Сегодня мы поговорим о фискальных сборах как о инструменте важнейшего внутригосударственного механизма, направленного на пополнение бюджета. Мы узнаем об их функциях, разновидностях, недостатках, а также предложим пути их усовершенствования.
Особенности налоговой системы Российской Федерации
Фискальный сбор – это неотъемлемая часть налоговой системы нашей страны. Последняя, в свою очередь, представляет собой перечень взаимосвязанных нормативно-правовых актов, которые и регулируют порядок наложения бремени на субъекты хозяйствования.
Ключевая особенность фискальной системы Российской Федерации заключается в том, что уплата сбора, пусть даже на местном уровне наложения обязательств, абсолютно и в полной мере контролируется действующим Налоговым кодексом. Иными словами, местные органы самоуправления не имеют никакого отношения к установлению налоговых ставок даже на своем уровне.
Такой тип ведения фискальной политики называют также закрытым, поскольку она регулируется высшим нормативно-правовым актом – НК РФ, а это значит, что перечень сборов является единым и унифицированным для всех регионов страны. Налоговый кодекс также предусматривает определение ставок фискального бремени.
Виды сборов и налогов в РФ
На сегодняшний день налоговая политика нашего государства имеет многоуровневую структуру. Фискальный сбор – это сложный инструмент внутригосударственной экономической политики, который на протяжении нескольких десятилетий своего существования в независимой стране претерпевал ряд качественных и количественных изменений. Со временем в России менялись уровень национального богатства и степень необходимости пополнения бюджетной казны, а вместе с этим и адаптировалась налоговая политика под новые условия рынка.
Пожалуй, важнейшим и ключевым условием, позволяющим разграничить обязательства перед казной в нашей стране, является уровень управления денежными потоками. Таким образом, налоги бывают следующими:
- сборы федерального уровня (общегосударственные);
- региональные обязательства;
- местные.
Федеральные сборы
К обязательствам общегосударственного масштаба относятся такие категории фискального бремени, при уплате которых деньги попадают в казну высшей инстанции. К ним относятся следующие:
- НДС (налог на добавленную стоимость). Введен одним из первых в РФ, еще в начале 1992 года. Выполняет регулятивную функцию и носит косвенный характер.
- Акциз. Представляет собой наценку на определенную категорию товаров (спиртные напитки, ювелирные и табачные изделия, горюче-смазочные материалы). Уплата сбора осуществляется в государственную казну.
- Бремя на прибыль. Прямой налог, в качестве объекта обложения которым выступает чистый доход субъекта хозяйствования.
- Обязательство на доход от капитала (облагаются полученные проценты, дивиденды и паи).
- Подоходный налог – объектом выступают поступления в пользу физических лиц.
- Единый социальный взнос, который также является государственным страхованием работающих граждан.
- Государственные и таможенные пошлины.
- Сборы на пользование сырьевыми базами, земельными недрами, животным миром и прочими природными ресурсами.
Налоги и сборы регионального характера
Уплата налогов и сборов на региональном уровне также регулируется действующими нормативно-правовыми актами, в частности НК РФ. К таким фискальным обязательствам относятся следующие:
- Фискальное бремя на имущество субъекта хозяйствования (например, балансовая стоимость актива). В число последних включается все здания и сооружения, ценное оборудование, но при этом исключены железнодорожные полотна, принадлежащие государству, а также трубопроводы.
- Налог на недвижимость (касается только физических лиц).
- Денежные сборы, в качестве объектов которых признается доход от реализации товаров и услуг.
- Транспортный налог (уплачивают владельцы ТС).
- Фискальные обязательства с продаж.
- Налоговое бремя на игорный бизнес.
Фискальные обязательства местного уровня управления
Местные сборы - это такие налоги, которые взимаются властями районного уровня. При этом данный процесс по-прежнему регулируется действующим НК РФ во главе с Министерством Финансов. К местным налогам относятся следующие:
- Сбор на землю. Взимается как с физических, так и с юридических лиц, в собственности у которых имеются участки. Сумма обязательства поступает в казну того района, на котором данная земля и расположена.
- Имущественный налог. Распространяется на физических лиц-собственников, во владении которых присутствуют дома, квартиры и прочая недвижимость.
- Фискальное обязательство на рекламу и лицензию.
- Дарственные сборы. Объектом выступает имущество, перешедшее физическому или юридическому лицу в дар.
Недостатки современной налоговой системы РФ
Поскольку фискальный сбор – это часть слаженного экономического механизма государства, он является неотъемлемой составляющей общей внутренней политики страны. А какова она, политика Российской Федерации?
Как бы это прискорбно ни звучало, но фискальный механизм РФ находится лишь на первой ступени своего становления. Дело в том, что пытаясь сделать её совершенной, субъекты хозяйствования в тандеме с фискальными органами настолько ее усложнили, что бюджетная система из слаженного механизма превратилась в бюрократическую клоаку.
Пожалуй, с таким огромным количеством однотипных налогов нам далеко до совершенства. Кстати, что интересно: эксперты утверждают, что нашему государству попросту следует сменить консультантов и исследователей, которые приложили немало усилий для составления бестолковых нормативно-правовых актов, действующих на разных уровнях. При нашем потенциале мы смогли бы организовать слаженную и четко работающую систему, но пока что увы…
Пути совершенствования налоговой системы РФ
Поскольку фискальный сбор – это всего лишь малая, хоть и ключевая, часть налогового механизма страны, то совершенствовать бюджетную политику все же необходимо начинать с неё.
Итак, можно привести ряд мер по улучшению сложившейся ситуации:
- Необходимо упростить градацию ставок, которая стала привычной применительно к косвенным налогам. Достаточно одной-двух для общего и специального режима фискальной политики.
- Следует объединить огромное количество обязательств на пользование лесными, водными недрами, животным миром и прочим. Достаточно бремени на пользование природными ресурсами, не так ли?
- Органы местного самоуправления должны принимать непосредственное участие в установлении и регулировании режимов на уровне своей компетенции.
- Необходимо чаще проводить инвентаризацию фискальных льгот.