системы управления
Авианосец США «Нимиц» оборудован большим количеством инновационных систем, позволяющих управлять военным оборудованием практически без участия человека. Так, например, для посадки самолёта при плохой видимости, когда лётчик не видит посадочную полосу, используется система автоматической посадки под названием ACLS.
Как только видимость начинает составлять менее 1000 м, система самостоятельно запрашивает и обрабатывает все данные о параметрах полёта у аэронавигационной системы TACAN и других устройств самолёта, кодирует информацию и посылает соответствующие ситуации сигналы бортовому автопилоту. После чего самолёт автоматически выводится точно на срез угловой палубы авианосца без участия в процессе посадки лётчика.
Проведённые операции
Ударный авианосец «Нимиц» в 1980 году участвовал в неудавшейся операции под названием «Орлиный коготь». Её основной целью являлось освобождение заложников американского посольства в Тегеране. За время проведения операции он пробыл в плавании около полугода.
Кроме того, «Нимиц» - авианосец, обеспечивавший в 1988 году безопасность Олимпийских игр, проходивших на то время в Сеуле. В 1991 году принял участие в операции «Буря в пустыне», а с 2003 года активно используется вооружёнными силами США в войне с Ираком.
Стоимость авианосца
Расходы на строительство авианосца зависят от многих факторов. В первую очередь, от количества палубных кораблей, вида и числа летательных аппаратов на борту, а также наличия и типа вооружения. На построение первых авианосцев этого класса было потрачено около нескольких сотен миллионов долларов. При этом стоимость последнего авианосца под названием «Буш» составила уже около 6,5 млрд долл.
Поскольку на борту каждого нового авианосца устанавливают наиболее современное вооружение и высококлассное технологическое оборудование, доля иновационной техники на борту последних авианосцев составляет 50%, что не могло не повлиять на увеличение их стоимости.
Что касается сроков строительства, с момента закладки такого корабля до спуска на воду уходит обычно до 8 лет. Авианосец обладает сложной структурой и системой управления, в результате чего на его строительство уходит гораздо больше времени, чем на создание обычного корабля.
Заключение
На сегодняшний день военное руководство США считает нецелесообразным увеличивать количество кораблей типа «Нимиц», считая, что необходимо поддерживать в строю 10 существующих авианосцев и один учебный, заменяя их только по мере надобности, когда срок эксплуатации одного из кораблей будет подходить к концу.