При перевозке сыпучих строительных материалов незаменима крупногабаритная техника, которая значительно упрощает и ускоряет разгрузку. В последние десятилетия в разы выросли объемы таких перевозок, в первую очередь из-за роста объемов строительства, с которыми самосвалы перестали справляться. Поэтому на сегодняшний день используются специальные прицепы значительных объемов и грузоподъемности.
Что представляет собой конструкция
Полуприцеп самосвальный – это самостоятельно управляющийся механизм, который имеет опрокидывающуюся платформу. Используется он в сельском хозяйстве и строительстве для перевозки сыпучих грузов, имеющих низкую плотность, например земли или щебня, а также угля и руды.
Полуприцеп самосвальный стоит в два раза меньше автомобиля такого же объема. Перевозит он стройматериалов в два раза больше, а значит, быстрее окупается.
Надежное шасси – одно из самых важных условий эксплуатации такой техники, потому что при перемещении полуприцепа наибольшая нагрузка приходится именно на эту часть.
Компаний, производящих самосвальные полуприцепы, много. Их продукция различается по типу разгрузки, геометрии кузова, количеству осей, характеристикам подъемного механизма.
Характеристики и назначение
Технические характеристики полуприцепов самосвальных зависят от назначения спецтехники. А чтобы правильно выбрать конструкцию, нужно в первую очередь знать плотность перевозимого груза. Ведь прицепы с одинаковой грузоподъемностью могут иметь разный объем кузова. Поскольку плотность песка больше плотности угля, которая, в свою очередь, больше плотности керамзита, для перевозки песка и щебня используется техника с объемом кузова 26-28, угля – 35, а керамзита – от 50 до 60 кубических метров.
Можно и керамзит перевозить в полуприцепе объемом 26 кубов, но стоимость перевозки одной тонны этого материала возрастет почти вдвое, и использование такой техники будет нерентабельным. От назначения полуприцепа зависит материал кузова, его толщина и тип подвески.
Для уменьшения собственного веса в изготовлении конструкций большого объема используется алюминий толщиной три миллиметра. Подвеска при этом устанавливается пневматическая. Полуприцепы с рессорной подвеской и стальным кузовом большой толщины используются там, где важна прочность конструкции, например для перевозки тяжелых скальных пород.
Форма кузова
В самосвальных полуприцепах используются кузова двух типов.
Традиционной считается полукруглая форма, которая подходит для перевозки сыпучих грузов. Поскольку при погрузке камни ударяются о борта по касательной, и при этом ударные нагрузки снижаются, то полукруглый кузов сложнее повредить. Кроме того, подобная конструкция всегда прочней, чем прямоугольная, поэтому традиционный кузов всегда прочнее и легче аналога с прямыми бортами. Самое главное его преимущество – это быстрая разгрузка без залипания сыпучих материалов по углам.
Кузов квадратного сечения используется не только для песка и щебня, но и для перевозки материалов прямоугольной формы, например плит или кирпича. Однако при этом его нужно усиливать ребрами жесткости, что негативно влияет на собственный вес.
Тип разгрузки и грузоподъемность
Классический способ задней разгрузки наиболее популярен из-за простоты конструкции, меньшей собственной массы полуприцепов при большем объеме кузова.
Боковая разгрузка удобна, если есть ограничения по высоте, например в помещениях. Поэтому и используются подобные механизмы в сельском хозяйстве для разгрузки в хранилищах. Самосвальные полуприцепы, фото которых представлены ниже, применяют для ускоренной разгрузки на неровных площадках.
Существуют также конструкции, которые выполняют двухстороннюю или универсальную (на три стороны) разгрузку.
Полуприцепы различаются и по способу высыпания материалов. Принудительная разгрузка выполняется с помощью винтового шнека, который выталкивает содержимое во время вращения. При наклонной выгрузке применяются телескопические подъемники.
И еще одно различие в конструкции полуприцепов связано с управлением. Оно может производиться с наружной стороны либо из кабины.
Количество осей в полуприцепе влияет на его грузоподъемность. Четырехосные конструкции с усиленной рамой перевозят до 45 тонн, трехосные – 35 т, а двухосные – 25 т груза.
Тракторный самосвальный полуприцеп
Такой механизм представляет собой компактный вид спецтехники, который используется для перевозки и разгрузки компоста, опилок и силоса в сельском хозяйстве. С его помощью можно транспортировать и тяжёлые грузы, такие как корнеплоды, сыпучие строительные материалы и даже снег.
