Вадим Абдрашитов – российский режиссер, чьи фильмы пронзительно и ярко рассказывают о людях, их судьбах, причудливо сложенных Временем и ним же сломанных. В талантливых работах Абдрашитова зритель узнает себя, жизнь свою и знакомых, с ее нравственными, серьезными проблемами, протекающими на фоне сложных драматических процессов в стране, где человек становится песчинкой в круговороте бури, сметающей все на своем пути.
Вадим Абдрашитов, фильмы которого являются лауреатами многочисленных кинофестивалей и награждались различными призами, постоянно ищет себя. Терзаясь в этих поисках, автор трудно и смело рассказывает об окружающей современности, делая это творчески и новаторски.Вадим Абдрашитов: биография
Абдрашитов Вадим Юсупович родился в Харькове 19 января 1945 года в семье военнослужащего Юсупа Шакировича, воевавшего в Великую Отечественную на Белорусском фронте и участвовавшего в восстановлении разрушенного хозяйства Западной Украины. Мама Галина Николаевна работала инженером-химиком.
Сын офицера, Вадим вместе с родителями кочевал по всей стране: Камчатка, Сахалин, Владивосток, Ленинград, Барабинск (куда Юсуп Шакирович был назначен военным комендантом железнодорожного узла). Пребывание именно в Барабинске негативно отразилось на здоровье Вадима: мальчик тяжело заболел, и врачи настоятельно рекомендовали смену климата. От безысходности отец решился написать письмо министру обороны Малиновскому Р. Я. с описанием тяжелой семейной ситуации и просьбой о переводе на юг. Просьбу к всеобщему удивлению удовлетворили, что в семье Абдрашитовых было воспринято как огромное чудо. В 1956 году Юсуп Шакирович был переведен в Алма-Ату.
В поисках своего пути
В алма-атинской школе учеба мальчику давалась легко. В седьмом классе его сильно заинтересовала химия. Вадим за год изучил по этому предмету весь школьный курс. Юноша много читал и увлекался практически всем подряд: от физико-математических кружков до театральных студий. Именно с этими направлениями на определенном временном этапе Вадим свяжет свою жизнь.
1961 год. Физика и космос, толчком к изучению которых станет полет Юрия Гагарина в открытое пространство, перевернувший сознание многих советских граждан, в том числе и Вадима Абдрашитова. Юноша сдал экстерном экзамены за среднюю школу и переехал в столицу, искать себя в плотно заинтересовавшем его направлении. Став студентом знаменитого Физтеха в Долгопрудном, Вадим имел счастье учиться у таких великих ученых как Н. Н. Семенов, Л. Б. Кудрявцев, И. Е. Тамм. Младший брат Игорь также пошел по стопам Вадима и посвятил свою короткую жизнь ядерной физике; в 34-летнем возрасте он умер от облучения.
Мир сквозь стекло объектива
Проведенное в Физтехе время совпало с годами «оттепели»: Вадим с друзьями много пели, читали. Период голоса Высоцкого, песен Окуджавы и Визбора, стихов Вознесенского и Евтушенко, рождения КВН требовал поиска своего «я» и максимальной самореализации. Телевидение – то неизведанное и манящее, в чем мечтал себя проявить Абдрашитов, которого словно сама жизнь направляла в мир киноиндустрии. Подаренный в детстве двоюродным братом фотоаппарат «Комсомолец» увлек мальчишку в мир фотографии, лиц, знакомства с внешним миром через объектив. В далекие годы, будучи еще совсем юным, Вадим вместе с Игорем – младшим братом, выпиливал лобзиком фигурки сказочных персонажей, сооружал декорации, снимал на обратимую пленку диафильмы и показывал их по вечерам в подъезде – импровизированном кинотеатре, куда сбегались ребятишки со всего двора. Потом была театральная студия при Алма-Атинском ТЮЗе, которую будущий режиссер посещал на протяжении нескольких лет. Именно здесь получили старт в большое кино Владимир Толоконников, сыгравший роль Шарикова в кинофильме «Собачье сердце», и народный артист Александр Филиппенко.
Что вынудило профессионального и успешного физика посвятить свою жизнь кино? На этот часто задаваемый вопрос Вадим Юсупович всегда говорит, что о будущем кинорежиссера знал всегда. Ведь все к этому вело: проба пера, просмотр многочисленных кинофильмов, увлечение фотографией, работа в институтской многотиражке. Знакомство с Розовским Марком Григорьевичем, встречи с Герасимовым С. А., Хачатуряном А. И., Роммом М. И. – казалось, жизнь сама направляла Вадима в мир киноиндустрии. Молодой человек стал усердно готовиться к поступлению во ВГИК.
После окончания Физтеха Вадим Абдрашитов (фото советского периода) перевелся в МХТИ, окончил его в 1967 году и, как выпускник данного заведения, отрабатывал полученное образование на заводе по производству цветных кинескопов. Карьеру на этом предприятии Абдрашитов закончил начальником цеха.
