Судебник Хаммурапи и его характеристика. Собственность и обязательства по судебнику царя Хаммурапи

Такие археологические артефакты, как судебник Хаммурапи, уникальны. Этот свод законов был создан в середине XVIII века до нашей эры. Для того чтобы сохранить его для потомков, вавилоняне выбили текст на базальтовом столбе, который первоначально хранился в междуречье Тигра и Евфрата. Через несколько сот лет, когда эта держава пала, памятник перевезли в Сузы. Сейчас это юго-западный Иран. Именно здесь судебник Хаммурапи был найден французскими археологами во время экспедиции 1901-1902 гг.

судебник хаммурапи

Описание памятника

С передней стороны столб был выскоблен. Это было сделано эламитами, которые и захватили столб, перевезя в свою столицу на восток. Царь этого народа повелел стереть часть оригинальных надписей, чтобы на освободившемся месте сообщить о своей великой победе над Вавилоном.

Тем не менее это не мешает данному памятнику быть самым древним сводом законов человечества. Его ставят на одну полку с другими кодексами, принятыми разными культурами тогдашнего мира. Например, судебник Хаммурапи и законы Ману, принятые в Индии, часто становятся объектами взаимного анализа. Именно такие документы позволяют понять, чем тогда жили люди и как они смотрели на мир вокруг себя.

В верхней части столба вырезан графический рисунок. На нем изображен сам царь Хаммурапи. Он молится богу справедливости и солнца Шамашу, который и дарует правителю эти законы. Вся остальная поверхность столба заполнена текстами статей. Также присутствует заключение.

Исследователи поделили этот массив на 282 статьи. Из-за того что часть изображения была стерта, сохранилось только 247. Уже после 1902 года археологам удалось найти продолжение этого текста на глиняных табличках, которые хранились в других поселениях этого региона, а также в знаменитой библиотеке Ниневии.

основные источники судебника хаммурапи

История создания

За несколько веков до Хаммурапи в Месопотамии существовало централизованное государство. Оно было объединено вокруг Шумера и Аккада. После нашествия амореев-кочевников из близлежащих степей это образование рухнуло. На его месте появилось несколько небольших государств, в том числе и вавилонское. В 1755 году до нашей эры царь Хаммурапи объединил разрозненные царства. Кроме того, он разорил Сузы. Именно после этой важной победы были издан судебник царя Хаммурапи.

общая характеристика судебника хаммурапи

Законы являются важным источником для знаний о праве древнего Востока. Порядки, появившиеся при Хаммурапи, просуществовали еще много столетий. Реформа значительно усилила роль государства в повседневной жизни жителей царства.

Надписи на камне написаны на вавилонском диалекте аккадского языка. При этом вступительная и заключительная часть имеют особенную ритмику.

Первое сословие

Как и другие сборники законов, судебник Хаммурапи вводит четкое разделение общество на несколько социальных групп. Высшим сословием считались жители небольших общин. Эти группы имели право на самоуправление. Каждый член такого образования получал в собственность участок общинной плодородной земли. Этот порядок существовал уже ко времени воцарения Хаммурапи – он лишь подтвердил этот обычай. Цари Вавилона не вмешивались в их жизнь, а уж тем более не пытались регулировать распределение земельных участков. Государственным чиновникам было запрещено трогать эти наделы. Тем не менее общины стабильно платили налоги в царскую казну. Эти отчисления составляли немалую часть богатства Вавилонской державы. Судебник Хаммурапи закреплял за правителем право назначать старейшин общин. На этом его влияние на их жизнь заканчивалось. Собственность и обязательства по судебнику царя Хаммурапи зависели в первую очередь от социального положения.

Внутри общин были распространены сделки с имуществом. Землю продавали, сдавали в аренду и делали объектом ростовщичества. Размер надела авилума (жителя такой группы) мог составлять от 1 до 60 гектаров.

Второе сословие

Представители второго сословия звались мушкенумами. Этим термином обозначались люди, которые не были членами общин и не имели собственного надела. Поэтому они должны были получить государственную землю и возделывать ее, попадая в определенную зависимость от власти царя. Часто членами такого сословия становились разорившиеся жители общин, которые отдавали свой собственный участок за долги.

Так как Вавилон был культурным центром всего региона, сюда тянулись жители других стран. Например, это были кочевники, которые хотели осесть на земле. Для этого они могли получить надел от царя и оказаться на его службе. К мушкенумам одинаково относились и знатные чиновники на государственной службе, и бедные крестьяне.

