МАЗ 7310 - четырехосный транспортировщик ракетных баллистических комплексов
Крупногабаритный четырехосный полноприводный автомобиль МАЗ-543 (МАЗ-7310 после изменения ГОСТа) выпускался единичными опытными экземплярами с 1958 года. В серийное производство машина пошла в 1962 году.
Немного истории
25 июня 1954 года по инициативе маршала Г. К. Жукова в Совете Министров СССР было принято решение о создании на Минском автозаводе конструкторских бюро по разработке многоосной внедорожной колесной машины для Минобороны. В короткие сроки на МАЗе было создано СКБ-1 и цех обеспечения опытного производства. Первыми разработками стали восьмиколесные балластные и седельные тягачи, которые после нескольких лет производства были переданы на Курганский завод колесной техники.
Военные функции
Главным предназначением автомобиля МАЗ-7310 была транспортировка ракетных комплексов, после того как выяснилось, что тягач на колесном ходу справляется с задачей лучше, чем гусеничный транспортер. Минский завод был почти полностью переведен на производство ракетного шасси.
Специфика применения машины потребовала разделить цельную кабину на две боковые. Между ними образовалось пространство в которое укладывалась носовая часть баллистической ракеты. Рама также была вогнутой формы в средней части. Швеллерные поперечины имели полуэллиптическую конфигурацию, рассчитанную на погрузку баллистических ракет. Иногда для транспортировки особо крупных ракет использовалась сцепка из двух МАЗов, поскольку один автомобиль не мог осилить многотонный груз.
Технические возможности
Два МАЗа в одной упряжке справлялись с задачей. Помогало сдвоенное рулевое управление. У пары автомобилей было целых восемь колес, которые могли поворачиваться в нужном направлении и тем самым обеспечивали необходимую маневренность автопоезда. Эти же машины работали на стройках, на нефтедобывающих предприятиях, в промышленности. Мощный МАЗ-7310 использовали для транспортировки тяжелых, длинномерных и неделимых грузов.
Постепенно население перестало удивляться, завидев гигантскую машину с четырьмя парами огромных колес. В начале семидесятых годов все чаще стали появляться заметки об огромных военных тягачах. МАЗ-7310, фотографии которого печатали в газетах и журналах, уже не представлял никакой тайны для широких масс. Самоходные установки и ракетные комплексы на этих шасси в открытую показали на военном параде на Красной площади в 1965 году. Затем МАЗ-7310 стал регулярно участвовать во всех демонстрациях, устраиваемых по линии Министерства обороны СССР.
Применение
Кроме использования автомобиля в военных целях, МАЗ-7310 нашел применение в народном хозяйстве. На базе шасси было создано множество различных модификаций: самосвалы, бортовые грузовики, трубовозы, тягачи, пожарные и снегоуборочные машины. Всюду, где требовалась передвижная техника с высоким КПД, задействовали МАЗ-7310.
Машина была внушительных размеров и могла использоваться только на просторных территориях, таких как аэропорты или морские причалы для крупных сухогрузов. В 1973 году на заводе по производству пожарных машин в Прилуках был налажен выпуск АА-60 для аэродромов. Это был настоящий прорыв, так как прежние модификации, созданные на базе ЗИЛ-157, "Урал-375", ЗИЛ-131 с задачей не справлялись по причине недостаточного запаса воды и пенного реагента. А пожарник на базе автомобиля МАЗ-7310 брал в танки 10 тонн средств пожаротушения, 12000 литров водного раствора и 900 литров эффективного пенного вещества.
В зимнее время пожарная версия быстро расчищала снег на взлетно-посадочной полосе, используя мощную пушку, которая выстреливала снежную струю на расстояние до 40 метров. Поскольку МАЗ-7310 - модель универсальная, машину использовали и как пожарную, и как снегоуборочную. При необходимости автомобиль также мог вытянуть пассажирский самолет на стартовую позицию.
Силовая установка
На машине МАЗ-7310 устанавливался дизельный двигатель Д-12-525, созданный на базе танкового В-2. Шестицилиндровая конфигурация с V-образным расположением как нельзя лучше подходила для работы по колесной схеме 8 х 8. Тяга мотора была около 525 л. с. при вращении 2000 обортов в минуту, что соответствовало техническим требованиям в полной мере. Благодаря мощному мотору автомобиль стали называть МАЗ-7310 "Ураган". Трансмиссия была полуавтоматического типа, гидромеханическая, четырехскоростная.
Весовые и габаритные параметры
Технические характеристики машины:
- полная масса - 43200 кг;
- вместимость бензобака - 2 х 160 литров;
- расход горючего - 98 литров на 100 километров;
- длина автомобиля - 14300 мм;
- высота - 3300 мм;
- ширина - 3180 мм;
- колея - 2375 мм;
- база колесная - 2200 х 3300 х 2200 мм;
- дорожный просвет - 400 мм.
Модернизация
В 1977 году машина прошла рестайлинг, в результате чего появилась еще одна, более совершенная версия АА-70. Эта "пожарка" могла тушить возгорание при помощи порошка. Автомобиль нес третий добавочный бак, рассчитанный на загрузку трех тонн реагента. Емкость водяного танка при этом сократили до 9,5 тонн. Пожарная машина, созданная на базе тягача МАЗ-7310, стала самым эффективным передвижным средством пожаротушения на всей территории СССР. Министерство обороны закупало АА-70 в больших количествах. Все военные аэродромы были укомплектованы пожарными машинами Минского автозавода. В гражданскую авиацию техника поступала по остаточному принципу - лимиты, не выбранные Министерством обороны, перенаправлялись "Аэрофлоту".
Примерно так же сверхмощные восьмиколесные МАЗы попадали из воинских частей на "гражданку". Машины списывались в соответствии с окончанием срока службы, установленного для военной автомобильной техники, и направлялись в лесные хозяйства. МАЗ-7310 был незаменимым помощником на лесозаготовках.