Площадь Трех вокзалов в Москве - уникальное место, где на небольшой территории собраны три железнодорожных вокзала в разных архитектурных стилях. За каждым из них стоит история становления российских железных дорог и развития столицы. Сегодня площадь продолжает играть важную транспортную роль, но также является популярным туристическим объектом и визитной карточкой Москвы. В этой статье мы рассмотрим историю создания каждого из трех вокзалов, их архитектурные особенности, а также роль площади в жизни города на разных этапах его развития.
История создания вокзалов
Площадь трех вокзалов в Москве начала формироваться в XIX веке в связи со строительством железных дорог, связывающих Москву с другими городами Российской империи. «Площадь три вокзала» стала крупнейшим транспортным узлом столицы.
Первым в 1849 году построили Ленинградский вокзал по проекту архитектора Константина Тона в стиле классицизма. Это был один из первых железнодорожных вокзалов России, открывший движение по маршруту Санкт-Петербург - Москва.
В начале XX века рядом вырос еще один вокзал - Казанский, выдержанный в стиле модерн. Его построил по своему проекту архитектор Алексей Щусев в 1913 году. Центральную башню вокзала Щусев увенчал стилизованной копией башни ханши Сююмбике из Казанского кремля.
И наконец, в 1904 году открылся Ярославский вокзал, спроектированный в псевдорусском стиле архитектором Федором Шехтелем. Отсюда начинается Транссибирская магистраль, связывающая Москву с Дальним Востоком.
Так на этом небольшом участке Москвы появились сразу три красивейших вокзала, каждый в своем архитектурном стиле. Их ансамбль и по сей день украшает столицу.
Архитектурные стили вокзалов
Вокзалы на площади трех вокзалов в Москве представляют три разных архитектурных стиля. Это классицизм Ленинградского вокзала, модерн Казанского вокзала и псевдорусский стиль Ярославского вокзала.
Ленинградский вокзал выполнен в стиле позднего классицизма, который был очень популярен в архитектуре Российской империи первой половины XIX века. Для этого стиля характерны строгие геометрические формы, симметрия, использование ордерной системы с колоннами, фронтонами, пилястрами. Фасад Ленинградского вокзала украшен массивным портиком с шестиколонным коринфским ордером, а ритм колонн подчеркивает протяженность здания.
В отличие от классицизма, модерн начала XX века тяготел к более свободным, асимметричным композициям, использованию природных мотивов в декоре. Яркий тому пример - Казанский вокзал с его вычурной асимметричной башней, стилизованной под Сююмбикину башню, окнами-ромбами, мозаичными вставками, лепниной с растительным орнаментом.
И наконец, Ярославский вокзал выдержан в традициях псевдорусского стиля, идеализирующего архитектуру древней Руси. Его фасады обильно декорированы кокошниками, изразцами, массивными башенками с шатрами. Несмотря на стилизацию, вокзал отличается монументальностью и размахом, подчеркивая значимость Транссиба, отсюда начинающегося.
Благодаря разнообразию стилей, каждый из трех вокзалов дополняет архитектурный облик площади, создавая гармоничный ансамбль зданий. Их контраст и в то же время слаженность позволяют полюбоваться разными гранями отечественной архитектуры на одной площади.
Роль площади в развитии Москвы
Площадь трех вокзалов стала одним из символов Москвы благодаря уникальному сочетанию архитектурных шедевров разных эпох. Но кроме культурно-исторического значения, эта площадь сыграла большую роль в развитии города как крупнейшего транспортного узла России.
- Во-первых, именно строительство вокзалов дало толчок застройке этого района и формированию нового архитектурного ансамбля. Вокруг вокзалов выросли гостиницы, доходные дома, торговые ряды.
- Во-вторых, возникший транспортный узел потребовал расширения транспортной инфраструктуры Москвы. Район вокзалов связали с центром наземным метро, а в последующие годы здесь построили станцию метрополитена «Комсомольская» и автовокзал.
- В-третьих, вокзалы притягивали в этот район большое количество людей, что стимулировало развитие сферы услуг и торговли. Многочисленные магазины, кафе и рестораны по сей день окружают вокзалы.
Таким образом, благодаря трем вокзалам площадь превратилась в оживленный транспортно-коммерческий центр Москвы, значение которого со временем только возрастало.
Транспортное значение площади
Площадь трех вокзалов в Москве является крупнейшим транспортным узлом столицы и всей России. Через эту площадь проходят пассажиропотоки сразу трех направлений железных дорог:
- Октябрьская железная дорога (Ленинградский вокзал) связывает Москву с Санкт-Петербургом, а также городами северо-запада России;
- Ярославское направление (Ярославский вокзал) — это Транссибирская магистраль, идущая через всю Сибирь до Владивостока на востоке;
- Казанское направление связывает Москву с Поволжьем, Уралом и восточными регионами России.