Второе сословие не имело самоуправления. Это означало, что его жизнью полностью управляла царская администрация. Обладателей государственных участков могли без предупреждения приписать к другому месту. Имущество второго сословия по сравнению с собственностью авилумов охранялось гораздо строже, так как оставалось государственным. Например, согласно 8 статье, кража такой собственности каралась штрафом в десятикратном размере. Если вор не мог заплатить государству из собственного кошелька, то его убивали.

собственность и обязательства по судебнику хаммурапи

Основные источники судебника Хаммурапи говорят о том, что размер выдаваемого государством надела зависел от того, какую должность занимал человек. Больше всего ценилась служба храмовых жриц и торговцев (тамкаров). Такие люди могли получать от 12 до 75 гектаров земли. Собственность и обязательства по судебнику Хаммурапи тех, кто состоял на военной службе, также оговаривались. Солдаты и ремесленники получали надел от 9 до 12 гектаров. Скотоводы довольствовались самыми маленькими участками.

Рабы

Третье сословие составляли рабы, или вардумы. У таких людей был хозяин, который мог свободно распоряжаться их жизнью и свободным временем. За убийство невольника взимался совсем небольшой штраф.

Собственность и обязательства по судебнику Хаммурапи были прописаны самым подробным образом. Касалось это и рабов. Так, например, за укрывательство беглых невольников человека ждала тяжелая кара вплоть до казни. Рабы, которые обвинялись в драке со свободными жителями, приговаривались к отрезанию уха. Причем это мог сделать и их хозяин.

Статус раба передавался по наследству за исключением случая, когда ребенок рождался от свободной женщины. Если человек попадал в собственность государства или второго сословия, то его положение было не таким тяжелым. Он мог заводить семью. Рабы, которые приписывались к общине, жили в тяжелых условиях, так как государство никак не вмешивалось в их взаимоотношения с хозяевами.

Принадлежность к определенному сословию определяло в первую очередь социальное положение, а не богатство человека. Это хорошо прослеживается по тому, насколько ценилась жизнь жителей общин и тех, кто работал на государство. Например, если знахарь лечил авилума, то он получал вознаграждение в 10 серебряных сиклей. Если его пациентом оказывался мушкенум, то 5. За здоровье раба давали 2 сикля. Если врач нанес вред здоровью жителя общины, ему отрезали руку.

Суд

Общая характеристика судебника Хаммурапи говорит о том, что в Вавилоне очень сурово наказывалось ложное обвинение. Именно с описания таких наказаний начинается перечень статей на базальтовом камне. Первое предложение гласит, что если человек обвинил другого в убийстве и не смог доказать этого в суде, то он сам будет казнен за доносительство. Такая суровость объясняется принципом равного возмещения (другое название – талион). Многие знают это правило по фразе «око за око» или «зуб за зуб».

Вавилоняне были очень суеверными людьми. Поэтому были распространены обвинения в колдовстве. Обвиненный в таком преступлении должен был погрузиться в глубокую реку, которой согласно религиозным взглядам, правило божество. Именно оно определяло виновность человека. Если тот тонул, то обвинитель мог забрать дом колдуна. Традиция божественного суда была распространена не только в древних обществах. Она дожила и до Средневековья, когда христиане определяли виновность человека по тому, уцелеет ли его рука при опускании в кипяток.

Основные источники судебника Хаммурапи сообщают и о строгой ответственности судей. Если судья принял решение и уже оформил документ, подтвержденный печатью, а после этого решил пересмотреть дело, то он уплачивал крупный штраф и лишался своей должности. Подобная практика позже применялась в Риме.

Если суду не удавалось обнаружить грабителя, лишившего человека его имущества, то община возмещала пострадавшему его ущерб (23 статья). Эта норма касалась только авилумов. Если убивали члена семьи, то свободный человек получал возмещение от общины в размере одной мины серебра (24 статья). Эта античная мера использовалась в разных культурах, например и в Греции, при этом везде она исчислялась по-разному. В древнем Вавилоне одна мина равнялась примерно 600 граммам. Эти обязательства по судебнику Хаммурапи являются одним из немногих пунктов, регламентирующих жизнь общины.

судебник законов хаммурапи

Строго каралось мародерство. Например, если случился пожар, а сосед пришел в дом свободного человека, чтобы поживиться, то его тут же можно было бросить в тот самый огонь. Эта фраза – буквальна. То есть характеристика судебника Хаммурапи говорит о том, что законы не запрещали самосуд над преступниками.

Телесные наказания

Сын, ударивший своего отца, должен был лишиться своей руки. В этой и многих других статьях воспроизведен принцип, по которому наказанию подвергалась «виноватая» часть тела. За выкалывание глаза по решению суда также выкалывали глаз. То же самое касалось сломанных костей, выбитых зубов и других травм.

