Самые крупные авиакатастрофы в СССР: история, описание, статистика и список. Женщина, выжившая в авиакатастрофе в СССР

Авиакатастрофы случаются сравнительно нечасто, но каждая из них по-особенному будоражит общество. Это и неудивительно, ведь в них в мгновение ока гибнут десятки и сотни людей. В этом плане не был исключением и Советский Союз. Давайте рассмотрим самые крупные авиакатастрофы в СССР, узнаем их подробности и статистику жертв.

авиакатастрофы в ссср

Список катастроф

Сколько авиакатастроф было в СССР? Если учитывать даже самые мелкие, обошедшиеся без жертв, то их количество будет очень большим, и вряд ли вообще оно поддается исчислению. Мы же остановимся на наиболее известных и крупных крушениях. Список авиакатастроф в СССР выглядит следующим образом:

  • катастрофа под Тифлисом (1925 г.);
  • крушение на Центральном аэродроме Москвы (1935 г.);
  • гибель команды ВВС в Свердловске (1950 г.);
  • авиакатастрофа в Вурнарском районе (1958 г.);
  • катастрофа под Красноярском (1962 г.);
  • катастрофа в Свердловске (1967 г.);
  • столкновение самолетов над Калужской областью (1969 г.);
  • катастрофа в Светлогорске (1972 г.);
  • крушение в Харьковской области (1972 г);
  • авиакатастрофа у Нерского озера (1972 г.);
  • катастрофа под Ленинградом (1974 г.);
  • гибель команды "Пахтакор" (1979 г.);
  • столкновение над Завитинском (1981 г.);
  • катастрофа в аэропорту Омска (1984 г.);
  • авиакатастрофа над Львовом (1985 г.);
  • катастрофа под Учкудуком (1985 г.);
  • катастрофа в аэропорту Курумоч (1986 г.);
  • крушение в Иркутской области (1989 г.).

В данный список попали не только самые большие крушения по числу жертв, но и наиболее резонансные. Конечно, количество авиакатастроф в СССР было гораздо больше, но мы сможем подробно остановится только на вышеперечисленных трагедиях.

Первая катастрофа

Крупнейшие катастрофы в СССР открывает крушение пассажирского самолета Junkers F 13, случившееся под Тифлисом в Грузии в 1925 году. Именно с него можно начинать отсчет авиационных трагедий в советском государстве.

Данный рейс следовал из столицы Грузии в Сухум. На борту самолета было два члена экипажа и три пассажира, летевших по служебному заданию. Через 15 минут после взлета Junkers F 13 неожиданно загорелся. Двое из пассажиров совершили отчаянный прыжок, но разбились насмерть. Остальные пассажиры погибли от взрыва, произошедшего при столкновении самолета с землей.

Достоверную причину возгорания так установить и не удалось, но, по одной из версий, оно случилась из-за того, что кто-то из пассажиров кинул горящую спичку на пол.

Конечно, масштаб данного события по количеству жертв значительно уступает тем катастрофам, о которых мы будем говорить в дальнейшем, но тем не менее именно это авиационное крушение можно назвать первым в СССР.

список авиакатастроф в ссср

Катастрофа на московском аэродроме

Самые крупные авиакатастрофы в СССР продолжаются трагедией, случившейся в мае 1935 года в районе аэродрома города Москвы, который находился в поселке Сокол. Именно тогда летчик Николай Балагин, выполняя на своем истребителе полет, врезался в авиалайнер АНТ-20 «Максим Горький». Кроме него самого, погибло 11 человек из команды экипажа пассажирского самолета и 38 пассажиров. Хотя существуют также альтернативные данные, что пассажиров было 50. Таким образом, общее число жертв варьировалось от 49 до 62 человек.

Вердикт расследования был однозначный – ошибка пилота.

Гибель команды ВВС

Обсуждая авиакатастрофы в России и в СССР, нельзя не вспомнить про гибель игроков хоккейного клуба ВВС в начале января 1950 года, летевших из Москвы в Челябинск на встречу с местной командой. Полет проходил в довольно тяжелых метеорологических условиях, что послужило одной из причин трагедии. Другой причиной назывались проблемы в организации диспетчерской службы, в первую очередь пропускавших на посадку «свои» самолеты, а Ли-2, на котором летела команда ВВС, долгое время находился в воздухе, ожидая разрешения на посадку.

самые крупные авиакатастрофы в ссср

Таким образом, статистика авиакатастроф в СССР пополнилась ещё девятнадцатью жертвами, из которых 8 были членами экипажа и 11 – игроками команды.

Крушение в Вурнарском районе

Как и другие крупные авиакатастрофы в России и в СССР, трагедия в Вурнарском районе останется надолго в памяти людей, особенно родственников погибших. Она случилась около деревни Булатово Чувашкой АССР в октябре 1958 года.

