Старинная русская пословица гласит: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся". В этой народной мудрости отразилось то традиционное внимание, с которым простой человек приглядывается к тому, что происходит по ту сторону решётки или колючей проволоки. А современные русские фильмы про зону и тюрьму, список которых достаточно обширен, в значительной мере это любопытство удовлетворяют.
Что смотреть, а что игнорировать
Не только в современном российском, но и во всём мировом кинематографе одним из самых востребованных является жанр экшн, с обязательной интригой и динамичностью развивающихся событий. Наиболее характерной продукцией этого жанра являются бесконечные повествования о приключениях полицейских и воров. А фильмы, в которых демонстрируются результаты работы милиции и полиции, выступают их логичным продолжением. Ибо, как было чеканно сформулировано персонажем Владимира Высоцкого Глебом Жегловым, "Вор должен сидеть в тюрьме!" Удовлетворить внимание простого зрителя к этой теме вполне могут русские фильмы про зону и тюрьму. Список их способен поразить разнообразием. В него входят и фундаментальные произведения русской классики "Калина красная" Василия Шукшина и "В круге первом" по одноимённому роману Александра Солженицына. И вполне проходная продукция телевизионных сериалов. Здесь важно не ошибиться с выбором и определить для себя - что именно вы хотите видеть. А также не следует забывать и о том, что русские фильмы про зону и тюрьму, список которых каждый год обновляется, создаются главным образом теми, кто сами в своей жизни эту зону и тюрьму видели только по телевизору.
"Зона" на экране
Разумеется, не всё в равной степени убого в произведениях на уголовную и тюремную тематику. Вполне заслуживает внимания "Зона" - сериал, ставший широко известным благодаря тому, что его показ на канале НТВ в прайм-тайм был прерван на восьмой серии из за протестов возмущённой общественности. Позднее зрители смогли досмотреть фильм. Но шёл он лишь глубокой ночью.
У проекта появились свои поклонники. Зрительское внимание было оправданным. "Зона" - сериал, заставляющий сопереживать главным героям. А это важнейшая составляющая успеха любого художественного произведения. В фильме множество сюжетных линий, как пересекающихся, так и совершенно автономных. Следует отдать должное авторам этой работы - сами они не были осуждены по уголовным статьям, но материал изучили добросовестно. Сериал отмечен многими яркими актёрскими работами, это проявляется в ролях как первого, так и второго плана. Особенно фактурно в фильме воплощена сложная и многоуровневая интрига во взаимоотношениях между зеками и администрацией. Наблюдая за её развитием, зритель вправе задаться вопросом: "По какую сторону линии раздела находится большая концентрация криминала?"
Про любовь
Одним из самых ярких произведений на криминальную тему стал полнометражный фильм "Тюремный романс", вышедший на большие экраны в 1993 году. В его основу положена реальная история побега из питерской тюрьмы "Кресты" подследственного Мадуева. Вырваться на свободу ему удалось при помощи пистолета, который ему передала следователь по его делу Наталья Воронцова.
В своё время эта необычная любовная интрига наделала много шума и вызвала значительный резонанс в средствах массовой информации. Художественное переложение истории на экран имеет к ней весьма отдалённое отношение. Но зрителям "Тюремный романс" запомнился в первую очередь блестящими актёрскими работами Александра Абдулова, Марины Неёловой, Аристарха Ливанова и Юрия Кузнецова.
На переломе эпох
Российское кино можно отличить от советского с первого взгляда. Обусловлено это тем обстоятельством, что вместе с обрушением Советского Союза исчезли и многие запреты для мастеров кинематографа. Вышедший в 1990 году фильм "По прозвищу Зверь" интересен тем, что советская историческая эпоха в нём завершилась на несколько лет раньше, чем это было в действительности. Главный герой этого повествования, бывший воин-афганец Савелий Говорков, в одиночку воюет против целой банды. И выходит в этой схватке победителем.
Он сметает всё, что встаёт на его пути, в том числе и тюремные решётки и колючую проволоку. Действие происходит в полном соответствии со всеми канонами голливудского вестерна. Сложно поверить, что фильм режиссёра Александра Муратова "По прозвищу Зверь" был снят ещё в Советском Союзе. В главных ролях в нём отметились такие звёзды, как Дмитрий Певцов, Борис Щербаков и Армен Джигарханян.
"Побег". Сериал по американским стандартам
В мировом кинематографе не является чем-то исключительным тот факт, что тот или иной фильм или целый сериал снимается на основе уже существующего произведения. Иногда это делается даже без изменения названия первоисточника. Вышедший на телеэкраны в 2012 году "Побег" - сериал именно такого формата. Он является переложением одноимённого американского телевизионного продукта. В основе сюжета - история двух братьев, выходцев из социальных низов. Волею обстоятельств они оказываются вовлечены в мощный вихрь криминальных и политических интриг.
Водоворот событий заносит героев за колючую проволоку. Действие фильма вполне динамично и не даёт зрителю расслабиться. Всё соответствует законам жанра, вот только сложно сказать - чья в этом заслуга. Авторов адаптации? Или американского первоисточника? Эта работа относится к числу незавершённых. Анонсировано её продолжение. Не исключено, что в новом сезоне она заиграет новыми неожиданными красками. Потенциал для этого ещё не исчерпан.
Незавершённый сериал
Зрители сериала "Тюрьма особого назначения", вышедшего на экраны в 2006 году, до сих пор ждут его продолжения. События воспринимаются как не вполне завершённые. Действие в фильме происходит в суровом северном краю, в стенах бывшего монастыря. Там находится единственная в России тюрьма для помилованных убийц. В конфликт с бандитами, планирующими совершить побег, вступает православный священник отец Павел, которому монашеский статус не позволяет брать в руки оружие. И успешно справляется с многократно его превосходящими силами зла. В этом священнику помог боевой опыт, приобретённый в молодые годы в Афганистане.
Особо ярким сценарием или режиссёрскими решениями, равно как и актёрскими работами, этот фильм не отмечен. О его возможном продолжении пока нет никакой информации.
Набор штампов
Не стал ярким событием недавно показанный сериал "Гражданка начальница". В основе этого фильма - экранизация одноименного романа Фаины Самойловой. Фабула его сколь претенциозна, столь и незамысловата.
Преподаватель высшей школы милиции Ирина узнаёт, что ее возлюбленный арестован по ложному обвинению. Вскоре ему выносится приговор, и отважная женщина, бросив престижную работу в Москве, мчится его вызволять из неволи. События фильма не производят впечатления достоверности, а исполнители главных ролей, возможно, и сами не верят в то, что изображают. Впрочем, в этом нет ничего необычного. То же самое можно сказать и о большей части обычных телевизионных сериалов. Создаётся впечатление. что они штампуются на одном конвейере не приходящими в сознание сценаристами, актёрами и режиссёрами.
Некоторые выводы об увиденном на экране
Нет ни малейшей возможности в рамках одной статьи перечислить все русские фильмы про зону и тюрьму. Список их постоянно увеличивается. Причём не только в длину, за счёт появления в нём новых работ, но и вширь - продолжение удачных работ давно уже стало хорошей традицией. Для этого придуманы даже специальные термины - "сиквел" и "приквел". Последний означает, что действие настоящего фильма предшествует тому, который стал знаменит. Но если составить список трёх лучших российских фильмов на тюремную тематику, то выглядеть он будет следующим образом:
- "В круге первом".
- "Зона".
- "Побег".
Разумеется, любые подобные списки очень условны и всегда субъективны.