Терция - это непросто!

Для тех, кто когда-либо сталкивался с такой музыкальной наукой, как сольфеджио, представление об интервалах является базовым, а потому и довольно понятным. Однако даже простые интервалы таят в себе секреты, о которых может не догадываться юный музыкант. А вам интересно узнать тайны, которые хранят в себе интервалы? Тогда вперёд! Эта статья о тайнах, которые заключены в терции.

Особенный интервал

Терция – это интервал величиной в три ступеньки звукоряда или третья ступень тональности. Малая терция содержит полтора тона, большая - два. Всё, в общем-то, просто. Но не спешите с выводами.

терция это

На самом деле именно терции во многом определяют характер и настроение всего музыкального произведения. Стоит поменять большой интервал на малый – и вот уже в светлом произведении появляются оттенки грусти. Тайна, которую хранит в себе терция, называется ладом. Большая терция служит основанием мажорного трезвучия, малая, соответственно, образует минор. Зачастую вместо трезвучия используются именно эти части, которые не дают сомневаться в ладовой принадлежности произведений.

Нестандартные терции

Помимо больших и малых интервалов, существуют увеличенные и уменьшенные терции. Они образуются в связи с повышением или понижением ступеней лада и требуют обязательного разрешения в чистые интервалы.

Увеличенная терция – это интервал, который строится на 2-й пониженной ступени лада (мажора или минора). При этом 4-я ступень бывает обязательно повышена. Ув.3 разрешается в чистую тоническую квинту. Сам интервал звучит как чистая кварта, отличие будет видно только в нотной записи.

секунда терция

Уменьшенная терция строится вокруг устойчивых ступеней лада. Акустически интервал звучит так же, как большая секунда. Терция в уменьшенном варианте должна быть обязательно разрешена в чистую приму.

  • Уменьшенный интервал 7-й ступени строится в натуральном мажоре и гармоническом миноре при понижении 2-й ступени. Этот интервал всегда разрешается в тонику.
  • Ум.3 второй ступени строится на 2-й повышенной ступени мажора и на 2-й (чистой) минора (при понижении 4-й ступени), разрешается в 3-ю ступень.
  • Ум.3 повышенной 4-й ступени строится в гармоническом мажоре и натуральном гармоническом миноре, разрешается в 5-ю ступень.

На самом деле, увеличенная или уменьшенная терция - это крайне редкое явление в музыке. И всё же знать о них необходимо даже начинающим музыкантам.

Мажор в миноре

Такая особенность, как появление большой терции в финальной каденции минорного произведения, стала очень популярна среди композиторов XVI–XVIII вв. и вошла в историю мировой музыки под названием «пикардийская терция». Такое необычное звучание, прежде всего, обрело свою популярность потому, что считалось символом победы добра над злом, а потому использование пикардийской терции вдыхало надежду в удручающее минорное звучание.

пикардийская терция

Наиболее известным классическим примером использования пикардийских терций стал «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, сборник, состоящий из прелюдий и фуг, написанных во всех существующих тональностях. Большая часть минорных фуг в этом сборнике заканчивается именно оптимистичной большой терцией.

Как строить терции и трезвучия

На первый взгляд всё кажется просто и понятно: терция – это интервал из трёх ступенек. Но начинающего музыканта могут смутить полутона, или проще - чёрные клавиши. Что считать отправной точкой: количество клавиш или названия ступеней?

Все сомнения развеиваются, когда приходит понимание того, что именно ступеньки звукоряда служат основой для построения интервалов, то есть, строя большую терцию от ноты «до», следует считать так: "до-ре-ми" – три ступеньки. Точно так же строятся интервалы вниз. Остаётся только посчитать количество тонов и полутонов, и сразу станет понятно, с какой из терций приходится иметь дело.

большая терция

Тонические трезвучия строятся по следующему принципу:

  • Мажорное трезвучие состоит из большой терции внизу и малой сверху. Как уже говорилось ранее, для того чтобы понять настроение произведения, достаточно бывает нижней большой терции.
  • Минорное трезвучие построено прямо противоположно мажорному: в основании его – малая терция, над которой всегда большая.

Помимо классических тонических трезвучий нередко встречаются увеличенные и уменьшенные. Нетрудно догадаться, что при их построении используются одновременно две больших или, наоборот, две малых терции, образующие соответствующий диссонирующий аккорд.

Музыка таит в себе множество неразгаданных тайн и загадок. И если вам кажется, что теория – это скучно, попробуйте заглянуть чуть глубже, и вы поймете, какой это удивительный и загадочный мир!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.