Михаил Ромм — знаменитый советский режиссер, сценарист. Он является лауреатом нескольких Сталинских премий и народным артистом СССР, многие его фильмы отмечены различными премиями и наградами. Он – классик советского кино, повлиявший на становление эстетики советского кинематографа и ставший учителем для целой плеяды знаменитых кинорежиссеров.
Биография
Михаил Ромм родился в Иркутске, куда незадолго до этого за подпольную революционную работу был выслан его отец, в 1901 году. Дата его рождения по разным данным — 24 января или 21 февраля. Его родители были медиками: отец — врачом-бактериологом, мать — зубным врачом. Через год после рождения Михаила семью выслали в Заиграево (Бурятия), где они жили несколько лет, после чего переехали в Москву.
Там Ромм отучился в гимназии и поступил в Училище ваяния и зодчества. Кинокритики отмечают, что занятия скульптурой повлияли на стилистику Ромма, как режиссера, — его фильмам присуща большая внимательность к фактуре, особая рельефность лиц. В годы Гражданской войны Ромм вступил в Красную Армию, где был связистом, а также служил в продовольственной комиссии. После возвращения он поступил в Высший художественно-технический институт; кроме того, в 1922-1923 годах учился в кинематографической мастерской Льва Кулешова.
Окончив институт в 1925 году, Михаил Ромм работал журналистом, сценаристом и переводчиком.
С 1931 года Ромм был ассистентом режиссера на студии “Союзкино”, а в 1934 году вышел его первый режиссерский фильм “Пышка”.
В 1936 году он познакомился со своей будущей женой — актрисой Еленой Кузьминой, которая снималась в его фильме “Тринадцать”.
В 1937 и 1939 годах Ромм снял два фильма о Ленине (”Ленин в Октябре” и “Ленин в 1918 году”), благодаря которым получил официальное признание.
В 1941 году он снял одну из самых известных картин в своей карьере — “Мечта”.
С 1938 года Ромм преподавал режиссуру во ВГИКе. В числе его учеников — многие классики советского и российского кино: А. Тарковский, В. Шукшин, Т. Абуладзе, Д. Асанова, Г. Чухрай, Б. Яшин, С. Соловьев и другие.
В 1956 году выходит мелодрама Ромма “Убийство на улице Данте”. Фильм успешно прошел в прокате и прославил игравшего в нем молодого Михаила Козакова.
В 1962 году он снимает фильм “Девять дней одного года”, который становится новым этапом в его творческой карьере.
В 1965 году Ромм снял документальную картину “Обыкновенный фашизм” — исследование с помощью кинематографии феномена массового психоза. Последний документальный фильм Михаила Ромма “И все-таки я верю…” остался незавершенным и был закончен после его смерти М. Хуциевым и Э. Климовым.
Умер он 1 ноября 1971 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
А теперь несколько слов о наиболее известных фильмах Михаила Ромма.
“Пышка”
Дебютный фильм Ромма “Пышка”, вышедший в 1934 году, стал одной из последних немых картин в Советском Союзе — в этом же году официально произошел полный переход советской кинематографии к звуковому кино. “Пышка” (основанная на одноименной повести Ги де Мопассана) — это обличающая пороки буржуазного общества комедия, рассказывающая о лицемерных господах и добропорядочной проститутке. Одним из многочисленных достоинств фильма является актерский состав: например, в этом фильме свою первую кинороль сыграла Фаина Раневская.
“Тринадцать”
Кинокартина Михаила Ромма “Тринадцать” 1936 года снята под влиянием вестернов, а именно фильма Джона Форда “Потерянный патруль”. “Тринадцать” — это приключенческое и военное кино, рассказывающее о борьбе отряда красноармейцев с басмачами (партизанском движении Средней Азии, противостоящей советской власти). Эта картина считается одной из первых советских “пустынных фильмов” или “истернов” (названных так по аналогии с вестернами). Она повлияла не только на советский кинематограф, но и на мировой: в США впоследствии было снято три римейка “Тринадцати” — “Сахара” Золтана Корда, “Сахара” Брайана Тренчард-Смита и “Последний из команчей” Андрэ до Тота.
“Мечта”
Фильм 1941 года “Мечта” — экзистенциальная драма и трагикомедия, посвященная обитателям одноименного пансиона, их изломанным судьбах, надеждам и разочарованиям, пропасти между прекрасной иллюзией и угнетающей реальностью. Только главной героине, вышедшей из деревни молодой девушке, хватает силы духа, чтобы не сломаться, а продолжать двигаться дальше в поисках своего счастья. Роль хозяйки пансиона Розы Скороход сыграла Фаина Раневская. Посмотрев “Мечту”, президент США Франклин Рузвельт назвал ее блестящей трагической актрисой, а сам фильм — великолепным. Фильм “Мечта” Михаил Ромм называл “очень личным” — он основывается на его детских воспоминаниях, характерах его родных.
“Девять дней одного года”
“Девять дней одного года” выходит в 1962 году и становится одним из самых важных фильмов шестидесятых. Эта картина рассказывает о работе физиков-ядерщиков и о нравственных вопросах, с которыми они сталкиваются в процессе своих исследований. Фильм “Девять дней одного года” знаменует появление нового советского героя — ученого, интеллигента. Эта тематика присутствует во многих произведениях шестидесятых годов: это был период всплеска интереса к науке, веры в разум, поиска новой эстетики.
“Обыкновенный фашизм”
“Обыкновенный фашизм” (1965) — документальный фильм, в котором используются трофейные киноархивы нацистской Германии, которые при помощи монтажа и музыкального сопровождения становятся авторским высказыванием режиссера. Особенностью фильма является закадровый голос самого режиссера Михаила Ромма — в отличие от привычной в документальном кино торжественности и безликости, его голос кажется человеческим, обыденным, живым, что еще больше подчеркивает антитоталитарный пафос фильма. Кинокартина “Обыкновенный фашизм” оказалась очень успешной: за два года проката ее посмотрело 25 миллионов зрителей.