Самолет Ту-104А перевозил делегацию китайских партийных деятелей из Омска в Москву, но в пункте прибытия из-за плохих метеорологических условий экипаж авиалайнера получил отказ в посадке. Аналогичная ситуация повторилась и в Горьком. Поэтому экипаж принял решение лететь в Свердловск. Но данное решение предусматривало кардинальную смену курса. При выполнении этого сложного маневра самолет попал в сильнейший воздушный поток, из-за чего он перешел в пикирование, что и послужило причиной столкновения с поверхностью земли.

В результате крушения погибли 9 членов экипажа и 71 пассажир.

Трагедия под Красноярском

Конечно, все случившиеся авиакатастрофы в России и в СССР - огромная беда, но среди остальных можно выделить трагедию под Красноярском в июне 1962 года. Она отличалась от других тем, что причиной стала не ошибка пилота или диспетчера, не неисправность самолета, и не метеорологические условия, а попадание ракеты зенитной установки.

Примечательно, что причина крушения самолета Ту-104, совершавшего полет из Иркутска в Омск, оставалась загадкой. Только при обследовании частей авиалайнера на месте катастрофы удалось обнаружить повреждение обшивки фюзеляжа. Причем пробоина была с внешней стороны. Только потом выяснилось, что поблизости проводились военные учения, и вследствие плохих метеорологических условий одна из зенитных ракет сбилась со своей первоначальной цели и перенацелилась на Ту-104.

Итогом этой трагедии стала гибель восьми членов экипажа и 76 пассажиров. По численности жертв не было до тех пор такой масштабной авиакатастрофы в СССР.

Авиакатастрофа в Свердловске

Очередной трагический рекорд был поставлен в 1967 году близ Свердловска, где потерпел крушение пассажирский авиалайнер Ил-18. В этой катастрофе погибли 99 пассажиров и 8 человек из членов экипажа. И опять же, все авиакатастрофы в СССР, которые случались до тех пор, не могли сравниться по числу жертв с этой.

Причину трагедии достоверно установить так и не удалось. Самолет на большой скорости врезался в землю, вследствие чего разбился на множество осколков. Впрочем, были выдвинутые версии о технической неисправности аппарата.

Катастрофа над Калужской областью

Конечно, упоминая самые крупные авиакатастрофы в России и СССР, никак нельзя обделить вниманием крушение под Юхновым в 1969 году. Ведь это была самая масштабная катастрофа в Советском Союзе по числу жертв из тех, что случились вследствие столкновения двух летательных аппаратов. Кроме того, это было наиболее крупное крушение на территории Калужской области.

Катастрофа произошла вследствие столкновения авиалайнера Ил-14М и военно-транспортного самолета Ан-12БП. Итогом этого трагического события стала гибель 24 человек на борту пассажирского и 96 человек на борту военного самолета. В том числе погибли 5 членов экипажа обоих воздушно-транспортных средств.

Причиной катастрофы было признано нарушение обоими экипажами параметров заданной высоты.

Трагедия в Светлогорске

Среди остальных авиационных катастроф, произошедших в Советском Союзе, следует выделить трагедию 1972 года в городе Светлогорске Калининградской области. Именно тогда военно-транспортный самолет Ан-24Т, совершая плановый облет, потерпел крушение. Трагизм данного события в том, что при падении самолет упал на детский сад. В результате погибли не только все 8 членов экипажа, но также трое сотрудников дошкольного учреждения и 24 ребенка. Общее число жертв трагедии составило 34 человека.

Хотя данное трагическое происшествие власти пытались скрыть, но, тем не менее, событие такого масштаба не могло не стать достоянием общественности. Расследование велось в строгой секретности, а его результаты были оглашены только в 2010 году, то есть уже после распада СССР. Согласно заключению, причиной трагедии стала неудовлетворительная подготовка пилотов. Но ни одно уголовное дело в связи с этим событием так и не было открыто, хотя и были сняты с постов несколько десятков высокопоставленных военнослужащих.

Учитывая, что причиной трагедии стал военный самолет, то данное событие можно записывать в военные авиакатастрофы в СССР.

Катастрофа в Харьковской области

Ещё одна крупная катастрофа случилась в 1972 году в Харьковской области около села Русская Лозовая. Именно там разбился пассажирский самолет Ан-10, летящий по маршруту Москва – Харьков. Последствия данного крушения были довольно трагичными – 122 человека погибло, из которых - 7 членов экипажа.

Расследование установило, что причиной катастрофы стали технические недостатки строения самолета. Поэтому вскоре авиалайнеры Ан-10 были сняты с эксплуатации.