Кроме того, через площадь проходит несколько линий наземного городского транспорта: троллейбусы, автобусы и маршрутные такси. А в подземном пространстве располагается станция метро «Комсомольская», крупнейший пересадочный узел Московского метрополитена.
Помимо пассажирских перевозок, через площадь осуществляются и крупные грузовые железнодорожные перевозки по всем трем направлениям, особенно по Транссибу. Также здесь расположены технические сооружения и службы трех вокзалов по обслуживанию и ремонту подвижного состава.
В будущем планируется расширение транспортной инфраструктуры площади, в частности строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань с новым вокзалом, а также продлениеから метро от «Комсомольской» до «Казанского» вокзала.
Достопримечательности площади
Площадь Трех вокзалов обладает поистине уникальной концентрацией разнообразных достопримечательностей. Помимо трех красивейших вокзалов с богатой историей, здесь можно увидеть и другие интересные объекты.
Во-первых, конечно же стоит упомянуть грандиозную станцию метро «Комсомольская» со знаменитыми мозаичными панно на тему строительства коммунизма. Ее гигантские залы, отделанные мрамором, вызывают неизгладимое впечатление и по праву считаются одним из символов Московского метрополитена.
Рядом со станцией метро на Комсомольской площади возвышается памятник Владимиру Ленину — олицетворение советской эпохи в истории Москвы и России в целом.
В непосредственной близости от вокзалов расположен и Дворец культуры железнодорожников имени Н.А. Андреева — ярчайший образец советского конструктивизма 1930-х годов в архитектуре. Здание украшено мозаикой, лепниной и скульптурами на тему труда и быта советских железнодорожников.
Также нельзя не упомянуть о старинной гостинице «Ленинградская» на Комсомольской площади, являющейся частью ансамбля сталинских высоток, но при этом самым маленьким небоскребом Москвы.
И, конечно, огромный интерес представляют сами здания вокзалов, их исторические интерьеры, перроны. Особенно впечатляет парадный зал Казанского вокзала со сводчатым потолком, изразцами, витражами и лепниной в восточном стиле.
Площадь как туристическая зона
Площадь Трех вокзалов, без преувеличения, является одним из главных туристических объектов Москвы и входит во все популярные экскурсионные маршруты. Это обусловлено набором уникальных качеств:
- Выдающийся архитектурный ансамбль зданий в разных стилях, представляющий историю Москвы нескольких веков;
- Большая концентрация разнообразных достопримечательностей и культурных объектов на одной площади;
- Ключевой транспортный узел столицы, связывающий исторический центр Москвы с важнейшими направлениями поездок по России.
Эта площадь с ходу позволяет туристам получить яркие впечатления от главных достопримечательностей Москвы, не тратя время на перемещения. За один день здесь можно осмотреть три контрастных по архитектуре вокзала, красочнейшую станцию метро «Комсомольская», грандиозный памятник Ленину, сталинские высотки, а вечером посетить ресторан или филармонию.
Помимо экскурсионного значения, площадь выступает и популярным местом шопинг-туров благодаря обилию магазинов вокруг вокзалов. Также рядом расположены крупные гостиницы, позволяющие комфортно разместиться туристам разного достатка и вкуса.
Сочетание богатого культурного наследия, развитой инфраструктуры и удобного транспортного расположения делает площадь Трех вокзалов поистине идеальным местом для туристических программ в Москве.
Перспективы развития территории
Площадь трех вокзалов является столь важным транспортным объектом Москвы, что здесь постоянно ведется развитие инфраструктуры и планируются новые крупные проекты.
Так, в ближайших планах - строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань от Казанского вокзала в обход старых путей. Для нее возведут новый вокзал, который разгрузит существующий и увеличит пропускную способность этого стратегического направления.
Кроме того, обсуждается проект продления Люблинско-Дмитровской линии метро от «Комсомольской» до «Казанского» вокзала. Это позволит разгрузить колоссальный пассажиропоток станции и улучшить транспортную доступность района.
В планах московских властей и дальнейшее комплексное благоустройство всей территории площади, включая реконструкцию исторических зданий вокзалов. Уже сейчас идет реставрация фасадов, интерьеров залов ожидания.
Таким образом, несмотря на многовековую историю, площадь Трех вокзалов продолжает развиваться, сохраняя свое уникальное значение главных ворот столицы России.