Этого замечательного лицедея советской эпохи коллеги по цеху ассоциировали и с русским богатырем, и со знатоком русской поэзии, и с настоящим профессионалом своего дела. Сам Евстигнеев говорил, что «это очень высокий памятник».
Его открытость и доброжелательность никого не оставляла равнодушным из актерской среды. Петр Щербаков был душой компании и балагуром, хотя пресса не проявляла к его персоне слишком большого внимания. А зря, поскольку актерский талант Щербакова действительно был многогранным. Ему подвластны были самые разноплановые образы, начиная от бездушного чиновника и заканчивая ответственным председателем колхоза. Знаменитый Петр Щербаков был любимцем легендарного Мартинсона, и славу актера он вкусил еще будучи молодым человеком. Но заслужил он ее исключительно своим трудом. Актер Петр Щербаков популярен по сей день, его роли в кино хорошо знакомы советскому зрителю. Что же о нем известно?
Факты из биографии
Петр Щербаков, биография которого интересна и примечательна, родился 21 июля 1929 года в российской глубинке, а именно в деревне Поздняково Калужской области.
Он происходил из рабочей семьи, поскольку его отец, как и многие советские граждане, отправился осваивать целинные земли. Его родные по чистой случайности в 30-е годы прошлого столетия не стали жертвами карательных отрядов. После войны отец актера трудился на автозаводе ЗИЛ. Спустя некоторое время на это предприятие пришел работать и Петр Щербаков, попав в конструкторское бюро штамповочно-механического цеха. В вечернее время он постигал науки в автомеханическом техникуме. Такой жесткий график, конечно же, был непривычен для молодого человека, но его настойчивость и упорство в достижении цели помогли ему получить диплом по технической специальности.
Актерская стезя
Однако вскоре перед молодым человеком встала непростая дилемма: стать лицедеем или выбрать карьеру инженера. Мысль о театральной сцене появилась в голове у Петра Ивановича после того, как он совершенно случайно увидел здание ГИТИСа имени Луначарского, даже и не догадываясь о том, где вообще находится этот театральный вуз.
Он смело вошел внутрь учебного заведения и попросил одного из педагогов проверить, есть ли у него задатки актера, вовсе не рассчитывая на положительный результат.
В итоге была создана экзаменационная комиссия, и на прослушивание молодой человек пришел в сопровождении партнерши из клуба, вместе с которой он продемонстрировал сцену из «Бориса Годунова». Экзаменаторы были довольны выступлением юноши, которому было предложено поступать сразу на второй курс, поскольку в то время был набор только на режиссерский факультет. Перед Петром Ивановичем поставили условие: за полгода он должен сдать экзамены за первый курс.
Сокурсниками Щербакова стали также двое молодых людей – Вадим Тонков и Борис Владимиров, которые впоследствии прославились на всю страну благодаря их фееричным выступлениям в образе Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны. Петр Иванович очень быстро подружился с этой парочкой: они вместе занимались, ставили мини-сценки, проводили досуг. Однако спустя некоторое время дороги маэстро с Тонковым и Владимировым разошлись.
Работа в театре
После получения диплома Щербаков Петр, актер пусть и новоиспеченный, отправляется в Германию, а именно в театр группы советских войск.
На протяжении трех лет живя за границей, он постигает на практике азы театрального мастерства. Для молодого человека было в диковинку получать зарплату в марках. Также ему было непривычно видеть принципиально иной уклад жизни, чем в СССР, чему он, конечно же, бесконечно удивлялся.
Работа в «Современнике»
В конце 50-х годов Щербаков Петр (актер) возвращается на Родину и попадает в труппу «Современника». В то время этот храм Мельпомены был пристанищем для неординарных личностей, которые писали повести, сочиняли стихи и писали картины. В театре руководили не партийные чиновники, а сами лицедеи, которые и распределяли зарплату по принципу «как поработал, так и полопал». Здесь Петр Иванович становится руководителем партийной ячейки. Актер никогда не использовал свой пост ради получения материальной выгоды. Собственной жилплощадью Петр Щербаков, фильмография которого насчитывает более 60 ролей в кино, обзавелся не сразу, живя долгое время с сестрами и мамой. В своей новой квартире он прекрасно справлялся с ролью радушного хозяина, с удовольствием принимая множество гостей и потчуя тех всевозможными яствами и угощениями. Он любил шумные компании и всегда был рад, когда ему звонили во входную дверь.
Работа в кино
И, конечно же, Петр Иванович сыграл невообразимое количество ярких ролей в кино, снискав на этом поприще огромную популярность у советских зрителей. В 1958 году режиссер Юрий Егоров приглашает актера принять участие в фильме «Добровольцы», где актер виртуозно сыграл роль метростроевца Вячеслава Уфимцева. Фильм имел фантастический успех. Партнерами Щербакова по съемочной площадке были настоящие звезды советского кино: Элина Быстрицкая, Михаил Ульянов, Леонид Быков, Нонна Мордюкова. Они смогли в полной мере отразить все качества и характеры героев того времени. Однако «Добровольцы» - это не та кинокартина, где сыграл дебютную роль Петр Щербаков. Фильмы «Повесть о первой любви», «Они встречались в пути», «Страницы былого» и короткометражка «Пе-коптер» также хорошо знакомы советскому зрителю.
Грани актерского таланта
Вместе с тем актеру нередко доставались роли, которые хотя и были наполнены интересным материалом, но считались второплановыми. Но даже они запоминались зрителю, который сразу же узнавал в крупной колоритной фигуре Петра Ивановича.
Чем старше становился актер, тем чаще режиссеры доверяли ему роли партийных карьеристов и советских госслужащих. Но талант Щербакова имел широчайший диапазон: даже играя секретарей обкомов, он мог одного показать строгим, другого – робким, а третьего - решительным. Режиссеры с удовольствием приглашали актера играть и комедийные образы. Он феноменально справлялся с актерской задачей, заставляя зрителя смеяться от души. Доказательством того стали работы Петра Ивановича в кинолентах: «Большая перемена» (роль гостя), «Гараж» (роль супруга Аникеевой), «Служебный роман» (роль Бубликова). Как уже подчеркивалось, Щербакову были подвластны разноплановые образы. Зритель до сих пор восхищается его талантливой работой в фильмах: «Зимний вечер в Гаграх», «Битва в пути», «Дни Турбиных», «Город Зеро».
Семья
Петр Щербаков, личная жизнь которого была не лишена драматизма, все же сумел противостоять тем проблемам и перипетиям, которые случились в его судьбе.
Дело в том, что его первая супруга скончалась, незадолго до этого родив мальчика. Петр Иванович какое-то время блестяще справлялся с ролью отца и матери в одном лице. Он нашел в себе силы жениться во второй раз, и его новоиспеченная супруга, Валентина Ивановна, разделила с актером заботы по воспитанию отпрыска. Щербаков-старший души не чаял в своем сыне, который изначально пошел по стопам отца, выбрав актерскую профессию. Он учился в школе-студии МХАТ у самого Олега Табакова. Но потом юноша уехал в США и с успехом работает в Бродвейских театрах.
Скончался Петр Иванович Щербаков 16 марта 1992 года. Похоронили его на Ваганьковском кладбище столицы.