Авиакатастрофа близ Москвы

Другой крупной катастрофой, которая произошла в том же 1972 году, стало крушение самолета Ил-62, совершавшего перелет из Парижа в Москву, у Нерского озера при заходе на посадку в конечной точке своего полета. Результатом этой трагедии стала гибель 164 пассажиров и 10 членов экипажа. На тот момент это была самая масштабная авиакатастрофа, случившаяся на территории России. На данный момент по числу погибших её смогла превзойти только трагедия в Омске в 1984 году.

Расследование так и не выявило точных причин катастрофы, но одной из основных версий принято считать неправильную установку высотометра.

Крушение под Ленинградом

Статистика авиакатастроф в СССР и России была бы неполной без упоминания крушения авиалайнера Ил-18В под Ленинградом в 1974 году. Кстати, она стала крупнейшей авиационной катастрофой, которая произошла в окрестностях этого второго по величине города Советского Союза.

Самолет направлялся по рейсу Ленинград – Запорожье, и только отбыл со своего пункта отправки, как у него загорелся двигатель. Экипаж попробовал вернуть авиалайнер в аэропорт, но при посадке пожар только усилился, пилоты потеряли контроль над управлением, и самолет разбился. Причиной катастрофы была названа неисправность в двигателе. В то же время был отмечен профессионализм действий пилотов экипажа, которые действовали четко по инструкции и сделали все возможное, чтобы не допустить трагедии.

В результате этой катастрофы погибло 102 пассажира и 7 членов экипажа. Общее число жертв насчитывало 109 человек.

Гибель футбольной команды «Пахтакор»

Любая авиакатастрофа вызывает значительный резонанс, но особенно она будоражит общественность, когда в ней гибнут известные люди, артисты, спортсмены. Так случилось и в 1979 году, когда в результате столкновения двух самолетов Ту-134 над Днепродзержинском погибли практически все члены футбольной команды Высшей лиги СССР «Пахтакор» из Ташкента. Но даже без учета этого не было ни одной авиакатастрофы в СССР, столь масштабной по числу жертв. В результате этой трагедии погибло общей сложностью 178 человек с обоих самолетов, из них 17 игроков команды «Пахтакор» и 13 членов экипажа авиалайнеров. Ни одно крушение в истории Советского Союза до этого не знало такого большого количества жертв. Кроме того, данная катастрофа до сих пор занимает второе место в мире по числу погибших в результате столкновения двух авиалайнеров.

крупные авиакатастрофы в россии и в ссср

Согласно выводам официального расследования, причиной столь масштабной трагедии стала ошибка диспетчера.

Выжившая

Конечно, столкновение двух самолетов над Завитинском в 1981 году вряд ли попало бы в список: "Крупнейшие авиакатастрофы СССР". Оно примечательно совсем другим. Именно с этим событием связана единственная из всех пассажиров женщина, выжившая в авиакатастрофе в СССР. Именно она сделала известной данную трагедию на весь мир.

Лариса Савицкая, а именно так звалась выжившая в авиакатастрофе в СССР, вместе с мужем возвращалась из свадебного путешествия в свой родной Благовещенск на самолете Ан-24. Трагедия произошла на высоте превышающей 5000 метров, когда авиалайнер столкнулся с военным самолетом Ту-16. Затем официальной причиной катастрофы будет названа несогласованность гражданской и военной диспетчерских служб.

женщина выжившая в авиакатастрофе в ссср

Во время столкновения самолетов Савицкая спала, а проснулась она от сильного толчка и ожога от мороза вследствие разгерметизации корпуса. Часть самолета, где находилась женщина, выжившая в авиакатастрофе в СССР, упала в березовую посадку, что в некотором роде смягчило падение. Кроме того, ей повезло, что она находилась именно в хвостовой части самолета, менее всего пострадавшей от крушения.

Тем не менее вследствие падения Лариса Савицкая получила сильнейшее сотрясение мозга, потеряла почти все зубы, получила несколько травм позвоночника, и переломов конечностей и ребер, но все-таки она осталась жива и даже могла передвигаться. Но так как место падения этой части самолета находилась довольно далеко от населенных пунктов, то Ларису спасатели нашли только через два дня.

Таким образом, она - единственная выжившая в авиакатастрофе. В СССР информация об этом столкновении долгое время скрывалась. Лариса Савицкая прославилась на весь мир только в 2000 году, когда были раскрыты все подробности происшествия.

Существовал только один случай, подобный этому. В 1972 году человек спасся при падении с высоты, превышающей 10 000 метров, после взрыва самолета. Этим человеком оказалась югославка Весна Вулович – стюардесса, выжившая в авиакатастрофе. СССР же до случая с Савицкой, упавшей с высоты, превышающей 5000 метров, не знал подобных прецедентов. Эта женщина стала единственной из 38 человек, находившихся на борту обоих самолетов, которая смогла выжить в крушении над Завитинском.

