Сбор - это... Уплата налогов и сборов. Федеральные и местные сборы

Сегодня мы поговорим о фискальных сборах как о инструменте важнейшего внутригосударственного механизма, направленного на пополнение бюджета. Мы узнаем об их функциях, разновидностях, недостатках, а также предложим пути их усовершенствования.

Особенности налоговой системы Российской Федерации

Фискальный сбор – это неотъемлемая часть налоговой системы нашей страны. Последняя, в свою очередь, представляет собой перечень взаимосвязанных нормативно-правовых актов, которые и регулируют порядок наложения бремени на субъекты хозяйствования.

Ключевая особенность фискальной системы Российской Федерации заключается в том, что уплата сбора, пусть даже на местном уровне наложения обязательств, абсолютно и в полной мере контролируется действующим Налоговым кодексом. Иными словами, местные органы самоуправления не имеют никакого отношения к установлению налоговых ставок даже на своем уровне.

сбор это

Такой тип ведения фискальной политики называют также закрытым, поскольку она регулируется высшим нормативно-правовым актом – НК РФ, а это значит, что перечень сборов является единым и унифицированным для всех регионов страны. Налоговый кодекс также предусматривает определение ставок фискального бремени.

Виды сборов и налогов в РФ

На сегодняшний день налоговая политика нашего государства имеет многоуровневую структуру. Фискальный сбор – это сложный инструмент внутригосударственной экономической политики, который на протяжении нескольких десятилетий своего существования в независимой стране претерпевал ряд качественных и количественных изменений. Со временем в России менялись уровень национального богатства и степень необходимости пополнения бюджетной казны, а вместе с этим и адаптировалась налоговая политика под новые условия рынка.

Пожалуй, важнейшим и ключевым условием, позволяющим разграничить обязательства перед казной в нашей стране, является уровень управления денежными потоками. Таким образом, налоги бывают следующими:

  • сборы федерального уровня (общегосударственные);
  • региональные обязательства;
  • местные.

уплата сбора

Федеральные сборы

К обязательствам общегосударственного масштаба относятся такие категории фискального бремени, при уплате которых деньги попадают в казну высшей инстанции. К ним относятся следующие:

  1. НДС (налог на добавленную стоимость). Введен одним из первых в РФ, еще в начале 1992 года. Выполняет регулятивную функцию и носит косвенный характер.
  2. Акциз. Представляет собой наценку на определенную категорию товаров (спиртные напитки, ювелирные и табачные изделия, горюче-смазочные материалы). Уплата сбора осуществляется в государственную казну.
  3. Бремя на прибыль. Прямой налог, в качестве объекта обложения которым выступает чистый доход субъекта хозяйствования.
  4. Обязательство на доход от капитала (облагаются полученные проценты, дивиденды и паи).
  5. Подоходный налог – объектом выступают поступления в пользу физических лиц.
  6. Единый социальный взнос, который также является государственным страхованием работающих граждан.
  7. Государственные и таможенные пошлины.
  8. Сборы на пользование сырьевыми базами, земельными недрами, животным миром и прочими природными ресурсами.

уплата налогов и сборов

Налоги и сборы регионального характера

Уплата налогов и сборов на региональном уровне также регулируется действующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ. К таким фискальным обязательствам относятся следующие:

  1. Фискальное бремя на имущество субъекта хозяйствования (например, балансовая стоимость актива). В число последних включается все здания и сооружения, ценное оборудование, но при этом исключены железнодорожные полотна, принадлежащие государству, а также трубопроводы.
  2. Налог на недвижимость (касается только физических лиц).
  3. Денежные сборы, в качестве объектов которых признается доход от реализации товаров и услуг.
  4. Транспортный налог (уплачивают владельцы ТС).
  5. Фискальные обязательства с продаж.
  6. Налоговое бремя на игорный бизнес.

виды сборов

Фискальные обязательства местного уровня управления

Местные сборы - это такие налоги, которые взимаются властями районного уровня. При этом данный процесс по-прежнему регулируется действующим НК РФ во главе с Министерством Финансов. К местным налогам относятся следующие:

  1. Сбор на землю. Взимается как с физических, так и с юридических лиц, в собственности у которых имеются участки. Сумма обязательства поступает в казну того района, на котором данная земля и расположена.
  2. Имущественный налог. Распространяется на физических лиц-собственников, во владении которых присутствуют дома, квартиры и прочая недвижимость.
  3. Фискальное обязательство на рекламу и лицензию.
  4. Дарственные сборы. Объектом выступает имущество, перешедшее физическому или юридическому лицу в дар.

Недостатки современной налоговой системы РФ

Поскольку фискальный сбор – это часть слаженного экономического механизма государства, он является неотъемлемой составляющей общей внутренней политики страны. А какова она, политика Российской Федерации?

Как бы это прискорбно ни звучало, но фискальный механизм РФ находится лишь на первой ступени своего становления. Дело в том, что пытаясь сделать её совершенной, субъекты хозяйствования в тандеме с фискальными органами настолько ее усложнили, что бюджетная система из слаженного механизма превратилась в бюрократическую клоаку.

 федеральные сборы

Пожалуй, с таким огромным количеством однотипных налогов нам далеко до совершенства. Кстати, что интересно: эксперты утверждают, что нашему государству попросту следует сменить консультантов и исследователей, которые приложили немало усилий для составления бестолковых нормативно-правовых актов, действующих на разных уровнях. При нашем потенциале мы смогли бы организовать слаженную и четко работающую систему, но пока что увы…

Пути совершенствования налоговой системы РФ

Поскольку фискальный сбор – это всего лишь малая, хоть и ключевая, часть налогового механизма страны, то совершенствовать бюджетную политику все же необходимо начинать с неё.

местные сборы

Итак, можно привести ряд мер по улучшению сложившейся ситуации:

  1. Необходимо упростить градацию ставок, которая стала привычной применительно к косвенным налогам. Достаточно одной-двух для общего и специального режима фискальной политики.
  2. Следует объединить огромное количество обязательств на пользование лесными, водными недрами, животным миром и прочим. Достаточно бремени на пользование природными ресурсами, не так ли?
  3. Органы местного самоуправления должны принимать непосредственное участие в установлении и регулировании режимов на уровне своей компетенции.
  4. Необходимо чаще проводить инвентаризацию фискальных льгот.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.