Полуприцеп тракторный самосвальный с широкопрофильными шинами может быть одноосным, за счет чего уменьшается сцепной вес, и увеличивается проходимость колесного агрегата, или двухосным, предназначенным для перевозки более тяжелых грузов. Тормоза конструкции позволяют удерживать прицеп на месте при стоянках на склонах.
Самосвальный кузов может разгружаться на три стороны в достаточно низких помещениях. Он вмещает в себя при грузоподъемности в пятнадцать тонн примерно двадцать три или тридцать восемь (при прессовке) кубометров строительных материалов.
Удобная и функциональная конструкция позволяет при необходимости выполнить разгрузку даже без поднятия кузова. Автономная гидравлическая система будет работать, если не справляется гидросистема трактора, а отсутствие телескопических цилиндров позволяет отказаться от машинного масла.
Российские производители
Востребованность самосвальной техники на отечественном строительном рынке заставила компании российского автопрома налаживать выпуск именно таких конструкций.
Стандартный трехосный механизм выпускает дочернее предприятие самого крупного в РФ производителя грузовых автомобилей КАМАЗ. ОАО «НефАЗ» выпускает прицеп самосвальный с откидным задним бортом и подъемной передней осью вместимостью 30 кубометров и грузоподъемностью 33 тонны.
Не так давно стал выпускать такую продукцию и Челябинский завод автоприцепной техники. Его агрегаты адаптированы к российским дорогам с любым покрытием и бездорожью. А традиционная форма кузова дополняется современными решениями для увеличения грузоподъемности трехосного полуприцепа.
Машиностроительный завод «ТОНАР» из Подмосковья – один из наиболее известных производителей крупногабаритной строительной техники. Самосвальный полуприцеп «ТОНАР» чаще всего встречается в составе автопоездов. Модельный ряд включает конструкции с объемом 28 и 32 кубометра, четырехосные – от 37 до 44 кубов. На заводе разработана линейка полуприцепов с боковой разгрузкой, которая более безопасна из-за большей устойчивости. Она удобна при небольших высотах помещения и позволяет значительно сократить время работы.
Зарубежные производители
Самым близким зарубежным производителем строительной техники является Белоруссия. Самосвальный полуприцеп «МАЗ» на дороге и стройке узнать нетрудно. Это большой цельнометаллический кузов желто-оранжевого цвета без тента с задней разгрузкой, двухосные конструкции грузоподъемностью 16 и 26 тонн, и трехосные – 35 тонн.
Нельзя спутать с другими и польские полуприцепы «ВЕЛТОН». Самосвальные полуприцепы с верблюдом на борту, откидным тентом на трехосном шасси и задней разгрузкой выполнены из алюминия или стали. Они имеют кузов традиционной формы в виде полутрубы или с прямыми бортами объемом от 27 до 49 кубических метров.
«ВЕЛТОН» – одна из десяти ведущих компаний Европы по выпуску прицепов и полуприцепов, которая производит более шестидесяти типов продукции и внедряет много собственных технических решений.
Преимущества самосвальных прицепов
На сегодня самый распространенный автопоезд состоит из седельного тягача с тремя парами колес и полуприцепа, который имеет три или четыре оси. Грузоподъемность такого механизма доходит до сорока тонн.
Транспортные компании отдают предпочтение именно автопоездам, так как они имеют более высокую грузоподъемность и более экономичны. Осевая нагрузка у них меньше при том же грузе, что и у обычного самосвала. Такие машины могут без проблем эксплуатироваться в пределах лимита осевой нагрузки на любых дорогах.
Для транспортных компаний использование тягачей удобно еще и потому, что на любой из них можно установить конструкцию другого типа. То есть автопоезд «тягач плюс полуприцеп самосвальный» более универсален, чем отдельно грузовик-самосвал. Тем более что купить такой агрегат при наличии парка тягачей можно значительно дешевле, чем грузовой автомобиль.
Полуприцеп самосвальный – спецтехника, которая на сегодня наиболее востребована в строительстве, добывающей промышленности и сельском хозяйстве при перевозках сыпучих грузов. Ведущие европейские и отечественные производители в условиях конкуренции постоянно совершенствуют выпускаемую продукцию и разрабатывают ее новые виды.