Трагедия в Омске

Трагедия, случившаяся в аэропорту Омска в 1984 году, имеет ряд деталей, которые выделяют её из числа подобных происшествий. То, что она произошла не в воздухе, а на земле, является отличительной особенностью данной авиакатастрофы. В СССР такое случалось нечасто. Кроме того, по числу жертв данная трагедия является самой масштабной из тех, которые произошли на территории России.

В результате столкновения авиалайнера Ту-154, совершавшего посадку, со снегоуборочными машинами, погибло 169 пассажиров и 4 члена экипажа. Одному пассажиру и пятерым членам экипажа удалось выжить.

Катастрофа под Львовом

Перечисляя крупнейшие авиакатастрофы СССР, следует упомянуть трагедию, случившуюся в 1985 году во Львовской области, на Украине. После катастроф под Харьковом и Днепродзержинском это было самое масштабное авиационное крушение по числу жертв, произошедшее на территории данной советской республики.

Причиной катастрофы стало столкновение военно-транспортного самолета Ан-26 и авиалайнера Ту-134А, совершавшего полет из Таллина в Кишинев с посадкой во Львове. В результате происшествия, которое случилось в непосредственной близости от города Золочев Львовской области, погибло 79 пассажиров гражданского самолета и 9 – военного, а также по шесть членов экипажа с каждого воздушного судна. Выживших не оказалось, а общая численность жертв составила 94 человека.

В результате расследования было установлено, что причиной крушения стала ошибка диспетчеров.

Трагедия под Учкудуком

Как видим, крупные авиакатастрофы в России и в СССР случались довольно часто, но наиболее значимой из них по числу жертв следует считать крушение под Учкудуком на территории Узбекской ССР. Это случилась в 1985 году, на последнем этапе существования страны Советов. Ни одна катастрофа в Советском Союзе не имела такого большого числа погибших людей. Общее число жертв насчитывало 200 человек, из которых 191 пассажир и 9 членов экипажа самолета.

крупнейшие авиакатастрофы ссср

Причиной трагедии стало то, что при полете из Карши в Ленинград экипаж авиалайнер Ту-154 потерял управление, вследствие чего самолет свалился в штопор и упал. Согласно официальной версии расследования, основная часть вины за происшедшее лежит на пилотах, которые отклонились от требований стандартов, набрав предельную высоту, а затем не смогли справиться с управлением в нештатной ситуации.

Крушение в Куйбышеве

Ещё одной крупной катастрофой на закате существования СССР стало крушение самолета Ту-134 в аэропорту города Куйбышев – Курумоч. Трагизм данного события усиливается тем, что произошло оно вследствие пренебрежительного отношения пилота к своим обязанностям. Он поспорил с членами экипажа, что сможет посадить авиалайнер вслепую. Эта попытка завершилась крайне неудачно. Преступная халатность командира экипажа Александра Клюева унесла жизни 70 человек. Выжило только 24 человека из 94 членов экипажа и пассажиров.

Сам пилот остался жив и был приговорен судом к 15 годам тюрьмы. Но позже данный срок был пересмотрен и заменен на шесть лет лишения свободы.

Катастрофа в Иркутской области

Последней крупной авиационной катастрофой, случившейся на территории СССР, можно считать трагедию, которая произошла в 1989 году в Иркутской области. Тогда произошло столкновение пассажирского самолета Як-40, летевшего из Иркутска в Железногорск, с военным вертолетом Ми-8. В результате крушения погибло 33 человека, находившихся на борту самолета, и 7 военных, летевших на вертолете.

статистика авиакатастроф в ссср и россии

Расследование показало, что причиной катастрофы, как уже бывало не раз, стала несогласованность действий диспетчеров гражданской и военной авиации.

Это было последнее крупное авиационное крушение в стране, которая уже к тому времени сама терпела крупнейшую геополитическую катастрофу.

Заключение

Конечно, все авиакатастрофы в России и в СССР по-своему трагичны, но мы постарались остановиться на самых масштабных или резонансных из них. Но, естественно, на полную объективность данный список из восемнадцати трагедий не претендует, и каждый читатель при желании может добавить в него ту авиакатастрофу, произошедшую в Советском Союзе, масштаб которой считает достойной этого.

В то же время не следует забывать: несмотря на то что на данный момент такого государства, как СССР, не существует, авиационные крушения продолжают отбирать жизни наших соотечественников. Память о каждой подобной трагедии, независимо от её масштаба, всегда должна жить в сердцах народа.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.