За удар по щеке человека, принадлежавшего к высшему сословию, приговаривали к 60 ударам плетью. Если подобный конфликт возникал между равноправными (например, между мушкенумами), то виновник карался штрафом.

Наемный труд и торговля

Множество статей было посвящено халтурной работе и невнимательности. Например, если плотник построил стену, которая после рухнула, то он должен был возвести ее повторно за свой счет.

В Вавилоне были очень важны услуги лодочников, которые перевозили грузы. Если по их вине гибло судно с финиками и т. д., то они были обязаны выплатить собственнику стоимость погибшего имущества. Общая характеристика судебника царя Хаммурапи заключается в том, что любой проступок рассматривался в государственном суде, который мог определить размер взыскания.

Законы, которые регламентировали наемный труд, также определяли стоимость услуг мастеров, ремесленников, строителей, пастухов и т. д. Фиксированные цены позволяли избежать конфликтов между сторонами сделки.

характеристика судебника хаммурапи

Как уже говорилось выше, кража государственной собственности каралась казнью. К воровству причислялись и другие поступки. Например, если человек покупал что-либо у сына авилума. Дело было в том, что дети не могли распоряжаться имуществом семьи. В этом случае такая сделка приравнивалась к краже и наказывалась смертью покупателя. Также наказывались сделки, не оформленные с помощью соглашения. Судебник законов Хаммурапи вообще строго относился к договорам. Например, брак, не оформленный с помощью соответствующей бумаги, не мог считаться законным.

Военная служба

Люди, оказавшиеся в армии царя, получали надел, то есть принадлежали ко второму сословию. Их называли редумами (они кроме земли награждались еще и скотом) и баирумами. Статус военного передавался по наследству. Если военный накапливал достаточно средств, он мог приобрести частную собственность, но при этом он продолжал нести службу. Сделки с государственным имуществом, данным в надел, были запрещены. Если кто-то покупал его (например, скот), то лишался не только покупки, но и своего серебра.

Эти военные были рядовыми. Они подчинялись офицерам – сотникам и десятникам. Чтобы в войске была строгая дисциплина, государство жестоко карало дедовщину. Притеснения офицеров, в том числе и грабеж, карались смертной казнью. Редумы были тяжеловооруженными пехотинцами, тогда как баирумы получали луки и становились стрелками.

Семья

Высшее сословие жило в строгой семье. Так, глава рода мог отдавать в залог своих детей или жену. Кроме того, мужчина определял будущих супругов для своих отпрысков. Женщина находилась в зависимом положении от главы семьи. Так, согласно 177 статье, она должна была хранить верность даже умершему мужу. Независимыми были лишь женщины, ставшие жрицами. Однако они вообще не могли заводить семью, посвящая свою жизнь службе богам (110 статья).

общая характеристика судебника царя хаммурапи

Если жена не могла родить детей мужу, то он мог оставить ее. Для этого ему необходимо было заплатить выкуп, равный приданному, принесенному из дома ее отца. После этого развод мог считаться законным. В случае если во время свадьбы жена не выкупалась вообще, муж должен был оставить ей одну серебряную мину. Развод регулировался судом.

Если жена отличалась упрямым характером, не слушалась супруга или публично унижала его, то он имел право развестись с ней, не уплатив при этом выкуп. Кроме того, муж мог оставить ее при себе и жениться во второй раз. При этом бывшая жена становилась рабыней в его доме.

Но суд также защищал и супругу. Например, если муж отличался пьянством, любил ее унижать, то жена могла обратиться в суд, который имел право разрешить ей покинуть дом и забрать с собой приданое. Члены семьи, уличенные в инцесте, сжигались на кострах. Это считалось страшным грехом и богохульством.

Заключение

После перечисления 282 статей на базальтовом камне следует заключение, написанное от лица Хаммурапи. В нем он перечисляет успехи своего правления и надеется, что его законы даруют счастье и спокойствие его стране.

В заключение дана общая характеристика судебника Хаммурапи. Царь заявляет, что его законы нужны для того, чтобы никто не мог притеснять слабого. Также он заявляет, что справедливость должна быть для всех - от вельмож до сирот и вдов.

В своих обращениях царь часто называет себя превосходным, отменным и мудрым. Источником такой уверенности является то, что царь верил, будто бы законы ему были даны богами, в том числе Шамашем, Мардуком и т. д.

Общая характеристика законов судебника Хаммурапи дана в самом последнем абзаце. Государь верил, что при их исполнении возможен идеальный порядок и совершенное общество, которое будет существовать до скончания веков.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.