Органы местного самоуправления – избираемые территориальной общиной административно-бюрократические структуры, которым предоставляется вся полнота власти, в том числе и компетенции по управлению городским (сельским или районным) хозяйством. Полномочия таких структур не выходят за пределы муниципальных образований, а практика проведения регулярных прямых выборов позволяет «привязать» должностных лиц к локальному общественному мнению и социально-экономическим настроениям местной коммуны.
2 уровня муниципальной власти
В соответствии с нашей Конституцией органы местного самоуправления включены в общую систему государственной власти РФ и реализуют свои полномочия на двух базовых уровнях. Первый - городские округа, второй уровень - муниципальные округа. При этом особый статус получили города федерального значения, где распространены внутригородские муниципальные образования, действующие на общих основаниях в соответствии с законом о местном самоуправлении и уставом муниципального образования.
Компетенция
Органы местного самоуправления РФ располагают следующими компетенциями:
- определение приоритетов развития коммунальной экономики, в том числе и за счет промышленной или инфраструктурной специализации предприятий, расположенных на территории муниципалитета;
- формирование местного бюджета и основ региональной налоговой политики, включая решение вопросов, связанных с введением и администрированием местных сборов;
- управление городской собственностью, решение вопросов о привлечении частных инвесторов;
- определение приоритетов и создание планов застройки вверенной территории;
- строительство и поддержка муниципальных коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данного территориального образования;
- благоустройство территории, поддержка местной социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады и т. д.).
Представительные органы местного самоуправления
Они выбираются региональной общиной путем прямого голосования на всеобщих выборах. Обычно к ним относят городских/сельских руководителей и муниципальные собрания. В крупных городах, разделенных на отдельные районы, власть осуществляется посредством префектов и супрефектов. На территории более мелких муниципальных образований жизненно-важные вопросы принимаются на общих собраниях или сходах. Однако в большинстве случаев решения принимаются либо депутатами местных дум, избираемых на 4 года, либо выборочным должностным лицом.
Исполнительные органы местного самоуправления
Кроме того, местные органы самоуправления располагают правом создавать специализированные должности или бюрократические структуры, которым передаются контролирующие функции, а также - полномочия по распределению ресурсов, находящихся в собственности городской общины. Наличие такой структуры или должности фиксируется в принятом уставе муниципального образования. Предоставленные полномочия чаще всего корректируются в зависимости от стратегии и приоритетов социально-экономического развития данной территории. Они также могут быть ликвидированы, если не соответствуют политике, проводимой местными властями.