Учеба во ВГИКе
В 1970 году Вадим наконец-то поступил во ВГИК, в мастерскую М.И.Ромма – крупного художника, великого режиссера, человека, имевшего огромный багаж энциклопедических знаний. Ромма Михаила Ильича не стало, когда Абдрашитов находился на втором курсе; до диплома студентов доводил Л.А.Кулиджанов.
Первая киноработа, высоко оцененная М.Роммом, – «Репортаж с асфальта» - шестиминутный немой документальный этюд, снятый во время учебы на первом курсе, запечатлевший целый мир с его моделью жизни и системой, и отмеченный многими наградами студенческих кинофестивалей.
На третьем курсе Вадим Абдрашитов, фильмография которого насчитывает не один десяток успешных картин, снял курсовую работу по произведению Г.Горина «Остановите Потапова!», ставшую сенсацией для ВГИКа, дипломной работой талантливого студента и путевкой в мир телевидения, а именно на «Мосфильм», в студию под руководством корифея отечественного кино Ю.Я.Райзмана. Рядом с ним Абдрашитову довелось работать около двух десятков лет. И за эти годы Вадим Юсупович сумел впитать все лучшее, что было в творчестве учителей, с которыми его свела жизнь, а также выработать собственные принципы видения искусства и реализации в нем. После смерти Ю. А. Райзмана Вадим Абдрашитов стал художественным руководителем студии «АРК-фильм» киноконцерна «Мосфильм».
Творческий союз с Александром Миндадзе
В 1975 году, находясь в поисках подходящего сценария для своего кинофильма, Вадим Абдрашитов познакомился с молодым и на тот момент еще неизвестным драматургом Александром Миндадзе. Это знакомство переросло в полный понимания и взаимодействия длительный творческий союз двух близких по мироощущению и душе людей. С Александром Миндадзе за три десятка лет было снято 11 фильмов, среди которых «Плюмбум, или Опасная игра», «Магнитные бури», «Слуга», «Армавир», «Слово для защиты» - первая киноработа, судебная драма, сразу же оказавшаяся под пристальным вниманием критиков и зрителей. Пронзительная история двух женских судеб, узнаваемая в реалиях времени, была просмотрена 35 миллионами человек, и никого из них не оставила равнодушным. В кинофильме, создатели которого были награждены премией Ленинского комсомола, блистали молодые на тот момент О. Янковский, М. Неелова, С. Любшин.
Киноработы Абдрашитова
Герои фильмов Абдрашитова – простые люди, живущие в небольших провинциальных городках, работающие в шахтах, железнодорожных депо, на фабриках и заводах. Все они тонко чувствуют стремительное течение времени, вовлекающее их в свой немыслимый, часто непредсказуемый круговорот, а режиссер рассказывает об очень сложной жизни этих простых людей.
В 1980 году на экраны вышла картина «Охота на лис», высказывающая полное недоверие господствующей идеологии и полное доверие присутствующей реальности. Фильм стал событием в отечественном кино: так правдиво-болезненно о человеке рабочем, как Вадим Абдрашитов, еще никто не рассказывал.
В картинах Абдрашитова на поверхность подняты глубинные проблемы жизни граждан, смело поставлены вопросы, волнующие каждого человека, но часто скрываемые глубоко внутри. В фильме «Остановился поезд» честно и угрюмо предсказана катастрофа: остановился не только поезд. Показана вся изношенность инфраструктуры советской системы и всех ее составляющих.
Высокие точки наблюдения за людьми в кадре и происходящем в целом показаны в «Параде планет» и «Слуге», где социальное превращается в инфернальное, что есть признаком распада и конца. «Слуга» - картина, рассказывающая о рабстве: духовном и внутреннем, и власти, создающей это рабство. Партийный босс и его личный шофер, внезапно превратившийся в дирижера большого хора. Материалом для кинокартины стал не абстрактный материал, а предельно узнаваемые реалии. Дуэт Слуги и Хозяина под руководством режиссера стал каноническим. Актерам Ю. Беляеву и О. Борисову удалось выразительно ярко показать неоднозначную, сложную зависимость глубинных категорий человеческого бытия – рабства и свободы. Вадим Абдрашитов – режиссер, создавший картину творческую и граждански смелую, которая была отмечена Государственной премией СССР.
В кинокартине «Плюмбум, или Опасная игра» рассказывается о проблеме власти, попавшей к человеку, не готовому к этому ни душевно, ни духовно. История мальчика со странным прозвищем Плюмбум, не чувствующего боли, которому одновременно 15 и 40 лет, превратилась в притчу, ставшую известной далеко за пределами СССР.
Вадим Абдрашитов: семья
В семейной жизни режиссер также состоялся. Прекрасный муж и заботливый отец – это Вадим Абдрашитов. Жена – художница Нателла Тоидзе – представительница знаменитой творческой династии, награжденная Золотой медалью Российской академии художеств. Дедушка Нателлы был учеником самого И. Репина.
Сын Вадима Юсуповича – Олег проявил себя как профессионал в области информационных технологий и работает в Америке. Дочь Нина пошла по стопам матери и работает театральным художником.